Урок МАСТЕР-КЛАСС «Приготовление домашнего майонеза»
методическая разработка по технологии (8 класс)
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; расширить знания о здоровом питании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 46.68 КБ |
mayonez.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 8»
Урок МАСТЕР-КЛАСС
«Приготовление домашнего майонеза»
Образовательная область «Технология»
(обслуживающий труд)
8 класс
Автор разработки:
Гомзякова Е.П.
Учитель технологии
2016 г.
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; расширить знания о здоровом питании.
Задачи:
Обучающие:
- учить применять теоретические сведения о здоровом питании на практике;
- научить приготовлению майонеза в домашних условиях.
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;
- развитие навыков решения проблемы здорового питания на основе имеющейся информации.
- развивать коммуникабельные навыки детей;
Воспитательные:
- воспитывать культуру питания;
- создание устойчивой мотивации к здоровому питанию;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. Учить совместным, согласованным действиям в группах, парах.
- воспитание коммуникативной культуры.
Наглядность: презентация в программе Microsoft Power Point «Приготовление домашнего майонеза»; образцы майонезов разных производителей, памятки, рецепты.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; видеокамера. Для практической работы: электрические миксеры – 5, емкости для взбивания – 5, мерные стаканы -5., ложки, тарелки столовые – 5, полотенца столовые – 5. Посуда для дегустации блюд – по числу участников.
Продукты: растительное (подсолнечное, соевое) масло; яичные желтки (куриные, перепелиные); маринад, сок лимона, кипяченая вода.
Межпредметные связи: биология, экология.
Тип занятия: комбинированный урок мастер-класс.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Место проведения: кабинет технологии.
Продолжительность урока: 40 минут.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Расширение знаний в области здорового питания, совершенствование умений в разделе технологии приготовления пищи. | Понимание и определение понятия «здоровое питание», «пищевые добавки». Умение работать с бытовой техникой, соблюдая правила ТБ; Участвовать в групповой и коллективной деятельности во время выполнения практической работы. |
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Извлечение необходимой информации и применение ее на практике Выработка алгоритма действий.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
- Основная часть. Практическая работа.
- Закрепление материала. Рефлексия.
- Домашнее задание. Подведение итогов.
Ход урока
СЛАЙД № 1 1.Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте! Я рада всех видеть на нашем уроке здоровья, тема которого звучит так: «Приготовление домашнего майонеза». Сегодня мы будем говорить о правильном питании и научимся готовить домашний майонез. «Наше здоровье в наших руках» - девиз урока.
СЛАЙД № 2-9 2. Актуализация опорных знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Разминка.
- Как называется искусство приготовления пищи?
- Какая страна считается родиной кулинарии?
- Какую роль играет пища в жизни человека?
- Какие пищевые вещества поступают с пищей? Какую роль они играют для нашего здоровья?
- Что такое калория?
- С какими вредными пищевыми добавками вы знакомы?
- Какие болезни может вызвать неправильное питание?
СЛАЙД № 10 Ученица. «Человеку нужно есть»
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти - нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины - просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
СЛАЙД № 11
Слово учителя. Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния. Чаще всего наше отношение к пище определяется понятиями «вкусно» или «невкусно». Конечно, мы обращаем внимание и на эстетику продуктов питания, но иногда принимаем за «золото все то, что блестит».
Питание - очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствий от удовлетворения чувства голода и от вкусовых ощущений. Но нередко человек, употребив какой-либо продукт питания, не задумывается над последствиями пищевого выбора.
Строя свой рацион, нужно помнить о наиболее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их.
Все мы понимаем значение овощей и фруктов в здоровом питании. Это кладезь витаминов! И все любим салаты! Но задумываемся ли мы над тем, чем мы заправляем их?
Вопрос: Чем можно заправить овощные салаты?
Ответы учащихся: растительным маслом, майонезом, сметаной, лимонным соком
СЛАЙД № 12 3. Основная часть. Практическая работа.
Слово учителя. Предлагаю разделиться на две группы: «Врачи – диетологи», «Домохозяйки» и поговорить о майонезе, без которого не могут обойтись большинство хозяек. Деление на группы.
СЛАЙД № 13-14 Диалог о промышленном майонезе.
Врачи – диетологи:
- Уважаемые домохозяйки, расскажите какие блюда, кроме салатов. вы готовите с майонезом?
Домохозяйки:
- В первую очередь конечно же заправляем салаты, можно использовать в приготовлении запеканок, пиццы, заправить борщ, свекольник…
Врачи – диетологи:
- Читали ли вы, хотя бы раз, состав используемого продукта?
