рабочая программа по технологии 6 класс, мальчики
рабочая программа по технологии (6 класс)

Тугаринова Нина Борисовна

Рабочая программа по технологии для 6 класса составлена в соответствии с   Федеральным-законом «Об образовании в РФ», №273 от 29.12.2012 г.;

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_malchiki.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

 ________/Бутакова Г.Н../

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

______________/БалдановаД.В./

«__»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Предмет                 Технология                                                           (мальчики)  

Класс                               6

    Количество часов              68

Учитель        Тугаринова Н.Б.

Категория                I (первая)

Стаж работы                   19 лет

2019-2020 г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № 44 от «30» 08.2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

- ФГОС основного общего образования - утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 и от 31.12. 2015 года № 1577;

- Примерная ООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля  2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

- Федеральный перечень учебников (приказ МОиН РФ от 31 03.2014 г., № 253)

- «Технология. Индустриальные технологии. 7 класс».  Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Т. Тищенко.  В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2015.

                -примерной программой по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 30.08.2019г. №44;

федеральным перечнем учебников на 2019-2020 учебный год;

положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ»  от 03.09.2018 г. № 42.

Особенность по отношению к ФГОС ООО

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.

Концепция (основная идея программы)

Концепция программы строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне.

        Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет

Предмет «Технология» в соответствии с ФГОС входит в образовательную область «Технология и ИЗО»

Общие цели учебного предмета для ступени обучения

Цели обучения технологии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса среднего общего образования (базовый уровень) разработана на основе   программы «Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Место предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

 На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

Цели  и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

В системе школьного образования учебный предмет «Технология» занимает особое место.

Изучение «Технологии» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных  в нем технологиях;
  • приобретение практического опыта познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской  деятельности;
  • подготовки учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Содержание образования по технологии определяет следующие задачи:

а)сформировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б)привить элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в)познакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г)развить самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д)обеспечить изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж)овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)развить эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
  • основы материаловедения и машиноведения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

Общая характеристика учебного процесса.

Технологии, используемые в учебном процессе:

  1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
  2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
  3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  4. Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приемы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

-самоконтроль.

Формы организации образовательного процесса: основная форма обучения - учебно-практическая деятельность, а так же поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. И  такие формы обучения , как: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений, навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум.         Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяетсяметод проектов и кооперированная деятельность учащихся.

Виды и формы контроля: контрольные работы, диагностические тесты, математические диктаты.

Место - учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения математики и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа представляет собой практический курс технологии для учащихся получающих образование по УМК следующих авторов: «Технология. Технология ведения дома: 5 класс» учебник для общеобразовательных организаций /Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко./ М.; Вентана-граф,2012 г.

Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса. Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
  • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
  • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
  • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
  • культура человеческих отношений - знания, умения иготовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
  • экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
  • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
  • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
  • проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся  овладеют следующими знаниями и умениями:

— находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

— выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;

— создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;

— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;

— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии

      Изучение технологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

  •  познавательные, интеллектуальные и творческие способности и интересы в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
  • мотивация образовательной деятельности;
  • готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины;
  • теоретического, технико-технологического,     экономического      и

исследовательского мышления;

  • трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
  •  бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретения опыта природоохранной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;
  • самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать смысл формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу,  корректировать результаты совместной деятельности;
  • владеть навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования  в заданном формате;
  • использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую  и потребительскую стоимость;
  • владеть нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов .

Познавательные:

Ученик научится:

  • осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы;
  • осмысливать технологию приготовления блюд;
  • соблюдать правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений ;договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Содержание рабочей программы «Технология»

6 класс.

    1 раздел.  Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения.  Демонстрация проектов, выполненных учащимися   6 класса в предшествующих годы.  Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера, пиломатериал.      Профессия столяра и плотника.  Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. . Виды декоративно- прикладного творчества. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.

Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.

Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стамеска, рубанок, шерхебель.  подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке, окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.

2 раздел. Технология изготовления изделий из сортового проката.

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, шлицы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой.  Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары

3 раздел. Эстетика и экология жилья.

Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Разделение помещения на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов семьи санитарно – гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения. Роль комнатных растений в интерьере квартиры.

