Вводный инструктаж для учащихся в учебных мастерских
материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Шашков Владимир Александрович

Вводный  инструктаж  для  учащихся  в учебных  мастерских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Вводный инструктаж

для учащихся в учебных мастерских

(раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»)

1. Общие положения

1.1. Настоящий вводный инструктаж разработан в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 24 ноября 2015г; Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции от 26 июля 2019 года; Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательного учреждения.

1.2. К занятиям по технологии в учебных мастерских допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ с рабочими инструментами, станками и другим используемым учебным оборудованием и электроприборами.

1.3. Данный инструктаж составлен для учащихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках технологии при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов», а также на дополнительных занятиях по технологии в образовательном учреждении.

1.4. Проведение вводного инструктажа в учебной мастерской регистрируют в журнале инструктажа учащихся по технике безопасности с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.

1.5. Инструктаж проводится с учащимися в учебной мастерской на первом занятии в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю технологии вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных технических и демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий.

1.6. Соблюдение требований настоящего инструктажа обязательно для всех обучающихся, занимающихся в учебной мастерской общеобразовательного учреждения.

2. Общие требования безопасности в учебных мастерских

2.1. Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из учебной мастерской общеобразовательного учреждения.

2.2. Каждый школьник должен соблюдать правила личной гигиены и требования санитарных норм, поддерживать своё рабочее место в чистоте, соблюдать порядок проведения работ (изготовления изделий с использованием инструментов, станков и т.д.).

2.3. Обучающиеся должны строго соблюдать требования инструкций по правилам безопасности труда при работе на станках по обработке древесины и металла, при использовании тисков, различных инструментов и иного оборудования и приспособлений.

2.4. Школьники проходят первичные инструктажи на рабочем месте перед осуществлением работ с новым для них оборудованием и инструментами, при изучении новой темы, овладевают навыками безопасного выполнения работ в учебной мастерской, обучаются правильному, безопасному обращению с оборудованием (станками, верстаками, тисками, инструментами и т.д).

2.5. Учащиеся не должны прикасаться к кабелям питания электрооборудования и электроприборов, подходить к электрическому щитку, что является зоной особой опасности (напряжение 220 В).

2.6. В процессе занятий в учебной мастерской могут иметь место вредные и опасные факторы:

  • травмирование при неаккуратном обращении с рабочим инструментом, тисками, станками, иным оборудованием и приспособлениями, включая травмы рук вращающимися частями станков, попадание волос на вращающиеся части оборудования, ранение рук во время обработки детали и неправильной работе с резцом, поражение частями плохо склеенной, косослойной и суковатой древесины, травмы ног при падении инструмента и заготовок;
  • травмирование вследствие пренебрежения использования индивидуальных средств защиты, отсутствия защитных экранов на оборудовании;
  • поражение органов зрения стружкой при работе с металлами, засорение глаз древесной пылью при отсутствии защитных экранов, защитных очков;
  • ожоги рук при касании нагретых частей обрабатываемых деталей, фрезы, сверла;
  • поражение электрическим током при работе с электроприборами, электрооборудованием и электроинструментами;
  • возникновение пожара в случае несоблюдения требований пожарной безопасности, поломки электрооборудования и электроинструмента;
  • нарушение осанки, искривление позвоночника при сидении в неправильной позе;
  • нарушение остроты зрения при недостаточном освещении в учебной мастерской;
  • попадание древесной пыли в дыхательные пути при работе по обработке древесины без индивидуальных средств защиты.

2.7. При нахождении в учебной мастерской необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, быть информированными о местах расположения первичных средств пожаротушения, соблюдать правила обращения с электроинструментом, электрооборудованием и электроприборами.

2.8. Во время работ в учебной мастерской для защиты учащихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться следующие индивидуальные средства защиты:

  • хлопчатобумажный халат (фартук с нарукавниками);
  • головной убор (берет);
  • защитные очки;
  • рукавицы комбинированные;
  • диэлектрические коврики.

Станки, электроприборы должны быть заземлены.

2.9. Учащимся запрещается без разрешения учителя подходить к установленному в учебной мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы и кабели питания.

2.10. Запрещается загромождать в школьной мастерской проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы, верстаки и стулья.

2.11. Запрещается без разрешения учителя технологии осуществлять включение и работу со станками, электроприборами, электроинструментом, проводить работы, не имеющие отношения к теме урока.

2.12. Не вносить и не выносить из учебной мастерской, без указания учителя, любые инструменты и приспособления, комплектующие и материалы, электроприборы. 

2.13. При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования, инструмента и приспособлений, при получении травмы необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю технологии.

3. Требования безопасности перед началом работы в учебной мастерской

3.1. Перед началом занятий учащиеся готовятся к уроку, надевают халаты (фартуки с нарукавниками) и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты, спрятать волосы под головной убор.