Домохозяйки:
- Нет…
- Да, но не придавали большого значения.
Врачи – диетологи (дают сведения о промышленном майонезе):
- Майонез, не смотря на свое французское происхождение, является одним из наиболее потребляемых, практически повседневным продуктом на столе россиян. В странах Европы и Америки существуют стандарты, согласно которым майонез должен обладать определенным показателем. Тот товар, что продается в наших магазинах под видом майонеза, мировым стандартам, увы, не соответствует. По классической рецептуре, в качестве жировой составляющей в майонез должно входить натуральное растительное масло, содержащее витамины А, D, Е, К, Р.
- К сожалению, в промышленных условиях в состав большинства видов майонезов вводятся модифицированные масла, т. н. транс-жиры. Это полностью искусственный продукт, к усвоению которого организм абсолютно не приспособлен.
Как узнать, какие жиры содержатся в том или ином майонезе? Ответ можно найти на этикетке: если в составе продукта фигурирует «высококачественный растительный жир», имейте в виду, что о натуральном растительном масле речь вообще не идет.
- Пища, приправленная таким майонезом, переваривается желудочно-кишечным трактом с большим трудом. Результат – они вообще не выводятся из организма, навсегда оставаясь в печени, поджелудочной железе, откладываются в виде холестериновых бляшек на стенках сосудов.
Особенно реальной эта опасность становится для любителей «легких» майонезов, им грозит: атеросклероз, лишний вес, эндокринные нарушения, ишемическая болезнь сердца.
Кроме растительного масла и воды в состав майонезов входят пищевые добавки, придающие майонезам различный вкус и аромат.
- Пищевые добавки.
- вещества, улучшающие внешний вид (красители) Е160;
- вещества, регулирующие консистенцию (загустители, эмульгаторы, стабилизаторы) Е412;
- вещества, регулирующие вкус и аромат (ароматизаторы, вкусовые добавки);
- вещества, повышающие сохранность и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты) сорбат калия Е202, бензонат натрия Е211 и др. Чем больше срок годности, тем больше консервантов!
Домохозяйки:
- Как же быть нам, домохозяйкам? Как сделать выбор между полезным и вкусным?
СЛАЙД № 15
Слово учителя: Я могу помочь вам в этом спорном вопросе… Предлагаю в процессе практической работы приготовить майонез своими руками.
СЛАЙД № 16 Оборудование: электрические миксеры, емкости для смешивания. Техника безопасности при работе:
- Включать и выключать электроприбор сухими руками, берясь за вилку, а не за шнур;
- Перед работой проверить исправность шнура электроприбора;
- Не оставлять электроприборы включенные в сеть без присмотра;
- Необходимо стоять на резиновых ковриках, не касаться одновременно электроприбора и батарей парового и центрального отопления, водопроводных труб;
- О всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю.
СЛАЙД № 17 Необходимые продукты:
Яичный желток (яйцо куриное или перепелиное) – 3-4 шт.
Масло растительное (подсолнечное или оливковое) – ½ литра.
Маринад: Сахар – 1 ч. ложка.
Соль – 2 ч. ложки.
Уксус 3%-ный – 2 ст. ложки.
Холодная кипяченная вода – 0,5 стакана;
/или готовый маринад от огурцов (томатов);
/или сок половинки лимона 0,5 стаканом кипяченой воды
Вкусовые добавки: горчица, чеснок – по вкусу.
СЛАЙД № 18 Технология приготовления
- Аккуратно отделить желтки яиц и тщательно взбить их.
- Взбивая вручную, следует вращать венчик в одну и ту же сторону. Далее, не прекращая взбивания, добавляем по капле растительное масло.
- После того как в соус попала примерно 1/3 часть масла, его уже можно вливать тонкой струйкой.
- Добавить в процессе взбивания небольшими порциями маринад (разбавленный сок лимона). После чего масса белеет и принимает финальную желаемую консистенцию.
- При желании добавить горчицу, чеснок.
Мастер-класс учителя Процесс приготовления майонеза учителем отображается на экране с помощью видеокамеры в режиме онлайн.
Практическая работа «
СЛАЙД № 19
Слово учителя: Итак, мы смогли приготовить майонез своими руками. И прежде, чем приступить к дегустации, предлагаю поговорить о продуктах, которые мы включили в состав. Это: растительное масло, яичный желток, маринад, добавки.
Выступают Врачи-диетологи и домохозяйки.
Домохозяйки:
- В состав подсолнечного масла входят ненасыщенные жирные кислоты. Эти кислоты называют витамином F . Потребность в них для человека даже выше, чем в других витаминах. Эти кислоты участвуют в образовании клеточных мембран и оболочек нервных волокон. Они обладают свойством выводить холестерин, оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов .Подсолнечное масло содержит также витамины А, D и Е.
- Желток куриного яйца содержит практически все макро- и микроэлементы периодической системы Менделеева. В нем находятся большинство витаминов, основные запасы минеральных веществ. Желток содержит лецитин – настоящее противоядие от пищевого холестерина. Лецитин – активное антисклеротическое средство, питающее нервную и мозговую ткань.
- Маринад.
Уксус - общеукрепляющее средство, полезен для кожи и коррекции фигуры.
Сахар дает энергию.
Соль участвует в поддержании и регулировании водно-солевого баланса.
- Вкусовые добавки.
Польза горчицы заключается в повышении аппетита. Она содействует расщеплению жиров, стимулирует обмен веществ.
Чеснок разжижает кровь, это натуральный антибиотик, укрепляет иммунную систему.
СЛАЙД № 21
Слово учителя:
Есть еще наиболее полезный, щадящий вариант приготовления домашнего майонеза. Использовать в его приготовлении: оливковое масло, перепелиные яйца и заменить маринад разбавленным лимонным соком.
Врачи – диетологи:
- Оливковое масло почти полностью состоит из ненасыщенных жирных кислот, которые снижают уровень вредного холестерина. Способствуют профилактике сердечнососудистых заболеваний, диабета и ожирения. Укрепляют стенки кровеносных сосудов. Укрепляют костную ткань, мышцы и клетки стенок кишечника. Замедляют процесс старения и укрепляют иммунную систему.
- Перепелиное яйцо – это настоящая маленькая кладовая витаминов, минералов, аминокислот. По содержанию витаминов перепелиные яйца превосходят куриные в 2,5 раза, по содержанию железа – в 4,5 раза, а по содержанию фосфора и калия в 5 раз! Кроме того, перепелиные яйца при употреблении их в пищу сырыми понижают уровень холестерина в организме.
Перепелиные яйца гипоаллергенны. Кроме того: яйца перепелов никогда не бывают заражены такой опасной бактерией, как сальмонелла, благодаря чему их безбоязненно можно употреблять в пищу сырыми. Способствуют развитию умственных способностей у детей.
Интересный факт: В Японии обязательное ежедневное употребление 2-3 штук перепелиных яиц даже является одним из 12 главных законов страны! Может быть, именно поэтому Япония является сейчас одной из наиболее развитых и передовых стран мира?
- Лимонный сок выводит из организма токсины, снижает уровень сахара в крови у больных диабетом, укрепляет иммунитет, тонизирует, снижает утомляемость и повышает работоспособность.
СЛАЙД № 22
Слово учителя:
Нет вкуснее блюда, чем то, что приготовлено своими руками. Наступил момент дегустации. Королевой нашего стола сегодня будет морковь.
По содержанию Бето-каротина ( витамина А) морковь превосходит почти все фрукты и овощи. Она недорога и доступна в любое время года.
Морковь полезна при самых различных заболеваниях: малокровии, бронхитах, некоторых кожных, сердечнососудистых заболеваниях, при заживлении ран и особенно для глаз и роста.
Лучше всего витамин А усваивается с жиром, так как является жирорастворимым витамином. Поэтому овощи, содержащие каротин, целесообразнее всего употреблять в виде салатов заправленных сметаной, растительным маслом или домашним майонезом!
Дегустация. «Приятного аппетита!»
СЛАЙД № 23
- Закрепление материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слово учителя:
Предлагаю нашим врачам - диетологам поделиться советами о правильном питании, а домохозяйкам рецептами салатов в состав которого входит домашний майонез.
Я, в свою очередь, поделюсь с вами «баночкой домашнего майонеза», в которой закрыт рецепт его приготовления, советы, а так же «Принципом четырех ладоней».
Сейчас предлагаю вздохнуть и выполнить следующее задание.
Задание учащимся: продолжить 5 предложений отражающих тему урока.
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
СЛАЙД № 24
- Домашнее задание.
Выполнить расчет себестоимости 0,5 л. домашнего майонеза в двух вариантах. Сравнить со стоимостью промышленного майонеза. Поврете, результат вас прекрасно удивит!
СЛАЙД № 25
- Подведение итогов. Стихотворение. Читает ученица.
Друзья, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах людям нужны.
