Технологическая карта урока грамматики чукотского языка во 2-4 классе-комплекте по теме: 2 кл. "Предметы и названия предметов"; 4 кл.: "Число Имен существительных"
учебно-методический материал

Головкова Таисия Петровна

В помощь учителям родного языка, работающим в классе-комплекте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока грамматики  чукотского языка во 2-4 классе-комплекте

Учитель МБОУ НШ с. Айон

 Т.П. Головкова

Тема

2 кл.:"Предметы и названия  предметов"

4 кл.: "Число имен существительных"

Класс

2-4 (комплект)

Педагогическая цель

Закрепить умения обучающихся группировать предметы по темам: люди, звери, птицы,  растения, времена года, погодные условия, транспорт;//закрепить правописание имен существительных во множественном числе.

Тип урока

Урок – повторения и закрепления пройденного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Развивать  активную  речевую  и  познавательную  деятельность обучающихся на уроках родного языка; формировать связную устную и письменную речь  младших школьников, которая способствует общему развитию обучающихся.

Личностные результаты

Осознавать важность изучения материала по теме; формировать положительную мотивацию; проявлять учебно-познавательный интерес

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.  

Познавательные: Умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах; Умение пользоваться справочным материалом, представленном в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы, алгоритмы);

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная; методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

Мультимедиа- проектор, экран, компьютер, м/м презентация.

Этап урока

Виды работ

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

Слайд 1

2.Эмоциональный настрой

3. Условия проведения  игры-путешествия.

-Еттык! Мэрынрэ ӄывакъотык!

-Здравствуйте! Спокойно сядьте!

-Игыр урокык мури мытрэчейвыткугъэ мурык нутэсӄык, мытрэгитэын мургин вагыргын.

-На доске написано:  Гымнин у'рэтнутэнут ӄонпы ылгу тылгыркын!

- Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – в форме путешествия "Мургин вагыргын"

- Я люблю эту землю, на которой родился! (М. Ваалгыргын)

- Мургин ляйвыгыргын ынӈин вальын ратвагъа: Айон-Пээкин-Рыткучы-Айон. Эмӄын улвэвык мытрэкуврэтэвын тайкыёӆӄылтэ. Мынкэтъонат существительное, ыннанкав число ынкъам мыгчисло.

- Мы поедем по маршруту Айон - Певек - Рыткучи - Айон.

На каждой остановке будем выполнять задания. Вспомним, что называется именем существительным, повторим образование множественного числа имен существительных. На доске коллаж с изображение маршрута нашего путешествия. У вас на партах лежат фишки магнитные разного цвета.  Кто правильно выполнит задание,  продвигает свою фишку в следующий пункт назначения.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, мотивирует на получение новых знаний

Повторяет с детьми правила поведения на экскурсии

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Под руководством учителя вспоминают условия поведения игры-путешествия

II. Беседа

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Слайд 2

Айон

Работа по фонетической таблице

Слайд 3

Слайд 4

Остановка Айон

Слайд 5

Слайд 6

Остановка Певек

Слайд 7

Слайд 8

Остановка Рыткучи

Слайд 9

Остановка Айон

Слайд 10

Возвращение домой на Айон

- И'ам мурык илирык нынны Айон?

-Почему остров называется Айон? (- Айон – остров, поселок; Чаунская губа. Специалист по чукотско-камчатским языкам, уроженец о. Айон П. И. Инэнликэй предполагает, что название Айон произошло от основы эйу-/фйо- «оживать», т.е. Айон «место оживления»)

C:\Users\домашний\Desktop\теблица по чук языку  2.jpg -Янор мынкалевэтгавын ӈотӄэн таблица, иӈӄун ӄэглынангэт ивык выргыргыт ынкъам вэтгавыт чувчеӈ йильэ.

-  Для того, чтобы правильно произносить звуки, слова поработаем по фонетической таблице (хором,  4 класс,          2 класс)

2 кл.: - Ӄыгитэгыткы , ръэнут нотэнкартинкак гарисоватлен?

Ӄэглынангэт. Ӄыкэлигыткы ынӄэнат вэтгавыт тетрадык.

