Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ефимова Анастасия Анатольевна

Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи. Развивать художественную речь учащихся, учить описывать изображенное на картине. Активизировать лексику учащихся по данной теме, роасширять кругозор учащихся - познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Тип урока

Урок развития речи

Цели

Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

(Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно.

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Художественное описание картины (репродукции)

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Формы организации взаимодействия

Методы и формы обучения

учителя

учащихся

1

Мотивация

(четверостишие)

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Эмоциональное вхождение в урок «Четверостишие»

Все сумели мы собраться. За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать

Показывают свое настроение на начало урока.(Смайлики)

Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

(четверостишие)

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

2

Актуализация опорных знаний и умений (Ассоциация) 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Ассоциация. Отгадайте загадку (по картинкам)

Если видишь на картине:

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это (Натюрморт)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для себя высказывания.

(Ассоциация)

3

Выявление  места и причины затруднения. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами  беседы. (Эвристическая беседа) 

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Знакомство с художником. Беседа по картине Откройте учебник на с. 148, упр. 323. Давайте познакомимся с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения.

(Эвристическая беседа)

4

Первичное закрепление.

Контроль и самоконтроль

(работа по инструкции)

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Вспомним  что такое синонимы?    (Синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи.)

Подберите синонимы, соединив слова стрелками.

Работают с заданием самостоятельно, письменно.

(работа по инструкции)

5

Этап самостоятельной работы.

Словарная работа

(решение орфографических задач)

Личностные: осваивают новые слова, участвуют в письменном процессе

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Запишите значение новых слов в тетради, сделайте вывод  (Что такое натюрморт?)

Записывают в тетрадь словарные слова, выявляют лексическое значение словарных слов, делают выводы.

(решение орфографических задач)

Разминка №1  №2

6

Повторение и закрепление

(Показательный ответ)

Личностные: оценивают содержание  с нравственно-эстетической позиции

Познавательные: самостоятельно формулируют цель и отвечают на вопросы

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Коммуникативные:

 формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Опишите рисунок по плану, отвечая на вопросы

Отвечают на вопросы, приобретают уровень приобретенных знаний

(Показательный ответ)

7

 Рефлексия – (настроение) показывают смайлики на конец урока.

Домашнее задание творческое (красочно создать свой натюрморт и описать по вопросам картину Толстого Ф.П)

Используется метод синквей–  (Если успеем)

Дайте оценку нашей работе: нарисуйте свое настроение и оцените урок.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

(настроение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО «ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА»

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ....

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...

Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Презентация по русскому языку в 5 классе.Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Данная презентация  удобна в своем алгоритме при  подготовке к сочинению по картине....

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола»

Современный учитель должен оперативно воспринимать новое, что становится актуальным в вопросах образования, чтобы формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию.Разработка учебных заданий к...