Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке
статья по технологии

Никитина Ирина Сергеевна

Использование активных методов и приѐмов на уроках технологии способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx79.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Институт по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

  1. «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

                                     Студент:

                                                               номер договора    31355 

Никитина Ирина Сергеевна

                                                 Специальность:
                                                        Учитель технологии

Москва, 2020г

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Новые образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………......…5

1.1. Понятие образовательной технологии.…………………….………….……5

1.2. Информационно – коммуникационная технология ………………….....…6

1.3. Технология проектного обучения……………………………………...……8

1.4.Здоровьесберегающие технологии …………….........................…………..11

1.5. Технология проблемного обучения ……………………………………… 13

2.  Новые образовательные технологии на уроках технологии……………    14

2.1. Требования к учителю и уроку технологии в свете ФГОС........................14

2.2.Информационно-коммуникационные технологии и технологии проектного обучения на уроках технологии ………………......…… ……       19

2.3. Здоровьесберегающие и игровые технологии на уроках технологии.......25

Заключение ………………………………....……………………………....…... 37

Список литературы………………………….………………………………...... 39





                                           

                                         

                                         Введение

     Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности обучающихся, формированием свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования, использование которых:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
  • реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
  • были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед каждым учителем встает вопрос о том, как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Таким образом, встает проблема организации работы в этом направлении учащихся на уроках технологии и создание условий для организации их деятельности, в связи с этим, определяю цель: исследование возможностей продуктивного использования новых образовательных технологий на уроке.

Для достижения этой цели в процессе педагогической деятельности мною решаются следующие задачи:

1. изучить содержание понятий «современные образовательные технологии»;

2. охарактеризовать основные образовательные технологии;

3. исследовать возможности продуктивного использования основных образовательных технологий (ООТ) в контексте обучения школьников на уроках технологии.

Объект работы: современные образовательные технологии (СОТ)

Предмет: продуктивное использование новых образовательных технологий в школе на уроках технологии.

Научная новизна и практическая значимость состоит в актуализации проблемы изучения активных форм в процессе обучения школьников на уроках технологии с целью определения основных путей и способов, стимулирующих процесс обучения.


 I. Новые образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

1.1. Понятие образовательной технологии.

     Термин «образовательная технология» как и остальные термины дидактики весьма многозначен  (более трехсот формулировок). Вот несколько примеров определения данной категории:

  • содержательная техника реализации учебного процесса (В.С. Беспалько);
  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
  • продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя (В.Н. Монахов);
  • системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Групповые технологии
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология развития критического мышления
  • Модульная технология
  • Проектная технология
  • Кейс – технология
  • Технология мастерских
  • Здоровьесберегающие технологии

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе необходимо использовать различные современные образовательные технологии, они дают возможность повышать качество образования, они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Рассмотрим некоторые, часто применяемые мной на уроках образовательные технологии.

1.2. Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей возможно через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Благодаря использованию ИКТ-технологий становится возможным выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц, кроссвордов), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Интернет дает возможность учащимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни и для детей с ОВЗ. Использование Интернет позволяет организовать дистанционное обучение, дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.

Таким образом, мы видим, что применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

1.3. Технология проектного обучения

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы проекта, определение его цели и задач. Обоснование необходимости изготовления продукта.

2.Формулирование требований к проектируемому продукту.

3.Разработка нескольких вариантов продукта и выбор наилучшего.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору темы проекта

Технологический этап

1.Разработка конструкции и технологии изготовления продукта.

2.Подбор материалов и инструментов.

3. Организация рабочего места.

4. Изготовление продукта с соблюдением правил безопасной работы.

5. Подсчёт затрат на изготовление

Регулярное консультирование по содержанию проекта. Помощь в систематизации и обработке материала, консультации по оформлению проекта

Заключительный (аналитический) этап.

Рефлексия.

1. Окончательный контроль готового продукта.

2. Испытание продукта.

3. Анализ того, что получилось, а что нет.

4. Защита проекта.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта, оценивание каждого участника.

Таким образом, проектная методика:

1. Характеризуется высокой коммуникативностью;

2. Предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. Особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке технологии;

4. Основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов обобщающего урока. Программой заложено четыре творческих проекта в 5-8 классах по разделам "Интерьер", "Кулинария", "Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла».