Работа по предметным картинкам, прикрепленным на доске:

- Назовите предметы на родном языке, запишите эти слова в тетради. Проверка по презентации

Нерпа – мэмыљ/мэмыӆтэ

Морж – рыркы/рыркат

Олень - к'оран'ы/ӄорат

Белый медведь - умк'ык/умӄэт

Росомаха - к'эпэр/ӄэпэрти

Песец - рэк'окаљгын/риӄукэт

Заяц – мэљётаљгын/миӆютэт

Евражка -  йильэйил/йильэт

4 кл.: -  Ӄынтомгаквыткы   ыннанчислольэпы существительнэпы  мыгчислольыт  существительныт, плытковачтэ ӄынъянръаквыткы.

-Образуйте от существительных единственного числа форму множественного числа, выделите окончание.

 Проверка по презентации

Чукча – лыгъоравэтльан (-т)

Оленевод - к'орагынрэтыльын (-т)

Олень - к'оран'ы (-т)

Яранга - яран'ы (-т)

Аркан - чаат (-тэ)

Охотник – ивинильын (-т)

Море – ан'к'ы (-ат)

Морж – рыркы (-ат)

Нерпа – мэмыљ (-ти)

Рыба – ыннээн (-ыт)

Сетка – купрэн (-эт)

Кит - ръэв (-ыт)

2 кл.: - Ӄыгитэгыткы , ръэнут нотэнкартинкак гарисоватлен?

Ӄэглынангэт.  Ӄыкэлигыткы ынӄэнат вэтгавыт тетрадык.

Работа по предметным картинкам, прикрепленным на доске:

- Назовите предметы на родном языке, запишите эти слова в тетради. Проверяем правильность написания по презентации

 Животный мир о. Айон

Белый медведь - умк'ы

Росомаха - к'эпэр

Заяц – мэљётаљгын

Птицы

Чайка - йъаяк' (-ыт)

Куропатка – рэвымрэв (-ыт)

Сова - тык'ыљ (-ти)

Утка – гатле/галгат

Пуночка - пчек'аљгын/пчиӄэт

4 кл.: -  Ӄынтомгаквыткы   ыннанчислольэпы существительнэпы  мыгчислольыт  существительныт, плытковачтэ ӄынъянръаквыткы.

-Образуйте от существительных единственного числа форму множественного числа, выделите окончание.

 Проверка по презентации

Животный мир о. Айон

Белый медведь - умк'ы (-эт)

Песец - рэк'окаљгын (-т)

Росомаха - к'эпэр (-ти)

Заяц – мэљётаљгын/милют-  (-эт)

Евражка -  йильэйил (-т)

Птицы

Чайка - йъаяк' (-ыт)

Куропатка – рэвымрэв (-ыт)

Сова - тык'ыљ (-ти)

Утка – гатле/галгат

Гусь - и'туи'т/ и'тъут

Журавль - к'этчан'ыр/кэтчанрот

Гагара – ёкваё/ёкват

Пуночка - пчек'аљгын/пчиӄэт

-Мынпан'эвн'ытомык. - Давайте отдохнем. Физминутка

Умк'ы, умк'ы, умк'эк'эй

Кыемыӆӄэй умк'эк'эй

Ниныгэвӄин, ниныгэвӄин

Ыӆпыт, виӆют ниӆгытэвӄин

Чинит айкол нытэвляӄэн

Ныӆӄутӄин, нымгэтчаӄэн

Ыннэн, ӈирэӄ, ӈыроӄ, ӈыраӄ

Ныръэрмэтвиӈӄин умӄэӄэй

2кл.: Ӄыгитэгыткы , ръэнут нотэнкартинкак гарисоватлен?

Ӄэглынангэт.  Ӄыкэлигыткы ынӄэнат вэтгавыт тетрадык.

Работа по предметным картинкам, прикрепленным на доске:

- Назовите предметы на родном языке, запишите эти слова в тетради. Проверяем правильность написания по презентации

Осень - гытган

Зима - льэљен'

Весна - гырон

Лето - эљен'ит

Растительность

Цветок - тын'эчьын (-т)

Ягель - ватап

Гриб  - пъон'пъон'

Ягоды  - уунъыт

4кл: .: -  Ӄынтомгаквыткы   ыннанчислольэпы существительнэпы  мыгчислольыт  существительныт, плытковачтэ ӄынъянръаквыткы.

