Мастер-класс: "Соленое тесто. Корзиночка с фруктами и цветами"
план-конспект занятия по технологии (6 класс)

Внеурочное занятие мастер-класс:"Соленое тесто. Корзиночка с фруктами и цветами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_solenoe_testo.docx322.63 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект внеурочного занятия

                             Художественно-эстетическое направление

(название внеурочного объединения)

в  НЧУ ОО ЦПШ «Косинская»

учителя изобразительного искусства и технологии

Кузьминой Екатерины Вячеславовны

(фамилия, имя, отчество)

C:\Users\Даша\Desktop\Новая\IMG-20200331-WA0007.jpgC:\Users\Даша\Desktop\Новая\IMG-20200331-WA0006.jpg

ноябрь  2019 год

 Мастер-класс « Соленое тесто. Корзинка с цветами и фруктами»

Название программы ВД: «Художественно-эстетическое направление»

Возраст участников занятия, количество участников: 6-8 класс, 3 человека

 

Цель занятия:  знакомство с  видом Декоративно-прикладного  творчества: «Лепкой из соленого теста».

 Знакомство участников занятия с техникой работы при лепке из соленого теста

Задачи занятия:

Образовательные

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику.

Развивающие

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.)

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3.3. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Средства обучения: 

1. Материально-техническая база:

  1. Инструменты: нож, рельефные предметы, кисти, баночка.
  2. Материалы: мука, соль, вода, какао порошок, природный материал: веточки, специи-гвоздика.

2. Дидактическое обеспечение:

  1. Рисунки;
  2. Компьютер. Мультимедийная презентация.

Литература: Ирина Хананова «Соленое тесто», Москва «АСТ-ПРЕСС»

Этапы занятия

Дидактические задачи этапа

Содержание  занятия

Примечания

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию;

- настрой учащихся на работу;

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас мастер-класс  по лепке из соленого тес

та. Все готовы к занятию? Фартучки одеты? На столах порядок?

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный и психологический настрой к познавательной деятельности

Наше занятие – это развитие творческих способностей. Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению. Труд, нравственность и красота неразрывны.  Поэтому необходимо, чтобы у каждого ученика выработалась внутренняя потребность творить красивые и полезные вещи. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.

Мы сегодня с вами на занятии будем осваивать новую технику –лепки из соленого теста. Лепка – любимое и увлекательное занятие детей с младшего возраста. На  внеурочных занятиях появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными.


Беседа

2.Актуализация знаний

Планируется воспроизведение учащимися знаний, необходимых для «открытия» нового знания

 - Немного истории.

1. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

2. В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В  Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста. В день весеннего равноденствия из-за моря возвращаются в родные края птицы. В церковном календаре день весеннего равноденствия – день памяти сорока мучеников Севастийских, поэтому у него и другое название – сороки. И птичек хозяйка должна испечь не менее сорока.

3. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

4. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В давние времена были популярны библейские сюжеты: Адам и Ева, Рождение и Крещение Христа. Одно время в России выпекалась пряничная азбука – таким “сладким” образом детей приобщали к чтению. Был когда-то у русского народа обычай: в день совершения таинства крещения устраивать домашний праздник. Самым почетным гостем на этом празднике была бабушка, а на столе одним из главных угощений – бабушкины пироги - маленькие булочки в форме самых обычных повседневных предметов: пуговок, цветочков и так далее.

5. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

6. Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

7. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.  Кукол-марионеток из солёного теста стали делать в Китае ещё в 18 веке

8. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Ребята, кто видел изделия из соленого теста?

Как они называются? (Картины из соленого теста»

Давайте посмотрим презентацию: «Соленое тесто»

Беседа.

Рассказ учителя.

Просмотр и обсуждение презентация

3.Открытие новых знаний

Инструкционная карта

Инструктаж по технике безопасности

Объяснение материала

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Способы изготовления изделий

Как мы уже говорили, соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.

Сегодня мы с вами изготовим изделие: «Корзинку с цветами и фруктами».

Последовательность работы:

1.Из белого теста слепим нижнюю часть корзины.

Смажем ее мокрой кистью и прикрепим на основу перекрученные полоски, вырезанные из тонкой лепешки коричневого теста.

2.Сверху корзины прикрепим не очень толстую лепешку белого цвета.

Смажем мокрой кистью. Прикрепим к лепешке ручку-жгутик, сделанную из дух колбасок коричневого цвета.