1.4. Здоровьесберегающие и игровые технологии

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся: 

  • перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;
  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
  • несформированность навыков здорового образа жизни;
  • плохая экология;
  • кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Так же следует особое внимание уделить профилактике стрессов, для этого необходимо использовать:

  • работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Кроме этого, применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

1.5. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения не является новой: она развивалась в 20 – 30 годы, как в советской России, так и за рубежом. А основу её заложил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Для осуществления проблемного обучения недостаточно только создать проблемную ситуацию. Поэтому Геббсом и Козелецким были выделены фазы проблемного обучения, в которых и осуществляется педагогический процесс, характеризуемый активностью и самостоятельностью учащихся:

  • I фаза – создание проблемной ситуации;
  • II фаза – формирование гипотез решения;
  • III фаза – проверка решения с систематизацией полученной информации.

Поэтому, проблемное преподавание включает такие фрагменты деятельности учителя и ученика, как организация проблемной ситуации и формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Использование технологии проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эта технология позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития школьников, развития их способностей к самообучению, самообразованию. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность ученика, создавать ситуацию успеха.

Это подтверждают результаты диагностического контроля. Учащиеся лучше справляются с решением качественных задач в контрольных работах; уровень общеучебных умений и навыков становиться выше, развивается речь учащихся. Даже слабые ученики при постепенном повышении требований начинают участвовать в обсуждении проблем, учатся думать, не боятся высказывать свои мысли.

Несмотря на то, что в последнее время контингент учащихся в нашей школе меняется не в лучшую сторону, применение технологии проблемного обучения позволяет поддерживать у учащихся интерес к урокам, сохранить качество знаний.

Технология проблемного обучения, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения любого предмета. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности и как же как и другие технологии, имеет преимущества, которые способствуют не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения, и недостатки - это большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

2. Новые образовательные технологии на уроках технологии.

2.1. Требования к учителю и уроку технологии в свете ФГОС

Нет такого учителя, который не хотел бы чтобы его предмет вызывал у школьников глубокий интерес. Чтобы уроки стали эффективными, помогут современные технологии обучения, позволяющие добиваться поистине потрясающих результатов гораздо меньшими усилиями учителя и учащихся. Для этого используются различные технические средства, ушедшие далеко вперед: интерактивная доска, компьютер, проектор - вот далеко не полный перечень всех технических средств. Необходимо учащегося из пассивного объекта обучения превратить в активного участника образовательного процесса, что и предполагают современные технологии обучения. Следовательно, и педагог должен перестать играть роль простого информатора, а стать организатором познавательной деятельности учащихся и своего рода катализатором процесса и генератором идей.

Современный учитель - это профессионал, который̆:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий̆;
  • инициирует действия учащихся;
  • консультирует и корректирует их действия;
  • находит способы включения в работу каждого ученика;
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта

Современный учитель, владеет и применяет развивающие технологии;

Современный̆ учитель обладает информационной̆ компетентностью;

Современный учитель – менеджер, который управляет процессом обучения, а ученик – активная личность. Он ставит цель, достигает ее, перерабатывает информацию, применяет знания на практике.

Урок был, есть и остаётся главной формой организации учебного процесса. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Что же представляет собой современный урок? 

Современный урок – это:

  • Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…);
  • Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • Урок, содержащий разные виды деятельности;
  • Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • Современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • Современный урок воспитывает думающего ученика интеллектуала;
  • Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современный урок с позиции стандартов нового поколения отличается новыми составляющими востребованного обществом качества образования:

  • владение информационными технологиями;
  • умение заботиться о своём здоровье;
  • вступать в коммуникацию;
  • решать проблемы.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием образовательной политики является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты, отсюда результативность урока происходит тогда, когда:

  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценить свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
  • используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • учитель владеет технологией диалога, учит обучающихся ставить и адресовать вопросы;
  • учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
  • на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся);
  • учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы;
  • учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
  • учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение обучает корректным формам их выражения;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта;
  • на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

А теперь рассмотрим основные типы уроков:

1. Урок введения нового знания. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура урока введения нового знания предполагает:

1. Мотивацию к учебной деятельности. Это осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке («надо», «хочу», «могу»).

2. Актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения. Учитель организует выявление учащимися места и причин затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий (Тема, цель. Способ, план достижения цели, средства – алгоритмы, модели и т.д.).

5. Реализацию построенного проекта. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока

  • Метод проектов;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • Портфолио.

