Технология - предмет особенный
статья по технологии

Кожанова Лариса Павловна

В статье говорится о возможностях предмета "Технология" при формировании и развитии у школьников активной продуктивной образовательной деятельности в процессе самостоятельной работы учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология» - предмет особенный

(активная продуктивная образовательная деятельность в процессе самостоятельной работы учащихся)

Общеобразовательная школа сегодня  должна формировать не только целостную систему специальных предметных умений, а также опыт самостоятельной деятельности  и личной ответственности обучающихся.

Школа на современном этапе не может дать знаний на долгие годы. Она должна привить потребность в постоянном пополнении знаний. Умения учить себя самого помогут в дальнейшем выпускникам  школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания.  

Таким образом, выпускник школы должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т.д.), опыт эмоционально-ценностных отношений.

 Именно поэтому все большее значение приобретает ориентация на развитие умений самостоятельной работы, на умение учиться самому.

В современном мире возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

Самостоятельность, как качество личности, необходима человеку во всех его социальных ролях. Компетентность в самостоятельной деятельности разного направления позволяет человеку самореализоваться в жизни.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку надо создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. Технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям:

  • наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся;
  • содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы.

Изучение технологии, как образовательной области, необходимо и неоспоримо.

Предмет «Технология» не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.

Умение многое делать своими руками и делать это хорошо – залог уверенности в себе.

«То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» - утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский.

Педагогический труд, как и любое материальное производство, имеет дело с исходным материалом, который надо превратить в конечный продукт. Т.е. жизнь детей должна быть организована таким образом, чтобы в результате получился воспитанный образованный человек с определенными качествами, значит – нужна программа воспитания, причем конкретная.

А когда есть программа, значит, есть ряд последовательных рабочих операций, осуществляемых учителем. Необходим также контроль, чтобы корректировать результаты, и, конечно же, мастерство учителя.

Необходимо построить учебный процесс так, чтобы знания, которые дает учитель ребенку, были нужны ему для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества.

    Развитие самостоятельности школьников при изучении предмета технология можно построить  поэтапно:

  • первый этап – уроки с применением проектного метода обучения;
  • второй этап – изучение элективных курсов (углубленное изучение предмета);
  • третий этап – внеурочная деятельность.

Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов.

   На своих уроках  использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые ролевые, информационные, проектно-ориентированные. Надо отметить, что детям больше нравится составлять игровые проекты (в младших классах), творческие и исследовательские проекты в старших.

    Прежде чем приступить к работе определяются учебные задачи для данного проекта, выясняется, какую помощь требуется  оказать учащимся, не предлагая готовых решений. Итак, обучение любому предмету  протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельным, развивает у них интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.

Это позволяет наиболее полно раскрыть способности учащихся в освоении различных видов рукоделия, кулинарии, шитье одежды, дизайне помещений и т.п. Метод проектов занимает  особое место в обучении школьников  технологии. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным. 

Тематика проектов учащихся разная: это и блюда национальной кухни разных народов, оформление и организация праздников, изделия в различных техниках выполнения, проекты социальной направленности и многое другое.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания,  что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом этапе обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть небольшой личный опыт. Ценность полученных знаний вообще как раз и состоит в том, чтобы уметь применить эти знания в реальной жизненной ситуации.

В процессе обучения школьники достигают более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется.  Например, если с 5 по 8 класс перечень тем для проекта  не выходит за рамки программы по предмету, то в старших классах учащимся предоставляется полная самостоятельность и свобода выбора, как темы, так и изделия.

       На уроках основное внимание уделяется практической составляющей. Каждая ученица шьет изделие от начала и до конца: фартук, ночную сорочку, юбку, платье (халат) - в зависимости от класса.

           Во время обучения учащиеся осваивают разные виды рукоделия: вязание крючком, макраме, изготовление панно в разной технике, лоскутная мозаика.

На начальном этапе обучения по методу проектов учащиеся в процессе исследования изучают простые технологии производства, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя могут поставить цель, спланировать свою деятельность, подробно рассматривают вопросы экономики и экологии. Но основная масса школьников еще нуждается в помощи учителя, испытывает затруднения в принятии самостоятельных решений.

Возможности для дальнейшего развития самостоятельности школьников возникают при изучении элективных курсов, например,  «Основы швейного производства», «Основы художественного проектирования». В рамках программ этих курсов продолжается обучение по методу проектов. Кроме того используются различные технологии, активизирующие учащихся на занятиях. Это рефераты и мини-сочинения на темы: «Питание и здоровье», «Питание и красота», «Роль моды в обществе»; дискуссии на различные темы, беседы, творческие работы, выставки.

Важно, что у школьников в процессе обучения появляется понимание социальной значимости своей деятельности. Проекты, выполняемые на занятиях курсов, отличаются от «урочных» большей содержательностью и сложностью. Проект является необходимым условием для участия в предметной олимпиаде по технологии.

Уже в течение многих лет мои ученицы принимают активное участие в олимпиаде по технологии на разных этапах. Становятся призерами и победителями районного и республиканского этапа олимпиады. Дважды, в 2014 и 2015 г.г. становились участниками Заключительного этапа ВОШ по технологии в г. Санкт-Петербург.

Непременным условием качественного обучения на современном этапе является применение информационных технологий, которые активно применяются на разных этапах изготовления проектов учащимися, а также при подготовке и подаче учебного материала.  Следующий этап работы по развитию самостоятельности учащихся – это творческое объединение Театр моды «Шанс».

   Школьный Театр моды «Шанс» был организован в 2001 году на основе кружка «Умелые руки».

Театр не только объединяет детей успешных и самостоятельных, но и дает возможность проявить свои способности, повысить уровень самостоятельности другим детям.

В процессе обучения закрепляются знания по моделированию, конструированию и пошиву одежды. Дети сами разрабатывают модели, комплектуют коллекции и изготавливают изделия полностью, создают спектакли, подбирают музыку, выполняют режиссерскую работу. Старшие учащиеся организуют репетиции, помогают младшим в подборе моделей, материалов. Все это позволяет учащимся почувствовать уверенность в себе.

Театр делает школьников более активными и самостоятельными.

Театр принимает активное участие в мероприятиях разного уровня: это школьные и районные праздники, различные выставки и конкурсы. Традиционными стали разработки и показы различных коллекций по направлениям на школьных вечерах и на сцене районного Дома культуры.

В мае 2005 года Театр моды принял участие  в Региональном  конкурсе “Мода и время - 2005”, который проходил в г. Барнауле Алтайского края. Была показана коллекция под названием «Принцесса Белого месяца», в которой были представлены 11 моделей, стилизованных под национальный бурятский костюм. Театр был представлен в номинации «Традиции и современность», где занял почетное третье место.

В апреле 2007 года приняли участие в Республиканском конкурсе «Этномода», где заняли II место.

В июне 2007 года при активной поддержке  родителей участников Театра была организована поездка в г. Сочи на Всероссийский национальный фестиваль-конкурс «Великая Россия». Были представлены две коллекции: «Бурятия единая» (бурятский, русский и эвенкийский костюмы) и «Прощай оружие». Выступление было очень удачным – Театр стал Лауреатом I степени.

В 2008 году приняли участие в конкурсе «Мода и время-2008» в г. Барнауле, где были удостоены специального диплома. В 2011 году коллектив принял участие в Международном конкурсе «Музыкальная радуга» в г. Адлер. Результат участия – диплом Лауреата 1 степени.

К сожалению, участие в конкурсах в настоящее время практически невозможно из-за материальных затрат.

Одним из главных педагогических успехов работы Театра моды является способствование формированию личности, повышению самооценки учащихся и их самоопределению.

Работа  в Театре моды интересна и достаточна сложна. Ведь дети сами разрабатывают эскизы изделий, сами шьют изделие и сами показывают их на подиуме. В результате они знакомятся с разными профессиями: модельера, конструктора, технолога, швеи, модели, и понимают, что в каждой профессии есть свои особенности и трудности. А осознанный выбор профессии – это залог успешности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология" - предмет особенный

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - ...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

История и источники развития технологий. Предмет "Технология ведения дома". Урок № 2 для 5 класса

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 5 класса.Человек на протяжении всей жизни занимается преобразованием различных материалов, таких как: древесина, металлы,...

«РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА ИЗ КЕРАМИКИ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »

laquo;РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА ИЗ КЕРАМИКИ»   В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »...

ПРОЕКТ В МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ».

АннотацияВ статье рассматриваются методы проведения проекта в модульной технологии «Лексические особенности политической терминологии» студентами. Раскрываются вопросы общеучебных умений, ...

Зачем нужна технология суть предмета, особенности преподавания

Зачем нужна технология: суть предмета, особенности преподавания...

Новые информационно-коммуникационные технологии и особенности их применения в профессиональной деятельности учителя биологии

Новые информационно-коммуникационные технологии и особенности их применения в профессиональной деятельности учителя биологии...