-Образуйте от существительных единственного числа форму множественного числа, выделите окончание.

 Проверка по презентации

Осень - гытган

Зима - льэљен'

Весна - гырон

Лето - эљен'ит

Холод - чьэчен'

Тепло – омом

Дождь – иљииљ

Пурга – ёо

Снегопад - пин'эпин'

Растительность

Цветок - тын'эчьын (-т)

Куст, кустарник - ёмромкын (-т)

Мох - витъывит (-т)

Ягель - ватап/ватапыт

Гриб  - пъон'пъон'/пъон'пон'ыт

Ягоды  - уунъыт (ед. ч. оонъыӆгын)

Морошка - рыттыт (ед. ч. рыттыл'гын)

Шикша - љыгоонъыљгын/ӆыгуунъыт)

Брусника – вэривычьын

4кл.: -  Ӄынтомгаквыткы   ыннанчислольэпы существительнэпы  мыгчислольыт  существительныт, плытковачтэ ӄынъянръаквыткы.

-Образуйте от существительных единственного числа форму множественного числа, выделите окончание.

 Проверка по презентации

Транспорт

Транспорт - љейвинэн' (только ед. ч.)

Автомобиль – ковлёргоор/ковлёрвыт

Самолёт - рин'энэн'/рин ӈэнэн ӈэт

Лодка  - ы'твъэт/ы'твыт

Ездить на оленях -гэкэн'ыљьэтык

Ездить на собаках  - магљяљьатык

- Мытыплыткумык чейвыткук  мурык нутэсӄык. Мытъенмык Айогты нымэльэв.

-Наше путешествие закончилось. Мы все благополучно вернулись домой на Айон.

Проводит с учащимися беседу о происхождении названия острова, задает вопросы.

Ставит учебную задачу: 2 кл. - называют  животных на родном языке и записывают в тетрадь столбиком;

4 кл.: слова записать на родном языке в единственном и множественном числе, выделить окончания множественного числа

Задает учащимся вопросы, объясняет задание, помогает правильно произносить слова

Ставит учебную задачу: назвать и записать  животных, птиц на русском и чукотском языке

Ставит учебную задачу: определить растение,  сказать название

Ставит учебную задачу: определить время года, явления природы,   сказать название

Ставит учебную задачу: определить вид транспорта,   сказать название

Отвечают на

вопросы учителя, рассматривают предметные картинки и правильно называют предметы и записывают в тетради

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, читают слова на русском языке и называют и записывают на родном языке животных, птиц; выделить окончания мн. числа

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, читают слова на русском языке и называют и записывают на родном языке животных, птиц; выделить окончания мн. числа

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, называют растения,  называют и записывают на родном языке,

выделить окончания мн. числа

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, называют,

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, называют виды транспорта на Чукотке, записывают в тетради; выделить окончания мн. числа

III. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить знания, полученные в ходе урока; развивать внимание и логическое мышление.

IV. Рефлексия

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.Подведение итогов

2. Рефлексия

3. Домашнее задание

- Мынкэтъогъан, ныръэмури игыр урокык?

-Давайте вспомним, что мы делали на уроке?

--Продолжите предложения:

-Я понял, что….  

-Было интересно….

-Было трудно….

-Мне захотелось….

-У меня получилось….

-Ребята, вашим заданием на дом будет работа по карточкам. Карточки у вас на партах.

- Плыткугъи мургин урок. Таӈычьэты турык классык мигчирэтык. Виин а'тав!

- Наш урок подошел к концу. Вы большие молодцы! Очень было приятно с вами работать. До свидания!

Осуществляет рефлексию путем продолжения фраз детьми

Продолжают фразы, предложенные учителем, в соответствии со своим мнением

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по английскому языку 8 класс Раздел: Еда и покупки. Тема: Пообедаем в школе. Автор: Сорокина Г.В.

Цели:1. Развитие языковой компетенции:- введение новых лексических единиц по темам «Продукты питания», «Способы приготовления пищи».2. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции:   ...

технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...