Таким образом, мы видим, что деятельность учителя, работающего по ФГОС, имеет ряд особенностей. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует не только учебник и методические рекомендации, как это было раньше, но интернет-ресурсы, материалы коллег.

2. 2. Информационно-коммуникационные технологии и технологии проектного обучения на уроках технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя, те из них, кто умело использует новейшие технологии. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

В нормативном документе (ФГОС) определены требования к педагогам, а, именно, «владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы".

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

 Из вышесказанного следует, что ИКТ - это качество действий педагога, обеспечивающих:

  • эффективный поиск и структурирование информации;
  • адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
  • ведение документации на электронных носителях;
  • квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
  • использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
  • активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
  • Из этого следует вывод, что области применения ИКТ педагогами являются:
  • документооборот (ведение документации на электронных носителях);
  • методическая работа, включая повышение квалификации педагога и самообразование;
  • воспитательно-образовательный процесс;
  • взаимодействие с родителями.

В реализации ФГОС главным приоритетом работы школы выступает не только результат, но и условия. Условия – это социальная ситуация развития школьников. Мы живем в век новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому вопрос об ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным. Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне, это и: демонстрация фотоматериала, видеофильмов; возможность совершить виртуальную экскурсию в историческое прошлое; познакомится с традициями, бытом предков, традиционными видами народного творчества; посетить музей, и пр.

Компьютер и интернет-ресурсы на уроках технологии могут быть использованы на таких типах и этапах урока:

  • наглядное объяснение материала;
  • выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических материалов,
  • самостоятельная работа с самопроверкой;
  • на этапе закрепления и контроля знаний;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • организация работы в группах, внеклассной работы и работы с родителями;
  • использование систем контроля и мониторинга качества знаний.

В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении обучающихся с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.

Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие школьников в заочных конкурсах, олимпиадах различного уровня по различным направлениям развития.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь школы.

В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт школы становится всё более актуальным. Его создание позволяет родителям быть в курсе успеваемости обучающегося, контролировать домашнее задание. Школьники могут общаться с одноклассниками и учителями.

Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Использование ИКТ в школе вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности школьника, взаимодействии с родителями обучающихся, организации деятельности учителя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Нельзя забывать, что при использовании ИКТ в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года о непрерывной длительности работы на компьютере в минутах, о просмотре статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о просмотре телепередач, о просмотре динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о работе с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой и т.д.

Реализация ИКТ зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.д. Ни одна образовательная область не располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей как технологическое образование, именно здесь учатся школьники мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов, что хорошо отслеживается на презентации творческих проектов.

Творческий проект начинается со сбора информация, с обоснования актуальности выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема при этом учащиеся выступают в роли наблюдателя, определяя цель и задачи - овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, ЦОЭР, Интернет-ресурсами, совершенствуют информационную компетенцию(см. приложение № 1, с результатами можно ознакомиться на сайте: https://infourok.ru).

Уверена, что разработка творческих проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. Выполнение четырёх творческих проектов, четырёх электронных презентаций занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. Справедливо отметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, обучающийся видит результат. Однозначно, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность.

Формирование ИКТ - компетентностей, позволяет старшеклассникам анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности (включено в стандарт «Технологии»), проводить занятия-тренинги, например, "Как найти работу?", "Ищу работу", составлять личностный профессиональный план, поработать над анализом своих личностных качеств и требованиями к профессионалу, выполняя творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (см. приложение № 2, с проектами можно ознакомиться на сайте: https://infourok.ru)).

В процессе работы обучающиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделируют различные ситуации устройства на работу, которые позволяют продемонстрировать способность решать конкретные практические проблемы своей специальности. и работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати, интернете — анализируют информацию, звонят по указанным телефонам, учатся правильно выстраивать разговор, составлять резюме, задавать нужные вопросы, самому правильно писать объявление и предлагать свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности.

