Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
    Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

    Мельникова Анастасия Анатольевна

    Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи. Развивать художественную речь учащихся, учить описывать изображенное на картине. Активизировать лексику учащихся по данной теме, роасширять кругозор учащихся - познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    5

    Тема урока

    Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

    Тип урока

    Урок развития речи

    Цели

    Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    (Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно.

    Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Художественное описание картины (репродукции)

    Организационная структура урока

    № этапа

    Этап урока

    УУД

    Деятельность

    Формы организации взаимодействия

    Методы и формы обучения

    учителя

    учащихся

    1

    Мотивация

    (четверостишие)

    Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

    Эмоциональное вхождение в урок «Четверостишие»

    Все сумели мы собраться. За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать

    Можем мы урок начать

    Показывают свое настроение на начало урока.(Смайлики)

    Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

    (четверостишие)

    Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

    2

    Актуализация опорных знаний и умений (Ассоциация) 

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

    Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

    Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Ассоциация. Отгадайте загадку (по картинкам)

    Если видишь на картине:

    Самовар ты на столе,

    Или виноград в корзине,

    Или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу,

    Или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу – знай, что это (Натюрморт)

    Отвечают на вопросы. Строят понятные для себя высказывания.

    (Ассоциация)

    3

    Выявление  места и причины затруднения. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами  беседы. (Эвристическая беседа) 

    Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

    Знакомство с художником. Беседа по картине Откройте учебник на с. 148, упр. 323. Давайте познакомимся с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

    Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения.

    (Эвристическая беседа)

    4

    Первичное закрепление.

    Контроль и самоконтроль

    (работа по инструкции)

    Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

    Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

    Вспомним  что такое синонимы?    (Синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи.)

    Подберите синонимы, соединив слова стрелками.

    Работают с заданием самостоятельно, письменно.

    (работа по инструкции)

    5

    Этап самостоятельной работы.

    Словарная работа

    (решение орфографических задач)

    Личностные: осваивают новые слова, участвуют в письменном процессе

    Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

    Коммуникативные: формулируют собственные мысли

    Запишите значение новых слов в тетради, сделайте вывод  (Что такое натюрморт?)

    Записывают в тетрадь словарные слова, выявляют лексическое значение словарных слов, делают выводы.

    (решение орфографических задач)

    Разминка №1  №2

    6

    Повторение и закрепление

    (Показательный ответ)

    Личностные: оценивают содержание  с нравственно-эстетической позиции

    Познавательные: самостоятельно формулируют цель и отвечают на вопросы

    Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

    Коммуникативные:

     формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Опишите рисунок по плану, отвечая на вопросы

    Отвечают на вопросы, приобретают уровень приобретенных знаний

    (Показательный ответ)

    7

     Рефлексия – (настроение) показывают смайлики на конец урока.

    Домашнее задание творческое (красочно создать свой натюрморт и описать по вопросам картину Толстого Ф.П)

    Используется метод синквей–  (Если успеем)

    Дайте оценку нашей работе: нарисуйте свое настроение и оцените урок.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

    (настроение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

    Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

    Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

    Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

    Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

    Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

    Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

    Научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины , активизировать в речи детей слова колорит, композиция;Развить навык составления рассказа, развить речь учащихся;Воспитывать ...

    Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

    Цели: 1) раскрыть основную мысль картины; 2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; 3) средствами урока воспитывать соз...

    Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

    Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...