"Смысл и цель жизни человека"
методическая разработка по технологии (8 класс)

Будова Лидия Викторовна

Конспект и  презентация по теме "Смысл и цель жизни человека", раздел Профессиональное самоопределение, 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smysl_i_tsel_zhizni.rar119.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Будова Лидия Викторовна

учитель технологии

МБОУ «СОШ №56»

г. Новокузнецк

программа В.Д.Симоненко для 9 класса

                                                                       

Тема раздела:          « Профессиональное самоопределение».       Урок №1

Тема урока:              «  Смысл и цель жизни человека».

                                                         

Структура урока:    Объяснение нового материала.

Задачи урока:  

образовательная -      способствовать формированию сознательного и

                                     самостоятельного  выбора профессии;

воспитательная  -       способствовать формированию нравственных качеств,

                                     необходимых для успешного труда;              

развивающая      -       способствовать развитию умений принимать

                                     обоснованные решения.

Оборудование:          проектор, ноутбук, экран.

Методы проведения урока:   словесный, наглядный.                                                                                 

                                                       Ход урока:

I.   Организационный момент.

  - приветствие учителя;

  - контроль готовности учащихся.

II.  Мотивация учебной деятельности.

   - ознакомление с темой и целями урока;

   - психологическая подготовка.

III.    Изложение нового материала             

Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение заключается, прежде всего, в осознании смысла и цели своей жизни.

( Слайд № 2). Смысл жизни – это осознание своей жизни не как серии случайных,

разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего живет человек.

( Слайд №3). Цель жизни – это осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Следовательно, нельзя и осознанно осуществить выбор профессионального пути.

( Слайд №4). Каждый человек приходит к пониманию смысла жизни по-своему. Для кого-то это создание хорошей семьи, воспитание детей, для другого создание материального благополучия, для третьего достижение высокого профессионального мастерства,  служение другим людям, раскрытие своих творческих возможностей, познание окружающего мира и т.д.

( Слайд №5). Соответственно цели  жизни - это найти любимого человека, найти высокооплачиваемую работу, получить хорошее образование, получить престижную профессию, сделать научные открытия, приобрести профессию по душе и многое другое. Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. В ней говориться: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию». Что же стоит понимать под профессиональным самоопределением?

 ( Слайд № 6). Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Есть люди, которые лучшее время своей жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота; одни влюблены в металл, другие являются горячими поборниками замены металла пластмассой; одни отдают силы созданию долговечных пластмасс, а другие увлечены идеей создания таких пластмасс, которые через определенное время разрушались бы без остатков и не засоряли бы, таким образом, среду обитания человека.

( Слайд № 7).Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии и является начальным звеном профессионального развития личности:

- профессиональное самоопределение личности;

- профессиональная подготовка;

- профессиональная адаптация;

- профессиональное мастерство.

( Слайд № 8). При выборе профессии необходимо учитывать определенные ситуации:

- желания, интересы и склонности личности – «хочу»;

- человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические

  особенности, состояние здоровья – «могу»;

- потребности рынка труда в кадрах – «надо».                      

А – зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в кадрах;

Б – зона совпадения возможностей личности с потребностями общества в кадрах;

В – зона оптимального выбора профессии.

Зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

( Слайд №9). А кто или что может повлиять на выбор профессии? Большое влияние на выбор профессии оказывают родители, которые являются главными советчиками, кто как не они знают вас лучше других. Знают ваши увлечения, ваши способности, состояние вашего здоровья. Полезную информацию о мире профессий, о путях профессионального образования можно получить из средств массовых информаций (радио, телевидение, журналы, газеты и другие). Рассказ учителя о профессиях, связанных с преподаваемым им учебным предметом, а также первоначальные сведения о разных профессиях могут помочь обучающимся в выборе профессии. Рассказ представителя той или иной профессии, приглашенного в школу или экскурсия на предприятие или в профессиональное учебное заведение также оказывают влияние на выбор профессии.

( Слайд № 10). Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение. Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Во-первых, это неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; во-вторых, недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. К этим причинам можно отнести:

-  выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за  

   компанию);

-  увлечение внешней стороной профессии;

-  перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму

 профессию;

- отождествление школьного учебного предмета с профессией;

- устарелые представления о характере труда;

- отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в

  океане профессий;

- незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков,

  существенных при выборе профессии.

Так кто же главный конструктор вашего профессионального жизненного пути? Ну, конечно же, вы. А мы все ваши советчики. Совет можно выслушать, поблагодарить, но решать надо самостоятельно и чтобы не ошибиться в этом выборе, необходимо помнить о некоторых правилах:

( Слайд № 11).

- выявить, какие профессии нужны в вашем регионе;

- с помощью учителей и других специалистов изучить свои интересы,

  темперамент, способности, здоровье, самооценку;

- подробно изучить профессию;

- найти возможность практически попробовать свои силы;

- выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в

  реализации профессионального намерения.

( Слайд №12). Выбор профессии  - это проектирование трудового жизненного пути.

Профессии могут быть разными, но равноценными. Нет неинтересных профессий, а есть незаинтересовавшиеся ими люди.  

V. Заключительная часть урока.

1.Подведение итогов урока.

2.Домашнее задание.

                                         Список используемой литературы:

1 .Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского, 1997. 318с.

2. Основы профессиональной культуры./Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского государственного университета. 1997.-307с.

3.http://www.trimedadus.ru/karera_i_dengi/kem_byit_4.php   

4.http://www.tpu.ru/html/mistakes.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Цель и смысл жизни человека"

Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...

Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины, ...

Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»

21 марта 2017 года проведен семинар на тему:  «Проблема смысла жизни человека»....

Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"

quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....

урок развития речи в 9 классе " Поговорим о смысле и цели жизни"

презентация к уроку развития речи в 9 классе...