Идея реализации ИКТ- компетентности – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Результатами использования данной технологии являются:                   

  • Повышение мотивации к предмету (100% уч-ся с интересом работают на тех уроках, на которых используются ИКТ и интернет-ресурсы);
  • Формирование знаний, умений и навыков работы с ИКТ у обучающихся (выполнение компьютерных презентаций и т.д.);
  • Использование ИКТ для доступа к информации (участие в конкурсах и олимпиадах);
  • Умение работать в системах контроля и мониторинга качества знаний (под руководством учителя);
  • Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

2. 3. Здоровьесберегающие и игровые технологии на уроках технологии

Одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы обучающихся в преодолении трудностей. По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы среды внутри школы. Поэтому современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы обучающихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе, которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности (работа в команде на уроках по кулинарии, моделированию, интерьеру, художественным ремёслам...).
В среднем звене у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на: 
возрастных особенностях познавательной деятельности детей, 
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), 
вариативности методов и форм обучения, 
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, 
обучении в группах,  использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации,  создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья:  соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
построение урока с учетом работоспособности учащихся; 
строгая дозировка учебной нагрузки; 
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. 
С первых минут урока, с приветствия, я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. у обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы,за ее соответствием, например, урок может начинаться со слов «Здравствуйте, встали все ровненько, пяточки вместе, носочки врозь, спинка ровная, прямая. Столы не держим, они не упадут (шутка)». Во время работы на швейных машинах важно, чтобы девочки сидели на всей поверхности стула и т.д. 
Урок технология проводится в мастерских, потому самый важный организационный момент до начала урока заключается в подготовке оборудования, инструментов, проверке рабочих мест, состоянии парт, доски, освещённости, проветривании помещения. Девочек приучаю своевременно, до начала урока, и в конце урока, приводить свое рабочее место в порядок: разложить на столе тетрадь, материалы и инструменты, убрать лишнее.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. В конце урока обсуждаю не только то, что усвоено нового, но выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. 
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. На уроках приходится развивать и зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, создать схему, таблицу). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. 
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот, например: 
1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении, необходимо выполнить очень простые упражнения глазками: 

  • вертикальные движения глаз вверх – вниз
  • горизонтальное движение вправо – влево;  
  • вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
  1. Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть. 
    «Деревья» (дети изображают деревья, подняв руки вверх, сначала «поникли листочки» - опускают пальчики, потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки); 
    «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук); «Волны» (пальцы сцеплены в замок, поочередно открывается и закрываются ладони, дети имитируют движение волны) и т. д. 
    Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся и приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений. 
    И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Вот некоторые из них:
  • учет особенностей класса (изучение и понимание ученика при проведении мониторингов, создании портфолио);
  • создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу;
  • создание условий для самовыражения обучающихся;
  • инициацию разнообразных видов деятельности;
  • предупреждение гиподинамии; 
  • личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. 
  • педагогика сотрудничества, её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. 
  • проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимость к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики высокого уровня психологического здоровья.
  • технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. 

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. при этом необходимо исполнять правила работы в команде:

  • внимательно слушай других, а не только себя;
  • сдерживай эмоции;
  • обоснуй своё мнение;
  • не спеши выполнять задание, обсуди его в команде.

Так же на уроках технологии веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью диагностических карт. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающимся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей. 
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволяет обучающимся впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся. 

Игровые технологии включают в себя игровые обучающие программы, оригинальные задания, разные виды уроков. Такие приёмы использую на разных этапах урока:

  • на этапе постановки цели;
  • во время динамической паузы;
  • на этапе проверки усвоения учебного материала.

Они позволяют решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. (например, сегодня мы - дизайнеры, конструкторы, повара; даём или берём интервью и т.д.).

Но и обязательна рефлексия в конце урока, иногда использую карточки, но далеко не всегда есть на уроке столько времени, а чаще и не в каждом классе, поэтому чаще использую просто смайлики.

Современных образовательных технологий (СОТ) достаточно много, при их выборе необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности, но забота о сохранении подрастающего поколения должна быть приоритетной. Потому, применяя СОТ, необходимо помнить о соблюдении температурного режима, об освещенности, о включении физминуток, о чистоте воздуха в классе, о том, что прямо влияет на здоровье учеников.

2.4. Технология мастерских

«Мастерская – это не место и не территория, а событие в жизни Мастера и учеников. Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности». Анри Бассис - французский педагог, поэт и драматург.

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе. Здесь на помощь приходит технология мастерских - необычная система обучения, предоставляющая каждому ребенку, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Она появилась в практике в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.

У истоков движения стояли такие знаменитые французские психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт, драматург и общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН стала его жена, и соратник Одет Бассис.

Сущность данной технологии выражалась в следующих основных положениях:

1. Воспитывать личности с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Помнить, что все дети способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Использовать современные методы обучения и развития личности.