3.2. Входить в мастерскую только с разрешения учителя, портфели и сумки необходимо расположить так, чтобы они не загромождали проходы.

3.3. Запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, собственные инструменты.

3.4. Перед началом урока необходимо вымыть руки, проверить санитарное состояние своего рабочего места, удостовериться, нет ли на рабочем месте посторонних вещей, предметов, инструментов, материалов и мусора.

3.5. Требования к учащимся перед работой в учебной мастерской:

  • входить в кабинет только после разрешения учителя;
  • не включать самостоятельно электроосвещение, станки, электроприборы;
  • не использовать без разрешения учителя технологии инструменты, тиски, приспособления;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3.6. Перед началом каждой новой темы, учащийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работы и изучает правила, описывающие работу: при работе с инструментом, электроинструментом, тисками и приспособлениями; при работе, связанной с обработкой древесины и металла на станках.

3.7. Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия выполнены из сухой древесины без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе;
  • рукоятки молотков должны быть гладкие, без трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму;
  • рукоятки напильников, шаберов, ножовок имеют специальные стягивающие металлические бандажные кольца;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть - прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов, на рабочей части нет повреждений;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев.

3.8. Перед началом выполнения работ необходимо проверить заготовку на отсутствие сучков и трещин, проверить работу станка или электроинструмента на холостом ходу. При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.

3.9. При работе с электроприборами, электроинструментами и станками необходимо убедиться в наличии диэлектрического коврика под ногами.

3.10. Инструменты, заготовки и приспособления необходимо размещать таким образом, чтобы исключить их падение.

3.11. Приступать к работе в учебной мастерской разрешается после выполнения подготовительных мероприятий, устранения всех недостатков и с разрешения учителя технологии.

4. Требования безопасности для учащихся во время работы в учебной мастерской

4.1. Пребывание школьников в учебной мастерской школы может осуществляться только с разрешения преподавателя. Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя технологии.

4.2. На занятиях в учебной мастерской учащиеся должны быть внимательны, дисциплинированы, осторожны, не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

4.3. На уроках технологии в мастерской учащиеся выполняют виды работ согласно тематического планирования и программы. В подготовительной части урока дети получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасного выполнения работы.

4.4. При выполнении работ в учебной мастерской учащимся необходимо в обязательном порядке использовать индивидуальные средства защиты (халат или фартук с нарукавниками, берет), в соответствии с видами работ использовать защитные очки, диэлектрические коврики, рукавицы для предохранения рук от повреждений.

4.5. В течение урока ученики должны придерживаться следующих правил:

  • начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
  • соблюдать правила безопасности труда и техники безопасности при работе с ручным инструментом и электроинструментом, электроприборами, в особенности со станками;
  • работать только за своим рабочим местом, менять и покидать рабочее место можно только с разрешения учителя;
  • не выполнять действия и работы на станках, с электроприборами и инструментами несоответствующие теме урока и без разрешения учителя;
  • соблюдать правила и нормы поведения, внимательность;
  • если к ученику обращается учитель, то следует приостановить выполнение работы;
  • не отвлекать работающих одноклассников;
  • соблюдать правила поведения в учебной мастерской;
  • передвигаться в помещении мастерской следует спокойно, не толкая друг друга;
  • без разрешения учителя не включать станки, не брать инструменты, не выключать свет.

4.6. Учащимся запрещается:

  • прикасаться к розеткам, кабелям питания и токоведущим частям оборудования;
  • включать станки, электроинструменты и электроприборы без разрешения учителя;
  • выполнять работы на станках в случае их неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • нарушать требования учителя, правила охраны труда и пожарной безопасности в учебной мастерской;
  • класть на станки бумагу, тряпки и другие посторонние предметы;
  • сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками (следует использовать веник или щетку и совок);
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники, пусковые кнопки и другие выключатели тока;
  • помещать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов отведен отдельный ящик);
  • находиться в учебной мастерской в отсутствии учителя;
  • шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других школьников;
  • толкать друг друга, бросать различные предметы, заготовки и инструмент друг в друга;
  • передавать отвертки, сверла, зубила, стамески, фрезы и другие острые инструменты и детали острыми концами к принимающему лицу;
  • хлопать дверью.

4.7. Прочно закреплять обрабатываемую деталь или заготовку в тисках при ручной обработке, выполнение работы только исправным и хорошо заточенным инструментом.

4.8. При работе с режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность с целью недопущения порезов, попадания инфекции в раны.

4.9. Не использовать при выполнении задания сломанный или поврежденный инструмент.

4.10. Не использовать инструменты не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты.

4.11. Перед включением станков и электроинструмента следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

4.12. Категорически запрещается включать станки и электроинструменты мокрыми или влажными руками.