4 раздел. Творческая проектная деятельность.

Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта. Реализация продукции. Реклама.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
  •  пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
  •  виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
  • общее устройство слесарного верстака: правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;
  • назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила

пользования ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
  • виды пиломатериалов;
  • возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
  • общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
  • виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
  • уметь:
  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
  • осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
  • производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
  • разрабатывать содержание инструкционное-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ,
  • графически изображать основные виды механизмов передач;
  • находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;
  • осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
  • выполнять шиповые столярные соединения;
  • •'шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; „
  • выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины {шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и Лаками);
  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
  • Должны владеть компетенциями:
  • ценностно-смысловой;
  • деятельности;
  • социально-трудовой;
  • познавательно-смысловой;
  • информационно-коммуникативной;
  • межкультурной;
  • учебно-познавательной.
  • Способы решать жизненно-практические задачи:
  • вести экологически здоровый образ жизни;
  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
  • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры; ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:

№п\п

Наименование раздела и темы

Кол-во

часов

Теоретические

Практические

1

Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

24

6

18

2

Технология изготовления изделий из сортового проката

22

4

18

3

Сборка модулей технологических машин из деталей конструктора эскизов и чертежей

4

4

4

Эстетика и экология жилища

4

2

2

5

Творческая проектная деятельность

14

2

12

ВСЕГО

68

12

54

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
   • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
   • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
   • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
   • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
  • в мотивационной сфере:
  •  оценивание своей способности и готовности к труду;
  •  осознание ответственности за качество результатов труда;
  •  наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
  •  стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;
  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
  • в физиолого-психологической сфере:
  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта;
  • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
  • разработка вариантов рекламных образцов.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Учебное и учебно-методическое обеспечение

   • Стенды и плакаты по технике безопасности;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • набор ручных инструментов и приспособлений;

   • оборудование для лабораторно-практических работ;

   • набор макетов, машин, оборудования.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

 Из них: практические занятия и лабораторные работы

 

 Из них: контрольно- диагностические процедуры

Дата

КЭС

Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов (24 часа)

1-2

Вводное занятие. Правила Т/Б

Виды пиломатериалов

2

Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения.

Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующие годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.

04/09

3-4

Профессии, связанные с обработкой древесины

2

Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

11/09

5-6

Свойства древесины.

Пороки древесины.

2

Физические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация.

1

18/09

1.1.1

7-8

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных, промыслов России

2

Виды декоративно-прикладного творчества (ДПТ) нашего региона. Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно-прикладном искусстве.

1

25/09

1.1.2

9-10

Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека

2

Влияние технологий заготовки и обработки лесопиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.

1

02/10

1.1.3

11-12

Представления о деталях различной геометрической формы

2

Соединенять деталей вполдерева. Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120М.

1

09/10

1.1.4

13-14

Ручные инструменты и приспособления

2

Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных

работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества;

 Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.

1

16/10

1.1.5

15-16

Художественная обработка древесины. Выпиливание ручным лобзиком по контуру.

2

Организация рабочего места токаря. Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приемы работы на токарном станке...

1

23/10

1.1.6

17-18

Изготовление художественных изделий по техническим рисункам и технологическим картам.

2

Экономические расходы на изготовление изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

1

30/10

1.1.7

19-20

Выжигание и роспись по дереву.

2

 Соединять  детали из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях

1

13/11

1.1.8

21-22

Лакирование и окрашивание изделий.

2

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы

1

20/11

1.1.9

23-24

Окончательная отделка и оценка изделия

2

Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием.  Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины.

1

27/11

1.1.10

Технологии изготовления изделий из сортового проката (22 часа) 2.1.

25-26

Металлы и сплавы, основные технологические свойства

2

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Черные металлы. Цветные металлы.

Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской.

04/12

2.1.1

27-28

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения

2

Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах.

1

11/12

2.1.2

29-30

Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий

Устройство и применение штангенциркуля

2

Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и назначение штангенциркуля. Приемы измерения штангенциркулем.

1

18/12

2.1.3

31-32

Подбор и разметка металла

2

Разметка заготовок из сортового металлического проката. Экономичность разметки.

1

25/12

2.1.4

33-34

Резание металла слесарной ножовкой

2

Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего элемента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой.