Для технологии мастерских характерны следующие принципы:

а) отношение взрослого к ребенку, как к равному себе;

б) самостоятельное решения творческих задач ребенком;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту каждого ребенка.

4. Новый тип педагога. Это педагог, который не подавляет природу ребёнка, а развивает его творческие способности.

Используя данную технологию, педагог ведет работу с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.

Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение воспитанников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Обобщение опыта работы технологии мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. Педагог создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий педагог обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Педагог работает вместе с детьми, он равен воспитанникам в поиске знания.

4. Педагог не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у воспитанников.

6. Педагог исключает официальное оценивание работы воспитанника

(не ругает и не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки воспитанника, её изменения, самокоррекция.

Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области. Мне удается использовать некоторые положения технологии во внеурочной деятельности. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности. 95 % опрошенных учеников положительно относятся к проведению занятий в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности (с результатами можно ознакомиться на сайте: https://infourok.ru).

2.6.Самооценка как одна из составляющих современного урока.

 Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Функции самооценки:

  • регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;
  • защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности;
  • функция развития;
  • самооценка является толчком к развитию личности.

Нет сомнения, что вся деятельность образовательной области «Технология» направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС не может ограничиваться только проверкой ЗУНов по конкретному учебному предмету. Более важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

В современной методике преподавания выделяют три вида самооценки:

  1. Ретроспективная - самооценка ученика предшествует оценке учителя;
  2. Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
  3. Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции: «Справлюсь ли я с решением?»

Ни одна образовательная область не располагает такими возможностями для формирования самооценки как технологическое образование, именно здесь учатся школьники мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов, что хорошо отслеживается на презентации творческих проектов.

Приемов формирования навыков самооценки огромное множество, в своей работе использую следующие:

1. Разработка творческих проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности.... Выполнение творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии (4 творческих проекта). Справедливо отметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, обучающийся видит результат. Однозначно, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность, повышается самооценка.

2. Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение второстепенного от главного, ответственность за свою работу. Особенно, если они заканчиваются рефлексией.

3.Прием «Лестница знаний» помогает учащимся определить на какой ступеньке он находится. (крепится на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку)

1 ступень – не понял новое знание, ничего не запомнил, много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился.

2 ступень – остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

3 ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. Прием «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.

5. Приём «Весы успеха» - на ватмане изображены весы. Учащимся раздаются жетоны разного цвета. Красные жетоны означают - успешно работал на уроке, зелёные - работал, но мог бы лучше, жёлтые - плохо работал.

6. Прием «Светофор» - это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

7. Прием «Стол заданий» предоставляет ученику свободу выбора уровня трудности учебных заданий, оценив свои возможности. Задания оформляются на карточках и располагаются на столе заданий (можно использовать электронный вариант). К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы, правила, схемы, модели), которые располагаются на столе помощи.

8. Прием «Дерево творчества». У детей в корзине цветы, плоды, зеленые и желтые листики. В конце урока учащиеся прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветы – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленые листики - не все получилось, но я старался; желтые листики – не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

9. Прием «Фронтальная самооценка»

  •  Какую работу мы сейчас выполняли?
  • Чему научились?
  • Кто с ней справлялся легко?
  • Кому ПОКА было трудновато?
  • Кто или что вам помогало справиться?
  • Кто доволен сегодня своей работой?

10. Прием «Индивидуальная самооценка»

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  • Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
  • Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

11. Научить адекватно себя оценивать помогает способ диалектического обучения (Зорина В.Л, Гончарук А.И.). Труд каждого ученика на уроке должен быть оценен, ни одна операция труда, выполненная учениками на уроке, не теряется из вида учителя, а учитывается, т.е. на уроке применяется по сути своей рейтинговая система оценки знаний учащихся. В теории СДО она называется материализованной самооценкой. Каждая операция труда «стоит» определенного количества баллов. Материализация самооценки проявляется в заявке на оценку и позволяет каждому ученику без посредничества учителя на любом этапе определить объем своих знаний посредством критериев оценки. В начале урока учитель делает заявку на оценку: «5» - 22 балла, «4» - 16 – 21 балл. «3» - 11-15 баллов.

Учащиеся определяют для себя, какой планки они желают сегодня достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывает задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать заявку на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит соответствующую оценку.

