Технологическая карта урока ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ И ЗАЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Мажаев Валерий Анатольевич

Технологическая карта урока технологии 5 класс. Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мажаев В.А.
Предмет: технология
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний

Тема

 ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ И ЗАЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ.

Цель

 Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки. Знакомство с профессиями связанными с обработкой металла. Ознакомление с процессом резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками.

Задачи

Научиться  основным технологическим операциям - резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками, контроль качества работы.

Получить навыки работы инструментами.

Формировать умения при работе слесарными инструментами.

Укреплять навыки качественно выполнять поставленные задачи, уметь общаться со сверстниками в коллективе, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство.  

УУД

  • ЛичностныеУУД:  умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  •  Регулятивные УУД: Определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  •  Коммуникативные УУД: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе
  • Познавательные УУД: Сформировать умения резания тонколистового металла и проволоки; воспитывать у обучающихся аккуратность и точность в работе, организованность, внимательность.

Основные понятия

  НАПИЛЬНИК, РАШПИЛЬ, ЛОБЗИК, МЕТАЛЛЫ, ПРОВОЛОКА, РАЗМЕТКА, ПРАВКА, КУЗНЕЦ, РЕЗЧИК, МАШИНА, ОТРЕЗАНИЕ (ОТРЕЗКА), РАЗРЕЗАНИЕ (РАЗРЕЗКА), ПРОРЕЗАНИЕ(ПРОРЕЗКА), СЛЕСАРНЫЕ НОЖНИЦЫ, КУСАЧКИ, ГИЛЬОТИННЫЕ НОЖНИЦЫ, ДИСКОВЫЕ НОЖНИЦЫ.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, П- парная

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Планируемые результаты

Организационный момент

 Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку

 Со звонком учащиеся заходят в класс, у дверей берут одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и садятся в ту группу, в соответствии с выбранной фигурой.

-Дорогие ребята, здравствуйте! Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир технологии.

-Мне интересно, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? Поднимите, пожалуйста, соответствующий смайлик.

Зеленый – отличное настроение

Желтый – хорошее настроение.

Красной – плохое настроение.

- Желаю всем отличного настроения и продуктивной , творческой работы, открыть для себя новые знания.

 - А с какой технологией и с  какими материалами  и инструментами мы будем сегодня работать вы догадаетесь, если решите анаграммы и выполните тест.

 Личностные:самоорганизация.

Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

 Слушают. Разгадывают анаграмму. Выполняют задания теста. Отвечают на поставленные вопросы. Обсуждают, работают в группах.

 Предлагаю решить анаграмму:

Анипьлинк, арпшлиь, болкиз, ематллы, вропколао, зартеакм, вапрка, укнзце, ерчзки, шамани.

(ответ: напильник, рашпиль, лобзик, металлы, проволока, разметка, правка, кузнец, резчик, машина).

- Молодцы! А теперь найдите ответы на вопросы. Работаем в парах. Выполняем тест.

Реши тест: «Разметка тонколистового металла и проволоки»

1.Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке заготовок из металла?

а) столярный угольник;

б) зубило;

в) разметочный циркуль;

г) рейсмус.

2.Как называется линия, нанесенная на поверхность заготовки при разметке?

а) риска;

б) насечка;

в) засечка;

г) черта.

3.Какой инструмент представляет собой остро заточенный металлический стержень для нанесения рисок?

а) кернер;

б) линейка;

в) разметочный циркуль;

г) чертилка.

4.Для чего применяют кернер?

а) для нанесения точки при разметке;

б) проведение линии разметки;

в) проверки прямых углов;

г) нанесение дуг окружности.

5.При разметке большого количества одинаковых деталей применяют:

а) линейку и чертилку;

б) шаблон;

в) разметочный циркуль и кернер;

г) слесарный угольник.

Ответы:  1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – а; 5 – б.

- Для того чтобы получить изделие из тонколистового металла и проволоки, необходимо разрезать или отделить полностью какую-либо часть металла. При этом используют различные ручные и механические слесарные инструменты. Операция по разделению заготовки на части с использованием режущего инструмента называется резка

- Как вы думаете, ребята, с какой технологией вы сегодня познакомимся? ( Сегодня мы познакомимся с технологией разделения заготовок из металла и проволоки. )

-Ребята, какова же тема сегодняшнего урока?

ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ И ЗАЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ

ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА

И ПРОВОЛОКИ

-  Тема урока известна, давайте поставим цель урока.

Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки. Знакомство с профессиями связанными с обработкой металла. Ознакомление с процессом резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками.

-А какие задачи мы сегодня с вами можем поставить? Чему мы можем научиться?

1. Научиться  основным технологическим операциям - резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками, контроль качества работы.

2. Получить навыки работы инструментами.

3. Формировать умения при работе слесарными инструментами.

 

 Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные:   ответить на поставленный вопрос.

Познавательные: приобретать  новые знания в процессе наблюдений и рассуждений, научиться решать анаграммы.

 

 

 

Поисково-исследователь-ский этап

Работают в группах.

Готовят сообщение.

Выступают.

Слушают товарищей и составляют конспект в рабочей тетради.

Рассказывают,

 о каких технологических операциях  узнали.

 -Сегодня мы с вами будем работать в группах. У нас три группы.

- Вспомним правила работы в группах. 

 -У каждого участника группы  на столах лежит учебник и вопросы, на которые вы должны найти ответ.  Прочитайте материал учебника, распределите вопросы, найдите на них ответ и подготовьте сообщение

1 Группа готовит ответ на вопрос «Что такое отрезание (отрезка)Что такое разрезание (разрезка).

Что такое прорезание (прорезка). Выступают 3 представителя от группы.

Каждый представитель 2 и 3 группы выберет один инструмент и подготовит сообщение о том, как его применяют.

Выступление представителей от каждой группы.

   1 ученик. Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого (прутка, бруска, уголка, пластины и т. д.) с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.

2 ученик. Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого (прутка, бруска, уголка и т. д.) на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

3 ученик. Прорезание(прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

  Выступление 2 группы.    1 ученик.

Тонколистовой металл разрезают слесарными ножницами. В зависимости от формы лезвия (ножей) ножницы бывают прямые и кривые. (образец)

Слесарные ножницы с прямыми ножами предназначены резания заготовок по прямым и кривым линиям небольшой кривизны, а кривые для вырезания заготовок фасонных отверстий.

2 ученик.

- Послушаем как правильно работать ножницами.

При резании лезвия ножниц направляют точно по риске разметки. При сжатии ручек ножниц сводить лезвия до конца не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза. При вырезании круглых заготовок резать металл целесообразнее против часовой стрелки, для чего заготовку следует поворачивать по часовой стрелке.

    Если требуется разрезать на полосы лист, можно воспользоваться теми же ручными ножницами, но одну из рукояток необходимо зажать в тисках, а на другую надавливать рукой сверху.    

3 ученик. Сталь толщиной свыше 0,7 мм обычными ножницами разрезать не удается. В этих случаях применяют ручные силовые или  рычажные ножницы. 

ФИЗМИНУТКА

Рассказывает 3 группа.

1 ученик. Для резания проволоки используют инструмент кусачки. От ножниц кусачки отличаются тем, что плоскость режущихся кромок размещена и при резании движется навстречу друг другу параллельно оси вращения рычагов.

Как проволоку, так и листовой металл после резания часто приходится править. Затем место реза опиливают, притупляют острые кромки и концы, сравнивают размеры заготовки с чертежными размерами с помощью линейки и угольника.

 2 ученик. На заводах для резания листового проката и прутков большого диаметра используют механические ножницы. Они бывают гильотинного типа или дисковые. Процесс резания гильотинными ножницами такой же, как и при резании ручными ножницами. При резании металла с использованием дисковых ножниц процесс резания осуществляется за счет острых кромок вращающихся дисков.

  3 ученик.

 На заводах резку тонколистового металла и проволоки выполняют резчики металла. Рабочие этой профессии хорошо разбираются в устройствах режущих  инструментов, выполняют разметку заготовок по чертежам, хорошо знают свойства различных металлов и сплавов.