1

16/01

2.1.5

35-36

Рубка металла.

2

Инструменты для рубки металла. Приемы и способы рубки металла в тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Разрубание металла на части на плите. Правила безопасной работы.

1

23/01

2.1.6

37-38

Опиливание металла

2

Опиливание металла. Инструменты и приспособления для выполнения технологической операции по опиливанию металла. Правила и приемы безопасного труда при опиливании.

1

30/01

2.1.7

39-40

Сверление заготовок из металла

2

Формирование представлений о сверлении сортового проката и других материалов на сверлильном станке. Правила и приёмы безопасной работы на сверлильном станке.

1

05/02

2.1.7

41-42

Соединение деталей в изделии

2

Назначение клепальных швов. Инструменты и приспособления для клепки металла. Правила техники безопасности при выполнении клепки. Заклёпка как один из способов соединения деталей из металлов. Инструмент и приспособления для выполнения пайки. Техника безопасности при выполнении работ при пайке металла.

1

12/02

2.1.8

43-44

Отделка изделий из металла

2

Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий.

1

19/02

2.1.9

Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам (4 часа) 3.1.

45-46

Виды зубчатых передач

Примеры узлов

2

Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной). Ведомая и ведущая шестерни. Передаточное отношение.

1

26/02

3.1.1

47-48

Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач

Кинематическая схема токарного станка.

2

Условные обозначения зубчатой пары. Кинематическая схема токарного станка.

1

04/03

3.1.2

Эстетика и экология жилищ (4 часа)  4.1.

49-50

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера

Интерьер жилых помещений.

2

Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

11/03

4.1.1

51-52

Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении.

Свет интерьер.

2

Разделение помещений на функциональные зоны. Свет й интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков. Роль комнатных растений в интерьере квартиры. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения.

1

18/03

4.1.2

Творческая, проектная деятельность (14 ч.) 5.1.

53-54

Основные требования к проектированию.

Элементы художественного конструирования.

2

Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования.

1

25/03

5.1.1.

55-56

Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

2

Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование.

1

08/04

5.1.2

57-58

Выбор и обоснование проекта.

Реализации проекта.

2

Исследование рынка и собственных возможностей. Перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов ^ на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта.

1

15/04

5.1.3

59-60

Альтернативные варианты проекта

2

Первоначальные идеи, анализ, выбор лучшей идеи.

1

22/04

5.1.4

61-62

Выбор инструмента, оборудования и материалов

Требования к выбору инструментов.

2

Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособления и оборудования.

1

29/04

5.1.5

63-66

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

4

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Сборка и отделка изделия.

1

06/05

5.1.6

67-68

Защита проекта. Оценка изделия. Реклама.

Определение конечной себестоимости проекта. Пояснительная записка к проекту. Реализация продукции. Вывод. Оценка изделия.

1

13/05

5.1.7

Список учебно-методической литературы

Учебно-методический комплект

1. Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций (Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. – М. : Вентана-Граф, 2014)

2. Рабочая тетрадь «Технология. Индустриальные технологии» для 6 класса (Тищенко А.Т., Буглаева Н.А. – М. : Вентана-Граф, 2013)

3. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.

4. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/

Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.


              Дополнительная литература

1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.

2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.

3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.

4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.

5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.

6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Интернет ресурсы по основным разделам технологи

  1. Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su
  2. Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su — http://pedsovet.su/load/212
  3. Образовательный сайт «ИКТ на уроках технологии»: http://ikt45.ru/
  4. Сообщество учителей технологии: http://www.edu54.ru/node/87333
  5. Сообщество учителей технологии «Уроки творчества: искусство и технология в школе»: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
  6. Библиотека разработок по технологии: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
  7. Сайт «Лобзик»: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
  8. Сайт учителя технологии Трудовик 45: http://trudovik45.ru
  9. Сайт учителя-эксперта Технологии: http://technologys.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класс

Рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класс для линии учебников под ред. В. Д. Симоненко....

Рабочие программы по технологии для мальчиков

Рабочие программы по технологии для мальчиков под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 7  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а»  классе на 2017/2018 у...

Рабочая программа по технологии для мальчиков

Рабочая программа по технологии содержит планируемые результаты освоения программы, содержание тем и тематическое планирование....