Перечисленные приемы формирования самооценки помогают учащимся активно включаться в процесс обучения, повышают интерес к получению новых знаний и существенно влияют на атмосферу урока, ведь как известно, самый большой страх у учащихся – это страх проверки знаний. Современная школа и современный урок должны быть направлены на формирование гармоничной личности, а это значит, что необходимо в каждом ученике развивать как когнитивную, так и эмоциональную сторону самооценки.

Опыт доказываетчто развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения является важнейшей задачей современного урока, очень действенной. Такой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведённого исследования, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать выводы, что использование новых педагогических технологий в обучении имеет ряд преимуществ: позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование новых педагогических технологий, в частности ИКТ, позволяет учащимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события.

Кроме того, уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Совершенно очевидно, что выбор технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, уровня их подготовленности, темы занятия и т.д. Наиболее эффективными факторами развития творческо-конструкторской деятельности в образовательной области "Технология" являются организация учебно-воспитательного процесса посредством метода проектов и использование компьютерной техники. Но нельзя сказать, что какая-то из всех перечисленных технологий лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что даёт следующие результаты работы:

  • расширение возможностей предъявления учебной информации;
  • активация учебного процесса, способствующего более полной занятости всех обучающихся;
  • формирование у школьников рефлексии деятельности, т.к. они могут наглядно представить результаты своей работы.
  • повышение качества знаний учащихся.
  • повышение заинтересованности обучающихся в обучении
  • повышение мотивации на самообразование
  • раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей у школьников
  • формирование у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию;
  • постоянное динамическое обновление содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Анализируя свой опыт использования инновационных педагогических технологий, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных мною задач. Мониторинг успеваемости и качества обучения, а также результативность внеклассной работы за это время позволяет сделать вывод: использование активных методов и приѐмов на уроках технологии способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности. (с материалами, результативностью можно ознакомиться на сайте: https://infourok.ru).

Список литературы

  • Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899. Дата обращения: 21.12.2017;
  • Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006;
  • Галямова Э.М. Г. Методика преподавания. — М.: Издательский центр «Академия», 2014;
  • Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013.
  • Волков Б.С. Психология подросткового возраста : — М. : КНОРУС, 2016.
  • Вебинар «Технология проблемного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10200-vebinar-tehnologija-problemnogo-obuchenija.html
  • Вебинар «Технология проектного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10520-vebinar-tehnologija-proektnogo-obuchenija.html
  • Вебинар «Технологии развивающего обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10003-vebinar-tehnologija-razvivajuschego-obuchenija.html
  • Давкаева Ф. М. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс // URL: http://открытыйурок.рф/статьи/646665/
  • Ерошкина М.В. Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов. [Электронный ресурс // URL: http://открытыйурок.рф/статьи/572501/
  • МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
  • Маркова В.В. Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс // URL: http://открытыйурок.рф/статьи/618133/
  • Нагайченко Н.Н. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке. Интернет-конференция. [Электронный ресурс // URL: http://www.zavuch.ru/news/announces/882/
  • Низенькова М.Г. Интернет-ресурсы на уроках русского языка. Вебинар корпорации «Вентана-граф» и «Российский учебник» [Электронный ресурс // URL: https://drofa-ventana.ru/material/internet-resursy-na-urokakh-russkogo-yazyka/
  • Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. [Электронный ресурс // URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200004802.
  • Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994. [Электронный ресурс // URL: http://www.koob.ru/petrusinskiy/
  • Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка 5 – 9 кл. Волгоград. 2009 г.
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  • Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко. – 2006.
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс // URL: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%20%281%20том%29.pdf. Дата обращения: 07.02.2018.
  • Смирнова О.Н. Использование игровых технологий на уроках русского языка. [Электронный ресурс // URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-igrovih-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazika-951040.html
  • Шумилова О.С. Изменения в деятельности педагога, внедряющего требования ФГОС ООО. [Электронный ресурс // URL: http://gymnasium44.ru/forum/4%20Шумилова%20ОС%2028.01.региональный%20семинар.pdf. Дата обращения: 01.02.2018.
  • Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань, 2001.
  • Вульфсон Б. Я., Джон Дьюи и советская педагогика / Б. JI. Вульфсон // Педагогика. 1992.
  • Герелес Л. М. Проблемное обучение в вузе / Л. М. Герелес // Молодой ученый. — 2011.
  • Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 2008.
  • Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. – 2000.
  • Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 2004.
  • 7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  • 8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТАна тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»...

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе

Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...