Рабочая программа по неделимым классам: направление "Технология. Сельскохозяйственный труд" (для совместного обучения мальчиков и девочек)
календарно-тематическое планирование по технологии на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

направление «Технология. Сельскохозяйственный труд»

(Для совместного обучения мальчиков и девочек)

Статус рабочей программы

              Рабочая программа составлена на основе примерной комплексной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная программа по технологии для 5 классов является комплексной. В нее включены разделы по сельскохозяйственному труду: «Растениеводство»,а также базовые разделы по технологиям технического или обслуживающего труда: учащиеся изучают раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» или разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Кроме того, программа содержит инвариантные разделы: «Черчение и графика», «Технологии ведения дома».  Программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектная деятельность».

Комплексная программа может использоваться как в сельской, так и в городской школе, имеющей пришкольный участок. Она может быть также реализована в малокомплектных школах и школах, ориентированных на углубленное или профильное изучение естественнонаучных дисциплин. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Структура рабочей программы

Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание учебного курса.
  4. Календарно-тематическое планирование.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся.
  6. Список использованной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в программе уменьшены объем и сложность практических работ, которые предусмотрены для выполнения в рамках разделов по техническому и обслуживающему труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.

Рабочая программа имеет базовый уровень и  направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

        Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 70 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология»,  из расчета 2 ч в неделю,

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. 
 
Приоритетными виды общеучебной деятельности:

• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• умение перефразировать мысль (объяснять иными словами), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с предметами биология и химия.

       

              Организация образовательного процесса.

Формы : урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • лабораторно-практическое занятие
  • урок – экскурсия
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

       

           

           

 Методы обучения:

 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Письменного контроля и самоконтроля.
  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

       

.

         

                                       Изменения в рабочей программе.

  В  примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» на изучение учебного материала отведено 70 часов. Согласно годовому календарному учебному графику  МБОУ «СОШ № 39» количество учебных недель – 34 (68 часов). Произведено уплотнение учебного материала. Согласно письма Департамента  общего и профессионального образования Брянской области от 19.06.2012года №1374-09-0 в программу включен раздел «Растениеводство», для реализации обязательного минимума содержания программы.

   

Примерный тематический план, составленный на основе Программ начального и основного общего образования «Технология» (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд»

(Для совместного обучения мальчиков и девочек)

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

      5  

 6

7

Вводный урок

 1

 1

1

Растениеводство

11

13

13

Основы аграрной технологии (осенние работы)

 5

6

6

Основы аграрной технологии (весенние работы)

6

8

8

Создание изделий из конструкционных и поделочных   материалов

16

16

16

Создание изделий из древесины и древесных материалов

8

8

8

Создание изделий из металлов и пластмасс

8

8

8

Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов

14

14

14

Швейные материалы

2

2

2

Изготовление выкроек и раскрой

4

4

4

Пошив изделия

8

8

8

Декоративно-прикладное творчество

 8

8

8

Кулинария

6

6

6

Технологии ведения дома

4

  4

4

Уход за одеждой и обувыо

     2

1

2

Интерьер жилых помещений

2

1

2

Санитарно-технических работ

-

1

-

Ремонтно-отделочные работы

-

1

-

Проектная деятельность

8

8

     8

Итого

  70(68)

     70

70

    Вводный урок

     5 класс (1ч)

         Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

      Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

     Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

РАСТЕНЕВОДСТВО

В результате изучения этого раздела ученик должен:

  знать/понимать полный технологический цикл получения двух-трех видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.

Основы аграрной технологии (осенние работы)

5 класс (5ч.)

   Теоретические сведения. Основные задачи сельскохозяйст венного производства. Отрасли сельского хозяйства: растение водство и животноводство. Понятие «аграрные технологии». Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая. Понятие «система обработки почвы». Обработал почвы под овощные растения: основная, предпосевная и по слепосекння (междурядная).

  Практические работы. Экскурсия на пришкольный участок. Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период. Уборка и учет урожая лука репчатого. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.

  Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.

Основы аграрной технологии (весенние работы)

5 класс (6 ч)

    Теоретические сведения. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивании растений.

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

     Практические работы. Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов овощных растений. Подкормка ранней белокочанной и цвет ной капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.

    Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

В результате изучения этого раздела ученик должен:

    знать/понимать методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделии (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;

    уметь обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Создание изделий из древесины и древесных материалов

5 класс (8 ч)

    Теоретические сведения. Древесина, пиломатериалы и древесные материалы.

