Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лобанова Надежда Владимировна

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_po_kartine_tolstogo_tsvety_frukty_ptitsa.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа».

Автор: Лобанова Н.В., учитель русского языка и литературы.

Интегрированные предметы: русский язык, изобразительное искусство

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Класс: 5

Цель урока: Учить описанию картины (натюрморта); формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, расширить словарный запас обучающихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи. 

 Оборудование: Мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданием.

                                            Ход урока.

  1. Орг. момент.  

Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать картину.

Запись в тетрадях:

Число.

Классная работа.

Подготовка к сочинению.

  1. Слово учителя: Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

  1. Сообщение о художнике. Рассказывает ученик.

Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий   художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом    долгие годы преподавал. Прожил долгую жизнь. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

Федор Петрович Толстой, известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

4. Словарная работа. Натюрморт.

- Что изображено на картинах? (Различные предметы: цветы, ягоды, вазы, птички).

Попробуйте закончить стихотворение.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… «
натюрморт».

- Правильно. Картина, на которой изображаются различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.) называется натюрморт.

Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт. Запись определения в тетрадь.

Слово учителя: Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

Остановим свое внимание на картине «Цветы, фрукты, птица».

              

           - О чём эта картина? Ответы учащихся. О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе и составляют этот живой мир.

   5. Работа с таблицей.  Учитель чертит на доске, ученики в тетрадях.

План

Рабочие материалы

Цветы

Фрукты

Птица

  1. Физ. минутка. Психогимнастика Чистяковой «Цветок» (под музыку дети выполняют движения по указанию учителя: «На солнечной полянке проснулось семечко цветка, появился росток.  Встали, вышли из-за парт. Его обогревало солнышко, поливал дождик, росток рос и появился нежный бутон. Вытянулись, встали на цыпочки, подняли руки вверх. В один прекрасный момент бутон распустился круговые движения руками, и цветочек увидел яркое солнце, мягкую травку и своих соседей, таких же прекрасных и благоухающих цветов. Посмотрели на соседей. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Кивнули им. Они стали вместе, дружно цвести и радовать друг друга. Протянули, пожали друг другу руки.»)
  2. Работа с таблицей.

Итак, перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

-Какие главные предметы изображены на картине? (Цветы, фрукты, птица.)

    -Что поместил художник в центре своей картины? (В центре картины -  стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?  (Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?  (На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?  (Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

- Что мы видим справа от вазы? (Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание? (Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему? (Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Для чего мы оставили свободное место? (Вступление, заключение)

- Работа в парах по карточкам: составить предложения из данных слов для вступления:

  1. Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. (Прокомментировать тире.)
  2. Передо мной его натюрморт «Цветы, фрукты, птица».
  3. Картина рассказывает нам о красоте живого мира.

-  О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Свое мнение о картине)

Игра «Подбери слово».

  Я буду называть 2 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее к этой картине.

 Какая это картина?

Радостная, унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная, скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)

Тревожная, спокойная? (полная гармония цветов и животных)

Загадочная, обычная?

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой тип текса используем? (Описание)

- Какое – деловое или художественное? (Художественное.  Картина - произведение искусства.)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)

- Какова же будет главная мысль нашего описания? (Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)                     

8. Итог урока. 

- Дом. задание: упр.317.

- Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь"....