3.Выложим по краю лепешки листики белого цвета и коричневого, различной величины.

4.К поверхности корзины приклеим  очень близко друг к другу несколько маленьких темных шариков-виноградин.

5.Изготовим фрукты: яблочки и грушу.

Слепим из теста шарик. Надавим на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделаем углубление обратной стороной кисточки. Смочим водой и вставим веточки гвоздики в углубления.

Грушу - скатать шарики, придав форму груши. Из кусочков теста можно вылепить листики и черенки.

6. Изготовление ягод.

Ягоды – это украшение, которое лучше всего делать в комбинации с листиками.

Скатать тесто небольшими колбасками толщиной около 1-1.5 см. Нарезать ровные кусочки и скатать их них шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке и скомбинировать их с листочками.

На зубочистку надеваем комочек фольги, придавая форму капельки, сжимаем, чтоб сидела довольно таки плотно.

Берем кусочек теста и облепливаем фольгу. Этот прием лепки обеспечивает быстрое высыхание изделия и более легкое, потому как в композиции, все-таки масса общая чувствуется.

Пальчиками придаем форму ягодке, при необходимости помогаем стеком. На последней стадии "приглаживания" по ягодке, я вообще чуть касаюсь, тесто так становится послушнее

Начинаем стеком проставлять углубления для будущих "зернышек". Начинаем с острого конца в шахматном порядке, сначала часто, затем "посвободнее" располагаем ямочки, но симметрия желательна.

У основания чашелистика, стеком продавливаем углубление.

7. Изготовление цветов.

Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики в определенном порядке и, при желании, в центре каждого шарика зубочисткой наколите дырочку.

Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок. Соединив их вместе в центре. Можно соединить лепестки путем наложения друг на друга.

8. Изготовление роз.

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружочки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток. Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки. Отгибая верхние края.

8. Прикрепляем  к лепешке сначала крупные формы: яблоки, грушу, большие цветы, затем мелкие цветы и отдельные ягоды.

Давайте вспомним ТБ. Чтение на доске инструктажа. Приложение 2

Беседа

Фронтальная работа

4.Физкультминутка

Активно изменить деятельность учащихся и этим ослабить наступающее утомление

Мы будем лепить ручками, давайте приготовим наши пальчики к работе.

- Гребешок. (Пальчики сцеплены в замочек. Кончики пальцев левой руки прижимаем на тыльную сторону, пригибая ее так, чтобы пальчики вставали, как гребешок.)

- гонки многоножек.

- лесенка

5.Творческая практическая деятельность

Развитие умений, закрепление полученных знаний

Принимать и сохранять учебную задачу

Организовывать свое рабочее место.

Уме последовательно выполнять операции.

Умение вести учебное сотрудничество на ВЗ с учителем, с участниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала. Совместно рассуждать, находить ответы на вопросы


Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Учитель подходит к каждому ученику, помогает при необходимости.

Работа в группах

6.Рефлексия

Умение анализировать свою деятельность и делать выводы


 Наши корзиночки с цветами и фруктами  готовы! 

Посмотрите, какие интересные работы у нас получились. Все поработали хорошо. Молодцы! Потом я ваши работы высушу и мы оформим их  с помощью ткани и рамки.

Что такое тестопластика?

Чему новому вы сегодня научились?

Вам понравилось лепить из соленого теста?

7. Уборка рабочих мест

Организовывать  порядок на своем рабочем  месте после работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецепты изготовления цукатов из ягод, фруктов и овощей. Засахаренные цветы

Цукаты - засахаренные кусочки фруктов - это натуральный продукт, богатый клетчаткой, витаминами и микроэлементами. Цукаты положительно влияют на активность головного мозга и увеличивают жизненну...

Рецепты изготовления цукатов из ягод, фруктов и овощей. Засахаренные цветы

Цукаты - засахаренные кусочки фруктов - это натуральный продукт, богатый клетчаткой, витаминами и микроэлементами. Цукаты положительно влияют на активность головного мозга и увеличивают жизненну...

урок производственного обучения "Пирожное корзиночка с кремом и фруктами"

урок предназначен для обучающихся 3 курса по профессии кондитер...

Творческий проект "Корзиночка для фруктов"

Корзиночка изготавливается из отходов древесины (круглые палочки). Экологически чистое изделие, скрепляется клеем ПВА....

Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи. Разв...