Современные требования к уроку
учебно-методическое пособие по технологии

Хрунова Дарья Алексеевна

Современные требования к уроку. (Примерные цели посещения уроков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Современные требования к уроку69.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными

временными рамками этап учебно-воспитательного процесса.

В нем    представлены    все    основные    элементы    учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

• на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

• на уровне применения знаний по образцу;

• на уровне применения знаний в новой ситуации. Современное содержание образования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1.  Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2.  Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько поиск таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает

в процессе поиска.

3.  Изложение учебного материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре.

В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях материал изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

Изложение знаний возможно в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотра диафильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения - объяснительно-иллюстративным или проблемным.

Одно из основных требований к уроку предусматривает его научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.

Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы - весьма нелегкая задача. Это, во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. Это, во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы  разной степени трудностей, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после учения последующих, когда задания могут быть решены на новом овне подготовки.

4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью  темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, иной логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса учения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного и т.д., а шаги, обусловливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания.

5. На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством произведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях,

путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а облученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий |эффективности урока.

Примерные цели посещения уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

  1. выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное,

2. смотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

3.   Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

4.   Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению

единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

1.    Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие

результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса, раздела.

2.    Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

3.    Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных

связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

1.    Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласованно ли   выделяет межпредметные проблемы, задания.

2.    Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

3.    Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

4.    Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Программа:

1.    Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

2.    Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

3.    Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

4.    Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

  1. Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.

Программа:

1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический

и раздаточный материал, с какой целью.

2. Определить, способствовал ли дидактический материал углублению

знаний, их прочности, а также повышению творческой активности

учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и

методов обучения.

Программа:

1. Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других

уроков по теме.

2. Проанализировать, обоснованны ли, целесообразны ли те приемы, которые

учитель использует на уроке.

3. Посмотреть, носит ли материал научный характер.

4. Выяснить, сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с

групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя

по совершенствованию урока.

 Программа:

1. Определить наличие элементов нового в педагогической деятельности -

учителя, способствующих успешному решению задач реформирования школы.

2. Выяснить, как учит учитель учащихся отбирать из суммы фактов главное,

    основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.

3. Проверить, способствует ли учитель выработке у учеников обще-

учебных и общетрудовых умений и навыков.

4. Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности

учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у

них ЗУН.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

Программа:

1. Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к

изучаемой цели.

2. Определить, приучает ли ТСО учащихся к рациональности и само-

стоятельности приобретения знаний.

3. Выяснить, способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

4. Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

Программа:

1. Посмотреть, приучает ли учитель учащихся планировать вид работы,

ставить цели, выбирать для их достижения наиболее рациональны пути и средства.

2.    Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

3.    Выяснить, обучает ли учитель учащихся организации своего рабочего места.

4.    Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

 Цель:  определить результативность работы учителя по развитию устной

речи учащихся.

Программа:

1.    Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

2.    Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

3.    Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.

4.    Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

Программа:

1.    Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовав - стельности изложения.

2.    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

3.    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

4.    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель:  проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Программа:

1.    Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

2.    Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

3.    Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание эти учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа:

1.    Определить соответствие использования индивидуальной формы

работы учащихся, определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, делать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

УРОК

Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания. 

1. Образовательные задачи;

О   формирование понятий, законов;

О   выработка умений, навыков по предмету;

О    формирование навыков учебного труда.

2. Воспитание учащихся на уроке:

О    комплексное воспитание, всестороннее развитие;

О    НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время. 

3. Содержание:

полнота (в соответствии с учебной программой);

научность;

связь с жизнью;

доступность (но высокая степень сложности);

опора на межпредметные связи;

систематичность  и  последовательность  (опора  на логику учебника).

4. Форма:

О   место урока в системе уроков по теме;

Об   оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;

О   целенаправленное разнообразие структуры урока;

О   завершенность всех видов работ;

дифференцированные наборы заданий; рациональные формы обратной связи: учитель-ученик; отсутствие шаблона;

О   разумная плотность урока (без нерабочих пауз), экономия времени.

5.  Методы:

- соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию.

- методы, направленные на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др.);

- методы, активизирующие мышление;

- методика самостоятельных работ;

- система письменных работ;

- выработка навыков нот (через методы);

- использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;

-  характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного, сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.)

  1. Условия обучения. Технология урока:

 О    педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);

О   санитарно-гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);

О   психологический  режим   (мобилизирующее  начало  урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);

О    предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;

О   учебно-материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);

О    рабочее место учителя и ученика;

О   рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);

О    влияние организации урока на обучение и воспитание.

Результаты:

  1. выполнение поставленных целей;
  2. объем знаний, умений, навыков;
  3. их прочность, действенность;
  4. осознанность;
  5. преемственность;
  6. результативность письменных работ;
  7. продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и

самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ «Современные требования к уроку трудового обучения»

В работе представлена классификация современных типов урока по различным признакам, структура урока различных типов. Отражены единые педагогические требования к уроку, учебно-методический комплекс учи...

Современные требования к уроку

Структура, цели и задачи урокоа в зависимости от его структуры....

Современные требования к уроку физической культуры

Современные требования к уроку физической культуры...

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"

Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС IIпоколения.

Доклад на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....