Запомните простой наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!
Слово учителя:
Заканчивается наш урок здоровья, но продолжается жизнь. И, если ты «Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь здоров!», а составляющих здоровья очень много. Это и занятие спортом, и отказ от вредных привычек, и соблюдение правил гигиены. И, конечно же, правильное питание.
Надеюсь, что наше занятие прошло с пользой для всех вас. Давайте заботиться о своем здоровье! Я желаю всем: не просто здоровья, я желаю еще и неиссякаемого желания работать над своим здоровьем! Не забывать, что «Наше здоровье в наших руках!»
СЛАЙД № 26
Будьте здоровы!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как называется искусство приготовления пищи?
Какая страна считается родиной кулинарии?
Какую роль играет пища в жизни человека?
Какие питательные вещества поступают с пищей? Какую роль они играют для нашего здоровья?
Что такое калория?
С какими вредными пищевыми добавками вы знакомы?
Какие болезни может вызвать неправильное питание?
Какие известные люди занимались проблемами правильного питания?
Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть !
Врачи – диетологи Домохозяйки
ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАЙОНЕЗ Майонез - повседневный продукт на столе большинства россиян. В странах Европы и Америки для майонеза существуют стандарты . Тот товар, что продается в наших магазинах под видом майонеза, мировым стандартам, увы, не соответствует. В промышленных условиях в состав большинства видов майонезов вводятся модифицированные масла. Это полностью искусственный продукт, к усвоению которого организм абсолютно не приспособлен. Пища, приправленная таким майонезом, переваривается желудочно-кишечным трактом с большим трудом. Результат – они вообще не выводятся из организма, навсегда оставаясь в печени, поджелудочной железе, откладываются в виде холестериновых бляшек на стенках сосудов.
ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ вещества, улучшающие внешний вид (красители) Е160; вещества, регулирующие консистенцию (загустители, эмульгаторы, стабилизаторы) Е412; вещества, регулирующие вкус и аромат ( ароматизаторы , вкусовые добавки) ; вещества, повышающие сохранность и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты) сорбат калия Е202, бензонат натрия Е211 и др.
практическая работа «Приготовление домашнего майонеза»:
ОБОРУДОВАНИЕ ТБ при работе Включать и выключать электроприбор сухими руками, берясь за вилку, а не за шнур; Перед работой проверить исправность шнура электроприбора; Не оставлять электроприборы включенные в сеть без присмотра; Необходимо стоять на резиновых ковриках, не касаться одновременно электроприбора и батарей центрального отопления; О всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю.
Необходимые продукты: Яичный желток– 3-4 шт. Масло растительное– ½ литра. МАРИНАД: Сахар – 1 ч. ложка. Соль – 2 ч. ложки. Уксус 3%-ный – 2 ст. лож Холодная кипяченая вода 0,5 стакана ИЛИ ГОТОВЫЙ МАРИНАД Вкусовые добавки: горчица, чеснок – по вкусу.
Технология приготовления Аккуратно отделить желтки яиц и тщательно взбить их. Далее, не прекращая взбивания, добавляем по капле растительное масло. После того как в соус попала примерно 1/3 часть масла, его уже можно вливать тонкой струйкой. Добавить в процессе взбивания небольшими порциями маринад . После чего масса белеет и принимает желаемую консистенцию. При желании добавить горчицу, чеснок.
О продуктах…. Масло растительное подсолнечное Желток куриного яйца. МАРИНАД Уксус Сахар Соль Вкусовые добавки: горчица, чеснок.
О продуктах…. Сок лимона Яйца перепелиные Оливковое масло
Дегустация «Приятного аппетита!» ЖИРОРАСТВОРИМЫЙ ВИТАМИН «А »
Задание: продолжить предложения 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось….
Домашнее задание Выполнить расчет себестоимости 0,5 л. домашнего майонеза в двух вариантах. Сравнить со стоимостью промышленного майонеза. Р езультат вас прекрасно удивит!
«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ !» «Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь здоров!»
! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помогать ребенку в приготовлении домашнего задания
Памятка для родителей...
Пямятка для родителей "Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания"
Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.У Ваше...
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий
Уважаемые родители!Надеюсь, данные советы и Вам помогут, и Вашим детям...
Условия организации приготовления домашних заданий
Как правильно организовать дома учебную деятельность Вашего ребенка....
Помощь ребенку в приготовлении домашних заданий
Памятка родителям....
Как помогать ребенку в приготовлении домашнего задания
Как помогать ребенку в приготовлении домашнего задания...