Формы и методы повышения эффективности и качества предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС
статья по технологии (7 класс)

Еремина Лидия Николаевна

В условиях реализации требований ФГОС актуальными становятся следующие технологии:

·        Информационно-коммуникативная технология

·        Технология развивающего обучения

·        Здоровьесберегающие технологии

·        Технологии проблемного обучения

·        Игровые технологии

·        Технология мастерских

·        Кейс технология

·        Технология интегрированного обучения

·        Педагогика сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы повышения эффективности и качества

предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС

                                                                                  Учитель технологии

                                                                                 Высшей  категории

                                                                 МБОУ «Основная образовательная школа № 25»

                                                                                 Ново – Савиновского района г. Казани.

       « Сущность педагогического опыта  заключается в том, что перед учителем каждый год открывается что то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы».  В.А. Сухомлинский.

            Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения. Формулировки ФГОС  указывают на другие виды деятельности. Новая задача требует перехода к новой системно-деятельной образовательной программе, которая связана с изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий). Понятно, что такая целевая установка требует модернизации образования. Для этого и были выбраны инновационные технологии, для эффективности и качества образования. Меняются и  технологии обучения, внедрение ИКТ открывает возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, в том числе и по технологии. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения  новых технологий позволяет устранить:

-однообразие образовательной среды

-монотонность учебного процесса

-создаст условия для смены видов деятельности

-позволит реализовать принципы здоровьесбережения

Слайд 2.  В условиях реализации требований ФГОС актуальными становятся следующие технологии:

  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Технология мастерских
  • Кейс технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Групповые технологии
  • Классно-урочная система (традиционные технологии)

Причины выбора инновационных технологий.

*образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно – урочной системы.

*позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

* они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации,  образования и личностно – ориентированного подхода.

* они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.

* образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

* они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

* образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

        Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Для этого необходимо организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентности ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Слайд 3.  Современный урок

II Технология критического мышления-

Это тип мышления, который помогает относится к любым утверждениям, не принимать ничего на  веру без доказательств, но при этом быть открытым к новым идеям, методам. Критическое мышление-необходимое условие свободы выбора, ответственность за собственные  решения.

Слайд 5.        Три стадии организации учебного процесса:

  1. На этапе вызова из памяти «вызываются», «актуализируются» имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

  1. Настадии осмысления,  как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее систематизация. Ученик задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе можно отслеживать процесс понимания

  1. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с теи, чтобы включить в них новые понятия.

Слайд  6 – 13.  Основные методические приемы развития критического мышления:

Прием «Кластер», таблица, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, прием составления «Синквенов», корзины идей, метод контрольных вопросов, прием /хочу знать/ узнал/, проект, «да-нет», прием взаимоопрос, прием перекрестная дискуссия.

1.Прием «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация опыта и знаний учащихся. Он позволяет выяснить все, что думают и знают по обсуждаемой теме. Значок корзины на доске в которую собираются все знания учащихся по теме урока.

2.Прием составления «Кластера» - это графическая  организация материала. Слово «кластер» в переводе означает пучок – созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых  в свою очередь лучи расходятся далее. «Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока.

3. Прием «Синквейна» – в переводе с французского означает стихотворение из 5 строк, которое пишется по правилам. В чем смысл этого приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:

На первой строчке записывается одно слово- имя существительное,

На второй – два прилагательных, раскрывающие тему синквейна,

На третьей – три глагола, описывающие действие, относящиеся к теме синквейна,

На четвертой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме,

На пятой – слово резюме, которое дает новую интерпритацию темы, выражает к ней личное отношение.

4.Прием «Пометки на полях»  – позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения.

5.Прием лекция «Со стопами» - Хорошо знакомый, используемый педагогический прием. Особенности ее в том, что она читается дозировано, после каждой смысловой части  делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

6.Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» - одной из форм контроля эффективности чтения с пометками, является составление  маркировочной таблицы. В ней три колонки: «Знаю», «Узнал(а)», «Хочу узнать»- «ЗУХ». В каждую колонку разнести в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник.

7.Прием написание «Эссе» - смысл этого приема: «Я пишу для того, чтобы понять , что думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в которой ценится самостоятельность, индивидуальность, оригинальность решения проблемы. Эссе пишется в классе после обсуждения проблемы в течении 5 минут.

Слайд14-15                    III  Проектная технология –

Суть проектной методики в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний.

Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знание материала. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему и задачу. Овладевая культурой проектирования, учащиеся приучаются творчески мыслить, прогнозировать варианты решения.

Таким образом, проектная методика характеризуется:

 -высокой коммуникативностью,

-предполагает выражение учащимися собственного мнения,

- активное включение в реальную действительность,

-особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроке «Технология»,

-на цикличной организации учебного процесса.

 Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения темы, как один из видов повторительно- обобщающего урока. Один из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе защиты проекта по определенной теме.

Примеры.

Слайд 16.                      IV Технология проблемного обучения

Которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями,  развитие мыслительных способностей, формируется творческая  активность, любознательность, эрудиция и другие личностно-значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у него выйти из этой ситуации.

В качестве проблемных заданий могут выступать:- вопросы, тесты, практические задания, при непосредственном участии учителя, учащиеся самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.

Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует ход научного мышления, делает их как бы соучастниками научного поиска. Работа направляется учителем с помощью специальных вопросов, побуждающих учащихся к самостоятельному размышлению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Примеры:

Слайд 17.                          V  Игровые технологии

Задачи игровой технологии:

-Осуществляет более свободные, психологически раскрепощенный контроль знаний

-исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы

-подход к учащимся в обучении становится деликатным, дифференцированным

-позволяет научить, распознавать, сравнивать, раскрывать понятия, обосновывать, применять на практике.

Цели:

-стимулируется познавательная деятельность

-активизируется мыслительная деятельность

-самопроизвольно запоминаются сведения

-усиливается мотивация к изучению предмета

Вывод: Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Примеры:

Слайд 18.                         VI  Кейс-технологии

 Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейсы отличаются от обычных образовательных программ которые,  как правило, имеют одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению,  а кейсы- имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества: - социальная активность, коммуникабельность, умение слушать, грамотно излагать свои мысли.

Перед учителем стоит задача:

-научить детей анализировать информацию

-сортировать ее для решения заданной задачи

-выявлять ключевые проблемы

-находить альтернативные пути решения и оценивать их

-выбирать оптимальное решение

Вывод: Кейс- технология – это интерактивная технология, на основе реальных и вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

Примеры.

Слайд 19.                VII Технология творческих мастерских –

В ней используется педагогика отношений, всесторонне воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов, безоценочная творческая деятельность учащихся. Она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но при повторении и закреплении ранее изученного.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема и ее надо решить. Педагог создает условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагает варианты ее решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе, с опорой на свой личный опыт, учитель-мастер лишь предоставляет необходимый материал в виде заданий для размышления.

Вывод: Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить эффективные пути для их достижения, развивать интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Слайд 20.                  VIII Технология модульного обучения

Термин «Модульное обучение» связан с международным понятием «модуль» - значение которого функциональный узел. Осноное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Цели: -формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности

            - ученик с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-                                                                                                                                              познавательной деятельности

            -формирование механизма мышления, а не эксплуатация памяти

Для управления учением учащихся является принцип обратной связи:

1.перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся

2.Текущий и промежуточный контроль в конце каждого элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом)

3.выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Хорошо вписывается методов, приемов и форм организации учащихся, работа индивидуальная, в парах, группах.

Применение модульного обучения положительно влияет на:

-развитие самостоятельной деятельности учащихся

-повышение качества знаний

-учащиеся умело планируют свою работу

-пользуются дополнительной литературой

-хорошо владеют навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделение главного

-способствует прочности знаний

Слайд 21.              IX Здоровьесберегающие технологии

Возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у учащихся необходимых знаний,умений и навыков по здоровому образу жизни и применение пвлученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

-Соблюдение санитарно-гигиенических норм (свежий воздух. Оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота) правил Т/Б

-Рациональная плотность урока (время затраченное на учебную работу) должно составлять 60%, но не более 75%

-четкая организация учебного труда

-строгая дозировка учебной нагрузки

-смена видов деятельности

-длительность использования ТСО

-построение урока с учетом работоспособности учащихся

-индивидуальный подход к учащимся с учетом его возможностей

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха, эмоциональные  разрядки

-профилактика стрессов

-работа в парах, как на местах, так и у доски, где «слабый» ученик чувствует поддержку товарища

-проведение физкультминуток, динамических пауз на уроке

Целенаправленная рефлексия в течении всего урока и в его итоговой части

Вывод: Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждает переутомление на уроках, улучшает психологический климат в классе, снижаются показатели заболеваемости детей, уровня тревожности.

Слайд 22            X Технология интегрированного обучения

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течении урока, поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Закономерности интегрированных уроков

-весь урок подчинен  авторскому замыслу

-урок объединяется основной мыслью ( стержень урока)

-урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого

-Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости

-отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу

Взаимодействие учителей может строиться по разному:

-паритетным, с равнымдолевым участием каждого из них

-один может быть ведущим, другой – ассистентом, консультантом

-весь урок может вести один учитель в присутствии другого, как активного наблюдателя, гостя.

Специфика интегрированного урока состоит из нескольких этапов:

подготовительный

исполнительный

рефлексивный

1.Планирование

2. Организация творческой группы

3.Конструирование содержания урока

4.Репетиции

Цель этого этапа- вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию.

Способы вызова интереса могут быть различными: например описание проблемной ситуации.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы.

На этом этапе проводить анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Слайд 23                               XI Традиционные уроки

Отличительной особенностью традиционной классно-урочной системы является:-

-учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняется постоянной на весь период обучения

- группа работает по единому годовому плану и программе, согласно расписанию

-основной единицей занятия является урок

-урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом

-работой учащихся руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности

-учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Цели традиционного обучения, представляют воспитание личности с заданными свойствами. Цели ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его запросами и потребностями, отсутствием условий для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Процесс обучения характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки».

Положительные

Отрицательные

1.Систематический характер обучения

2.Логически правильная подача учебного материала

3.Организационная четкость

4 Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

1.Шаблонное построение, однообразие

2.Нерациональное распределение времени урока.

3.На уроке обеспечивается первоначальные ориентиры, высокие уровни перекладываются на домашние задания.

4.Отсутствие самостоятельности

5.Пассивность или видимость активности уч-ся

6.Слабая речевая деятельность

7.Слабая обратная связь

8. Усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения.

Вывод:

Сегодня существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, они должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого полностью и переходить на новое. «Все новое-это хорошо забытое старое!».