Натуральные волокна животного происхождения
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Дикарева Елена Николаевна

План – конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение. Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naturalnye_volokna_zhivotnogo_proishozhdeniya.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение. Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

         Учитель технологии МОУлицей Дикарева Е.Н.

План – конспект урока технологии

6 класс

Раздел: Материаловедение.

                   Тема: «Натуральные волокна животного   происхождения».                                        

Составила: Вишнякова Н. П.

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

Тип урока: комбинированный

Методическое оснащение урока:

1.  Материально-техническая база:

Кабинет трудового обучения; кабинет информатики.

Инструменты и приспособления: ножницы, клей, свеча, пинцет, огнеупорная чашка

мультимедиа установка, библиотека наглядных пособий «Технология».

2.  Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;

- учебник;

- плакаты;

- информационные карты (ИФК):

1. образцы объектов труда;

2. коллекции материалов

3. образцы различных тканей.

- карточки задания;

- тесты.

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа )

Формы организации познавательной деятельности учащихся: дидактическая игра.

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы.

Ход урока.

1.  Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

2. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

Сегодня на уроке я вас познакомлю с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «В мире чудесных волокон».

3.  Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в пятом классе?

Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

- На какие две группы делятся текстильные волокна?

Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

- Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение?

Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для изготовления различных швейных изделий - детского, женского, мужского ассортимента, постельного белья.

- Как называют лён в России?

Ответ: Лён в России называют русским золотом – льняные ткани русские

купцы продавали даже в Индию.

- Для изготовления каких изделий применяют льняные ткани?

Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.

4.  Изложение нового материала.

С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т. д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и её свойства.

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить её, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волоконца называют прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.

Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, оно длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т. е хорошо впитывают в себя влагу, упругие ( изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца.

Некоторым недостатком шерстяных тканей является их пылеёмкость, т. е способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.

Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.

Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани.

В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином.

Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».

Шёлковые волокна имеют следующие свойства: обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, упругие (изделия мало мнутся).

Во время горения волокно шёлка спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.

Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити.

В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.

Изделия из натурального шёлка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам – так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка и льна.

5.  Практическая работа № 1 «Распознавание волокон шерсти и натурального шёлка». (Учебник, с. 10, таб 1.). На каждой парте приложение № 1.

Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

Учащиеся повторяют технику безопасности.

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Согласно плану практической работы учащиеся выполняют работу, но перед этим учитель проводит инструктаж – как правильно поджечь волокно.

Учащиеся в группах выполняют практическую работу (20 мин), затем группы обмениваются работами и все вместе обсуждают правильность выполнения задания.

Закрепление изученного материала.

- Какие волокна относятся к натуральным?

- На какие две группы делятся натуральные волокна?

- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно?

- Что называют шерстью?

- Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно).

- Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).

- Как горит чистошерстяное волокно?

- Что называют натуральным шёлком?

- Назовите четыре стадии развития шелкопряда.

- Что называют шёлковым клеем? (серицин)

- Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)

6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Я вам перечислила основные свойства волокон, но существуют и основные свойства тканей, к ним относятся: механические, физические и технологические.

Домашнее задание: параграф №3 внимательно прочитать и выписать к каждой основной группе свойств принадлежащие им свойства.

7.Уборка рабочих мест.

Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции

8. Подведение итогов урока учителем:

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока: «На следующем уроке мы с вами научимся определять лицевую и изнаночную стороны тканей и узнаем много нового о переплетениях ».

- Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

- Благодарю за урок! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Натуральные волокна животного происхождения

Презентация предназначена для проведения урока к разделу "материаловедение" Натуральные волокна животного происхождения...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...