Последовательность работ по созданию изделий. Графическое изображение последовательности превращения заготовки в деталь. Сборочная единица. Технологический процесс. Операция. Переход. Установ. Технологическая карта. Разметка плоских деталей. Инструменты для разметки. Приемы разметки линий, окружностей. Разметка по шаблону.

И иды пиления и пил. Конструкции зубьев пил для поперечного и продольного пиления древесины. Приемы пиления. Правила безопасной работы. Назначение операции строгания. Струги и их назначение (шерхебель, рубанок, фуганок). Ножи. Режущая кромка. Крепление и строгание заготовок на верстаке. Приемы и безопасность строгания.

Виды отверстий и их назначение. Виды сверл. Устройство сверл. Устройство и назначение коловорота и дрели. Правильность установки сверла. Разметка отверстий. Приемы сверления коловоротом и дрелью с соблюдением правил безопасного труда.

Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупам, склеиванием. Правила безопасного труда. Виды клеев и их на значение. Подготовка склеиваемых поверхностей. Приемы и режимы склеивания. Правила безопасной работы.

Зачистка изделий напильником и шлифовальной колодкой.

Понятия «машина» и «механизм». Винтовой механизм зажма верстака. Назначение. Устройство. Принцип работы. Кинематическая схема. Виды типовых деталей, их связи (соединения) и условные графические изображения. Типовые соединения деталей.

    Практические работы. Изучение устройства и назначения столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок из досок, брусков, фанеры, ДСП.

Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов. Выбор материалов для творческого проекта.

Ознакомление с заготовками, деталями, сборочными единицами.

Ознакомление с графическим изображением последова-ельности превращения заготовки в деталь. Чтение простейшей технологической карты.

Разметка плоских деталей по размерам с помощью линейки, угольника, рейсмуса, циркуля, шаблона. Разработка и разметка изделия, выбранного в качестве творческого проекта.

Распиливание заготовок при изготовлении изделий из древесины. Выпиливание заготовок деталей по разметке. Пиление в стусле и с упором. Выпиливание деталей проектного изделия.

Ознакомление со стругами. Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком. Крепление заготовок. Строгание заготовок, приемы и контроль качества. Строгание заготовок проектного изделия.

Сверление отверстий в заготовках из древесины. Изучение устройства сверл. Закрепление сверла в коловороте и дрели. Разметка отверстий. Крепление заготовок и их сверление. Сверление деталей проектного изделия.

Соединение деревянных деталей гвоздями, шурупами, склеиванием. Подготовка рабочего места, инструментов и приспособлений. Соединение деталей в проектном изделии.

Изучение устройства и принципа работы винтового механизма зажима верстака. Изучение зубчатого механизма дрели.

Придание окончательной формы проектному изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Защита Творческого проекта.

     Варианты объектов труда. Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеенных изделий, зачистки поверхности, лакирования изделий.

Создание изделий из металлов и пластмасс

5 класс (8 ч)

    Теоретические сведения. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Слесарный верстак и тиски. Их устройство и назначение.

Тонкие металлические листы, жесть и проволока. Их получение и применение. Графические изображения металлических изделий из листов и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж). Развертка объемного изделия. Правила изображения. Проектирование и конструирование изделий. Макетирование. Последовательность изготовления изделия. Технологическая карта.

Правка металлических листов и проволоки. Процесс правки в условиях мастерских и на производстве. Приемы ручной правки. Правила безопасного труда.

Приемы разметки деталей из металлических листов и проволоки. Инструменты и приспособления для разметки.

Резание жести и проволоки. Виды, устройство и применение слесарных ножниц. Приемы работ поясницами. Правила безопасного труда.

Инструменты и приемы для резания проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Инструменты для зачистки.

Процесс гибки металлических заготовок из листов и проволоки. Инструменты и приспособления для гибки. Приемы гибки. Гибка на оправках. Понятие о гибочных приспособлениях и штампах.

Операции пробивания и сверления отверстий в тонких металлических листах. Применяемые инструменты и приспособления. Приемы выполнения отверстий. Правила безопасного труда.

Соединение жести фальцевым швом. Примеры изделий с фальцевым швом. Последовательность выполнения фальцевого шва.

Заклепочные соединения. Виды заклепок. Подбор длины заклепки. Последовательность выполнения заклепочного соединения и применяемые инструменты. Правила безопасного труда.

Устройство и назначение сверлильного станка как технологической машины. Способы передачи движений. Движения резания и подачи. Их регулирование. Установка сверла в патрон. Приемы сверления. Правила безопасной работы на станке.

     Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого учебного проекта из банка проектов. Изучение устройства и назначения слесарного верстака и тисков. Отработка приемов крепления тонких металлических листов и проволоки в тисках. Ознакомление со свойствами тонких металлических листов и проволоки.

Графическое изображение металлических изделий из листов и проволоки. Вычерчивание развертки. Измерение и простановка размеров. Разработка конструкций (эскизов) изделия из жести и проволоки и выбор лучшего варианта, его графическое изображение с простановкой размеров. Изготовление из бумаги макета изделия.

Составление простейшей технологической карты на изготовление изделия. Изображение и планирование последовательности создания изделия, выбранного в качестве творческого проекта.

Правка заготовок из тонких металлических листов и проволоки. Выбор способа правки. Проверка качества правки.

Разметка деталей из металлических листов и проволоки. Разметка по чертежу и по шаблону. Расчет длины заготовки.

Правка и разметка деталей изделия. Вырезание заготовок из жести и проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Вырезание и зачистка деталей изделия (выбранного в качестве творческого проекта).

Гибка заготовок из жести и проволоки в тисках и на оправке. Гибка и получение объемных изделий из жести. Разметка и гибка деталей изделия.

Выполнение операций пробивания и сверления отверстий в жести. Изготовление изделий из жести с креплением деталей болтами и винтами.

Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок. Разметка деталей. Выполнение фальцевого шва. Выполнение заклепочного соединения с соблюдением технологической последовательности.

Изучение устройства сверлильного станка. Крепление сверла в патроне. Выполнение операций сверления (под контролем учителя).

    Варианты объектов труда. Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.

Декоративно-прикладное творчество

5 класс (8 ч)

    Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания.

История выжигания по древесине. Выжигание в быту раз личных народов России. Сущность и назначение процесса выжигания. Материалы и инструменты, применяемые для выжигания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка материала к работе. Перевод рисунка на материал. Устройство электровыжигателя. Подготовка электровыжигателя к работе. Приемы выжигания. Технология выполнения изделия. Приемы окончательной обработки изделия.

История выпиливания лобзиком. Материалы и инструменты, применяемые для выпиливания. Организация рабочего места. Подбор материалов и подготовка их к работе. Разметка рисунка. Назначение и устройство лобзика. Крепление пилки. Подготовка лобзика к работе. Приемы выпиливания. Технология выполнения изделия. Приемы окончательной обработки изделия: зачистка и лакирование поверхности.

Профессии, связанные с технологиями обработки конструкционных материалов.

     Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение /эскиза модели авторского декоративного изделия для выжигания и выпиливания лобзиком вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей.

Нанесение на заготовку рисунка. Настройка электровыжигателя. Освоение приемов выжигания. Настройка столика и лобзика. Выполнение проколов по внутренним контурам рисунка. Выпиливание контура рисунка. Изготовление декоративных изделий. Окончательная обработка изделий.

   Варианты объектов труда. Образцы выполнения выжигания. Образцы выпиливания лобзиком.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

В результате изучения этого раздела ученик должен:

  знать/понимать назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

  уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Швейные материалы

5 класс (2 ч)

    Теоретические сведения. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей в ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

    Практические работы. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Выбор материалов для проектного изделия.

    Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей

Изготовление выкроек и раскрой

 5 класс (4 ч)

    Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления выкройки швейного изделия.

Изготовление выкройки швейного изделия копированием готовой выкройки, с помощью уменьшенного чертежа. Изготовление выкройки фартука с помощью чертежа. Способы моделирования фартука. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.

Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Понятие «декатирование». Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от модели, ширины ткани, вида рисунка. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя.

    Практические работы. Упражнения на копирование готовых выкроек, изготовление выкройки по уменьшенному чертежу, изготовление выкройки с помощью чертежа.

Снятие мерок для изготовления выкройки проектного изделия. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из известных способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

    Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки швейных изделий, которые можно обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.) Ткань для проектного изделия

Пошив изделия

5 класс (8 ч)

    Теоретические сведения. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения стежков. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Ручные операции: перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание детали; заметывание детали; сметывание детали. Условное обозначение операций. Способу контроля качества.

Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Устройство бытовой швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Закрепление машинной строчки. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Регулирующие механизмы: регулятор длины стежка, клавиша шитья назад.

Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Машинные операции: обметывание деталей, застрачивание шва, стачивание деталей. Условное обозначение операций.

Способы контроля качества. Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Состав деятельности по выполнению операций влажно-тепловой обработки: приутюжить шов, разутюжить деталь, заутюжить шов. Условное обозначение операций. Способы контроля качества. Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий.

Окончательная обработка изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Критерии оценки изделия. Способы сопоставления с моделью по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения.

    Практические работы. Выполнение образцов: переноса линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывания срезов; сметывания, заметывания. Выполнение ручных работ на проектном изделии. Заправка швейной машины нитками; выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепок в начале и в конце строчки. Выполнение образцов машинного обметывания, стачивания, застрачивания. Выполнение машинных работ па проект-

ном изделии. Выполнение влажно-тепловой обработки образцов и проектного изделия.

Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Изготовление проектного изделия по составленному плану. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

    Варианты объектов труда. Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые молено обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.).

Декоративно-прикладное творчество

5 класс (8 ч)

    Теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания.

История вышивки. Вышивка в костюме и быте различных народов России. Материалы и инструменты, применяемые для вышивания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых, крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

    Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приемов вышивки. Изготовление рисунков для вышивки вручную и/или с помощью ПЭВМ. Выполнение образ цов вышивальных швов. Изготовление декоративных изделий.

    Варианты объектов труда. Образцы вышивки. Декоративные изделия с вышивкой: прихватки, подкладки под горячее, салфетки или игольницы.

Кулинария

В результате изучения этого раздела ученик должен:

  знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

  уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

5 класс (6 ч)

     Теоретические сведения. Санитария и гигиена кухни. Правила безопасного выполнения кулинарных работ. Организация рабочего места. Понятие «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах.

Рациональное питание. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Виды бутербродов и способы их приготовления. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу. Виды и пищевая ценность горячих напитков. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе, какао. Требования. предъявляемые к качеству горячих напитков.

Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования, предъявляемые к качеству готовых блюд из яиц. Способы окрашивания яиц.

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Сроки и условия хра нения молока, молочных продуктов и блюд из них.

 Первичная обработка молока (кипячение, пастеризация, стерилизация). Критерии определения качества молочных продуктом. Приготовление молока из сухого и сгущенного молока.  Посуда для приготовления молочных блюд. Технология приготовения блюд из молока и молочных продуктов. Требования, предъявляемые к качеству готовых блюд из молока и молочных продуктов.

Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Профессии, связанные- с получением и обработкой пищевых продуктов.

      Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Приготовление горячих напитков: заваривание чая, молотого кофе, приготовление какао. Приготовление бутербродов, блюд из яиц, молока и молочных продуктов. Сервировка стола. Подача блюд к столу. Дегустация блюд. Оценка качества.

   Варианты объектов труда. Чай, кофе, какао. Бутерброды. Блюда из яиц. Блюда из молока и молочных продуктов.

Черчение и графика

В результате изучения этого раздела ученик должен:

  знать/понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

  уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

5 класс

     Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ.

    Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка детали или изделия.

    Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи и технические рисунки.

Технологии ведения дома

В результате изучения этого раздела ученик должен:

  знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;

  уметь планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных за трат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Уход за одеждой и обувью

5 класс (2 ч)

      Теоретические сведения. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды из натуральных тканей. Ремонт одежды. Применение бытовой техники для ухода за одеждой.

     Практические работы. Выбор вида ухода за проектным изделием. Ремонт одежды.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей. Образцы ремонта одежды.

5 класс (2 ч)

     Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Оборудование кухни. Планировка кухни. Функциональные зоны кухни. Создание интерьера кухни. Санитарно-гигиенические работы на кухне. Кухонная утварь и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, бытовой техники, газовых плит, при работе с горячей жидкостью. Применение бытовой техники для мытья посуды и уборки помещений. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

     Практические работы. Планировка кухни. Ознакомление с устройством и принципом действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.

     Варианты объектов труда. Школьный кабинет кулинарии. Кухонные посуда и инвентарь. Бытовая техника. План кухни.

Проектная деятельность

 5 класс (8ч)

     Теоретические сведения. Понятие учебного творческого проекта по технологии. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных или поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

    Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Вы бор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного  изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.

    Варианты объектов труда. Творческие проекты, например приспособление для съема яблок; подставка под горячее; подсвечник; обнова к лету и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.Основным предназначением образовательной области «Технология» ...

рабочие программы и тематическое планирование "Технология. Сельскохозяйственный труд 5-8 кл"

рабочая программа и развернутое тематическое планирование 5-8 классы...

рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)

Рабочая програма по изо и черчению для нежелимых классов...

Рабочая программа по технологии в 6-7 классах (для совместного обучения мальчиков и девочек)

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в  6-7  классах.Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предпола...