Главные вкладки

    Метапредметный подход в обучении как основное требование в условиях реализации ФГОС
    статья по технологии

    Белова Елена Олеговна

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Белова Елена Олеговна,

    учитель технологии МБОУ ЦО № 39

    г. Тулы

    Городское профессиональное сообщество учителей технологии. Методический семинар: «Метапредметный подход в реализации содержания предметной области «Технология» в условиях реализации ФГОС»

    Тема выступления: «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

     «Жизнь на уроке должна стать  подлинной.  

    Сделать ее такой – задача каждого из нас» 

    Добрый день, уважаемые коллеги, тема сегодняшнего семинара продиктована нам новыми современными подходами к содержанию и результатам образования. Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности.

    Как Вы думаете, что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

    Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

    Сам того, не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации ФГОС.

    Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).

     Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

    Теме моего выступления  созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа.

    Если ветер, если ветер

    В голове ученика,

    Что ни утро, что ни вечер –

    Он взлетает в облака.

    Удержи его, пожалуй...

    Вечно нужен глаз да глаз:

    В небесах гарцует малый –

    Возврати такого в класс!

    С ним забот - ну просто бездна!

    Весь его летучий вид

    Говорит: "Сейчас исчезну!.."

    Тут он! Там! Сидит! Летит!

    Вот была б такая скрепка

    Или специальный клей,

    Чтоб они держали крепко

    Улетающих детей!

    Думаю, с этими проблемами сталкиваются все!

    На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания  метапредметности.

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

    Не секрет, что наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8  класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация.   Избежать этого позволяют метапредметные технологии,  результат которых нацелен на  развитие способностей  каждого ученика.

    Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода? Вот вопросы, на которые я искала и ищу ответы при самостоятельном изучении теоретических материалов по новым стандартам.

    Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другой класс на другой урок, мы имеем слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?

    Известно, что метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

                В настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития  универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

    Чтобы помочь ему быть успешным, на помощь учителю приходит так называемый «метапредмет».

    Что такое метапредмет?

    • «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;
    • Метапредмет основан на интеграции;
    • Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала;
    • Метапредмет – это новая образовательная форма.
    • Метапредметный подход в образовании это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов ее решения, применение этих методов на практике.

           Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

    "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). 

    Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией»

             Все это заставляет учителя уходить от привычной структуры урока.

                Какой урок можно назвать метапредметным?  

            Метапредметный урок - это урок, целью которого является:

     - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

     - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

     - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;

     - формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

     - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

     Метапредметный урок -  это урок, на котором:

     - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;

    - обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания. «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, так как в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией;

    - дети учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть формируется умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;

     - ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

    - ученик осваивает способы, даже не деятельности – жизни.

     Метапредметный урок- это урок, с помощью которого:

    происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

    - обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

    - можно подготовить ребенка к реальной жизни; 

    - учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности)  по восстановлению того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности «для будущих поколений»; 

    - вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

            Признаки метапредметного урока:

    1. Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся. Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

    2. Использование образовательных технологий:

    - технология совместного обучения;

    - технология исследовательской деятельности;

    - проектная деятельность;

    - проблемно-диалогическая технология;

    - развитие критического мышления через письмо и чтение;

    - ТРИЗ;

    - тьюторские технологии;

    - игровая технология.

            3. Организация внеурочной деятельности школьников:

    - разработка и реализация надпредметных проектов;

    - участие в исследовательской работе.

           4. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

              5. Целеполагание как обязательный элемент урока.

    6. Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно -

    диалоговая,  дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

    7. Формирование целостности восприятия картины мира:

    - проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

    - развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

    - «поучение» на примере, работа по алгоритму;

    - моделирование;

    8. Умение черпать информацию из всего.

      «Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться»

    Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания.

     К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютерных технологий на уроке и в ходе подготовки к нему. Сейчас  важно, чтобы ученики разрабатывали уроки вместе с учителем,

    делали различные презентации по темам. Это открывает большие возможности для учащихся. При создании ими презентаций, формируются  важнейшие в современных условиях метапредметные навыки:

    • обучающиеся критически осмысливают информацию;
    • выделяют главное, подводят итоги;
    • систематизируют и обобщают материал;
    • грамотно представляют имеющуюся информацию:  доказывают, объясняя;
    • учатся находить проблемы;
    • ориентируются в «глобальной паутине»;
    • самостоятельно осуществляют и осуществляют свою деятельность.

     Для подготовки презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать разные источники информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

        В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером  является одним из элементов   современной молодёжной.

    Плюсы:

    • Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ.
    • Формируется ораторское искусство: мало сделать, надо защитить свою работу.
    • При этом ученики могут работать как самостоятельно, так и в группах, это приводит к чувству ответственности за выполненную работу, итог – созидательный труд, а это один из главных элементов метапредметности.

                  Работа в таком режиме способствует развитию  интереса к предмету.

                Проектная деятельность

    • Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми.
    • В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.
    • Ученику предоставляется возможность посмотреть  работы других участников конкурсов, где  демонстрируется проект, оценить  свою работу, сравнить  с другими, перенять опыт.

    Классификации проектов:

    • Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
    • Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.
    • Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.
    • Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.

    В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

    Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

    Таким образом, работая по реализации метапредметности, необходимо:

    - четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение того, что уже наработано в педагогике;

    - осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль – стать модератором, тьютером, мотиватором, учить детей «учиться». 

                 Свое выступление хочется закончить словами  польского философа Тадеуша Котарбиньского: «Хороший учитель может научить учеников даже тому, чего сам не умеет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

    В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....

    «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

    Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

    Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

    Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

    ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Гниловская ООШ»       ДОКЛАД    «Метапредметный подход в обучениикак основное требование ФГ...

    Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

    ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпр...

    Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...