4.13. Общие требования безопасности при работе на станках:

  • не наклонять голову близко к станку;
  • не облокачиваться, не класть локти и не опираться на станок;
  • не передавать и не принимать предметы через станок, который работает;
  • не замерять деталь, которая обрабатывается, во время работы станка;
  • во время работы станка не открывать и не снимать защитные ограждения и предохранительные устройства; 
  • не класть на станок детали и инструмент;
  • чистить и убирать стружку со станка только после выключения и полной его остановки;
  • не проверять рукой чистоту поверхности обрабатываемой детали при работающем станке;
  • не поддерживать и не ловить рукой отрезанную деталь;
  • не останавливать станок, тормозя рукой деталь;
  • не отходить от станка, не отключив его;

4.14. В случае отключения тока в сети необходимо оперативно отключить станок.

4.15. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования и электроинструментов.

4.16. Необходимо быть особенно осторожными при выполнении работ на оборудовании (станок, электроинструмент) с наличием вращающихся элементов и узлов.

4.17. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей фрезы, сверла, обрабатываемой детали. Просмотреть инструктаж http://ohrana-tryda.com/node/3097

4.18. Запрещается самостоятельно устранять любые неисправности используемого инструмента, станков и электроприборов.

4.19. Рабочее место следует содержать в чистоте, инструменты класть на место, не загромождать рабочее место и проходы материалами, заготовками, деталями и отходами. 

4.20. Нахождение на рабочем месте предметов, инструментов, деталей и заготовок, не требующихся для выполнения работы, запрещается. 

4.21. Не допускать скапливания опилок, стружки, промасленной ветоши на своем рабочем месте. Мусор вовремя убирать, используя щетку и совок. 

4.22. Выполнять задания необходимо аккуратно, соблюдая порядок проведения работ и выполняя требования безопасности труда, соблюдать тишину и порядок, выполнять требования учителя.

4.23. При получении травмы или плохом самочувствии немедленно сообщить учителю технологии.

4.24. Обо всех неполадках в работе станочного оборудования, верстаков и станков, ручных инструментов и электроинструментов, электроприборов необходимо ставить в известность преподавателя.

4.25. Выполнять работу необходимо согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.

4.26. При возникновении в учебной мастерской во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При возникновении аварийной ситуации в учебной мастерской срочно сообщить учителю и действовать по его указанию.

5.2. При обнаружении неисправности в работе станка, электроприбора или электроинструмента, повышенном его нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить его и сообщить об этом учителю технологии.

5.3. Не собирать стружку незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.

5.4. При внезапном заболевании, получении травмы, либо плохом самочувствии, сообщить учителю технологии.

5.5. При получении травмы учащимся, сообщить учителю и, при необходимости, помочь ему вызвать медицинского работника общеобразовательного учреждения для оказания медицинской помощи пострадавшему.

5.6. В случае возникновения аварийной ситуации, создающей угрозу для жизни и здоровья, учащиеся должны быть готовы организованно, без паники, быстро покинуть учебную мастерскую под руководством педагога.

6. Требования безопасности по окончании занятий в учебной мастерской

6.1. Выключить станок, электроприбор, электроинструмент.

6.2. Сдать учителю технологии заготовки или незаконченные изделия.

6.3. Разложить инструменты в правильном порядке, проверить их и сдать преподавателю.

6.4. Убрать свое рабочее место. Уборка стружек, обрезков, пыли с оборудования производится только с помощью крючков, щеток, сметок и т.п. при выключенном оборудовании. Без применения указанных приспособлений уборка запрещается.

6.5. Привести себя в надлежащий вид, вымыть руки с мылом, снять спецодежду, сдать защитные очки.

6.6. Не выносить из учебной мастерской инструменты, детали и заготовки, сверла, фрезы, гвозди, шурупы и т.д.

6.7. Покидать помещение школьной мастерской можно только с разрешения учителя и спокойным шагом.

6.8. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы в учебной мастерской, сообщить учителю технологии.

Вводный инструктаж разработал:       _____      /_Шашков В.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный инструктаж по охране труда для учащихся по предмету «Физическая культура»

Содержание вводного инструктажа по технике безопасности....

Вводный инструктаж для учащихся перед началом занятий по физической культуре

Вводный инструктаж для учащихся перед занятиями по физиеской культуре поможет родителям ознакомиться с правилами поведения и техникой безопасноти на уроках физической культуры, а также даст возможност...

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда вводного инструктажа для учащихся при работе в учебных мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов.

1.Общие требования безопасности.1.1. К занятиям в мастерских допускают учащиеся, не имеющие противопоказаний посостоянию  здоровью  и прошедшие инструктаж по технике безопасности.1.2. Учащие...

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ По мерам безопасности для учащихся по предмету «Физическая культура» (для учащихся)

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖПо мерам безопасности для учащихсяпо предмету «Физическая культура»(для учащихся) p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; }a:li...

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Данная инструкция разработана для учеников 1-11 классов1.2. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для школы. Мест...