НОВЫЕ СЛОВА: СЛЕСАРНЫЕ НОЖНИЦЫ, КУСАЧКИ, ГИЛЬОТИННЫЕ НОЖНИЦЫ, ДИСКОВЫЕ НОЖНИЦЫ.

Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия

 

 Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

 

Практический этап

 Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РЕЗАНИЕ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА РУЧНЫМИ НОЖНИЦАМИ».

  1. Организация рабочего места.

Обучающиеся выполняют практическую работу на закрепленных рабочих местах. Для выполнения работы понадобятся: слесарный верстак, тиски, слесарные ножницы, киянки, чертилки, заготовки.

  1. Вводный инструктаж.

 Задание.

1.Ознакомьтесь с технологической картой изделия «Крючок для вешалки»

2.Выполните резку заготовок из тонколистового металла, согласно технологической карте изделия.

Правила техники безопасности:

1.Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку.

2.Слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков.

3.Не держи левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.

4.Подавай ножницы и кусачки товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.

5.Если кусачками отрезаются небольшой кусок проволоки, откусываемую часть направляй в сторону защитной сетки верстака.

Проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.

Возможные ошибки:

1.Ножницы раскрыты на максимально возможный угол и не режут, а выталкивают. (Затуплены ножи).

2.Ножницы мнут металл. (Большой зазор между ножами ножниц).

3.Линия реза получается рваной. (Не контролируется линия реза).

Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

 Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Коммуникативные: совместные решения проблемы.

Познавательные:  умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

 

 

 

 

 

Рефлексия

 Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции

 На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.

Вопросы:

 - Какие инструменты и приспособления применяли сегодня во время работы?

 - А теперь давайте подведем итоги.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

ПОзнакомиться с видами тонколистового металла и проволоки, профессиями связанными с обработкой металла и с процессом резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками.

-Мы достигли цели?

-А какие задачи мы сегодня с вами поставили?

1. Научиться  основным технологическим операциям - резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками, контроль качества работы.

2. Получить навыки работы инструментами.

3. Формировать умения при работе слесарными инструментами.

-Достигли, поставленных задач?

Давайте оценим свою работу на уроке. У каждого на столе лежат три смайлика разного цвета.

 Зеленый – я отлично работал, у меня все получилось, я все понял.

Желтый – Я хорошо работал, но у меня есть небольшие недочеты

Красный – Я ничего не понял, у меня ничего не получилось. Мне нужна помощь.

Прикрепите к доске соответствующий смайлик.

Наш урок закончен.

 Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

 

 

Приложение №1

НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ                   ПОЛУЧИЛОСЬ                     НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Определение темы урока, постановка задач урока

2

Вопросы на повторение пройденных ранее тем.  

3

Решение проблемы урока (устный ответ)

4

Работа в паре.

5

Подведение итога работы на уроке

Самоанализ урока

       Урок отвечает дидактическим целям и задачам с использованием элементов проблемного обучения: анализ анограмм (интернет – ресурс) позволил создать проблемную ситуацию, которая помогла сформулировать проблему урока, осуществить целеполагание и усилить мотивацию, актуализацию знаний, проведение исследований, поиск необходимой информации, первичное закрепление способов деятельности,  самооценку, рефлексию и домашнее задание творческого характера.

Урок направлен на формирование следующих компетентностей: коммуникативную, информационную, исследовательскую, компетентность разрешения проблем.

Структура урока, приёмы и методы способствовали достижению целей и задач. Разнообразные виды деятельности и результативность способствовали активизации познавательной активности учащихся и поддержанию интереса к содержанию урока.

Позитивная психологическая атмосфера урока создавалась благодаря заинтересованности учащихся, созданию ситуации успешности, поощрений в виде похвалы и сотрудничества самих учащихся и педагога. Урок характеризовался динамичностью и высокой моторной и общей плотностью.

Здоровьесбережение реализовывалось посредством сочетания физкультминутки и чередования  разных типов заданий,  чётким соблюдением этапов урока.

Усвоенные знания помогут  в изучении данной темы. Поставленные цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс...

Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки

Мною представлена презентация по технологии в 5 классе на тему Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки...

Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки

Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки...

Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

Тема: Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов5 класс.Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.Раздел: Технологии обр...

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса....