Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Калмыкова Елена Алексеевна

Технологическая карта урока к уроку_

 

Учитель:

 ИЗО и технологии

Предмет:

ИЗО

Класс:

7

 

 

Тема урока:

ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_may.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока к уроку_

 

 

 

Учитель:

 ИЗО и технологии

 

 

 

 

Предмет:

Технология

 

 

 

 

Класс:

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

 

 

 

 

Задачи:

 

 

 

 

 

Образовательные:

 1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.

2.   Закрепление понятий «пропорции»,  «золотое сечение», «канон».

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и обсуждение работ.

 

 

 

 

Воспитательные:

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего  мира, умение замечать его удивительные особенности. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, трудолюбия.

 

 

 

 

Развивающие:

При выполнении практической работы  соблюдать внимание  усидчивость и аккуратность.

 

 

 

 

Планируемые результаты:

 

 

 

 

 

Личностные:

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

 

 

 

 

Предметные:

Умение использовать свои наблюдения за человеком и строением его  пропорций; исследовать по рисунку-схеме этапы выполнения работы ; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов

 

 

 

 

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)

 

 

 

 

Межпредметные связи:

Чтение .  черчение, анатомия

 

 

 

 

Формы деятельности:

фронтальная индивидуальная парная групповая

 

 

 

 

Формы обучения:

деятельностный способ обучения практикум исследования, зарисовка с натуры человека, интеллектуальная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

 

 

 

 

 

Основные:

1.  Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.

2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.

 

 

 

 

Дополнительные:

3.  Художественные материалы для работы в технике аппликации.

 

 

 

 

Тип урока:

обобщающий интегрированный урок.

 

 

 

 

Цель:

1.  Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.

2.   Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».

3.  Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

4.  Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

5. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Объяснения выполнения практической работы.

Самостоятельная работа учащегося..

Самоопределение Смыслообразования

формулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.

2.   Закрепление понятий «пропорции»,  «золотое сечение», «канон».

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и обсуждение работ.

При выполнении практической работы  соблюдать внимание  усидчивость и аккуратность.

Воспитание аккуратности, умения работать в команде.

Смыслообразования Самоопределение

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.

Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы от дельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

  • Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

нии фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон - то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4  части. В это число входили 19 равных частей

разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру.

Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие  части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до  н. э.

Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка па две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и  живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигур!,!, пытался па основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть.

У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

У каждого человека свои характерные пропорции.

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

 А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации.

Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры.

Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.

Нравственно-этического оценивания

моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка

Первичное усвоение новых знаний

Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека)

Организуется экспресс-выставка готовых работ, их обсуждение и анализ.

Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками

построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание Планирование Коррекция

Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

      А теперь повторим пройденный материал.

     Для выполнения задания  необходимо:

Уметь работать с тематическими таблицами с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.

Правильно подбирать иллюстрации  и репродукции по теме.

Уметь использовать художественные материалы для работы в технике аппликации.

Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Управление  выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса.

Смыслообразования

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Контроль Оценка

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 В ходе практической работы показана разнообразная деятельность учащихся.каждый выполнил свое задание.  

Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

Ознакомление с элементами построению пропорций человеческой фигуры

Дети  повторили основы графического языка, ознакомились с методами , способами, элементами построения изображений человека в пропорциях, повторили основы канонов при изображении человека в изобразительном искусстве, изучили правила «Золотого сечения».  

На уроке было содействование развитию у учащихся творческого мышления, эстетического вкуса, формированию представления о культуре  декоративного  творчества.

Были созданы условия для закрепления знаний и умений, для выполнения практической и творческой работы.

У нескольких детей было затруднение в работе  в усвоении элементов построения человека по пропорциям , у других рисунок с натуры . С ними была проведена индивидуальное объяснение уч. материала с демонстрацией выполнения работ

К концу урока должны знать:   понятия «пропорции»,  «золотое сечение», «канон».

Уметь:  правильно делать постановку художественной задачи.

 Практическое выполнение задания.

Целью урока было  добиться  внимания  усидчивости и аккуратности при выполнении аппликации. Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.

Урок  общеметодологической  направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...

Технологическая карта урока Тема урока: Строение клетки 5 кл

Тип урока: урок общеметодологической направленностиВиды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей  к систематизации и структурированию изученного предметног...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...