Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине

                        Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Цели урока: 1) познакомить учащихся с творчеством Н.П. Крымова и его картиной

                          «Зимний вечер»; продолжить знакомство с пейзажем как жанром

                          живописи; подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине;

                      2) развивать речь, память, мышление, художественное воображение на

                           основе описания картины;

                      3) воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней;

                          воспитывать умение видеть прекрасное в скромных уголках родной

                          природы.

Оборудование: портрет Н.П. Крымова, репродукции картин Н.П. Крымова «Зимний вечер», «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», учебник (Русский язык, 6 класс), компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, на уроке  мы будем готовиться к написанию сочинения по картине Николая Петровича Крымова. Урок начнем с того, что я загадаю вам загадку. Отгадав её, вам станет понятно, о каком времени года пойдет сегодня пойдёт речь на уроке и какое время года изображено на картине художника.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

                                                    (Зима)

- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке? (О зиме)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем описывать картину «Зимний вечер» Н.П. Крымова.

III. Работа по теме урока. Знакомство с творчеством Н.П. Крымова.

Николай Петрович Крымов – один из лучших художников-пейзажистов XX столетия.

- Ребята, а кто такой пейзажист? (Художник, описывающий природу).

- Посмотрите на репродукцию картины Н.П. Крымова «Зимний вечер» и скажите, к

   какому жанру живописи мы её отнесём? (Пейзаж).

- Что такое пейзаж?

Пейзаж – жанр живописи, изображающий природу.

                  1) вид какой-нибудь местности;

                  2) рисунок, картина, изображающая природу, вид; а также описание природы в

                      литературном произведении.

   Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа – родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году, где он учился у известных художников Валентина Серова и Константина Коровина.

   Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась  с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.

   Н.П. Крымов рано становится признанным художником. В 1906 году он создаёт свои

первые пейзажи: «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

   Н.П. Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, среди которой мы живём и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умел передать нам, зрителям. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей Земле.

   Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение Н.П. Крымова запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1919 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают болеет глубокому раскрытию её состоянию: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.

   Среди картин, принёсших ему известность, следует назвать картины «Утро» (1914 г.), «Осень» (1918 г.), «Солнечный день» (1906 г.), «Зимний день» (1906 г.), «Зимний вечер» (1919 г.).

   На картине «Зимний вечер» Н.П. Крымов запечатлел небольшую деревушку зимой, передал её покой и умиротворение. Эта картина – самая известная работа Николая Крымова.

IV. Беседа по картине «Зимний вечер».

- Рассмотрите внимательно картину Крымова «Зимний вечер» и скажите, что изображено

   на картине? (На этой картине художник запечатлел небольшую деревушку зимой,

   замёрзшую речку, лес, небольшую группу построек, утонувших в дремучих сугробах,

   купол колокольни, местных жителей).

- Что с первого взгляда привлекает ваше внимание в картине? (Внимание привлекает

   голубой снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца.

   Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемнённый

    передний план).

- Картина называется «Зимний вечер». Какие признаки наступающего вечера вы видите на

    картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим

    густую тень от холма ( с него, очевидно, художник писал картину), в которой как

    будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем

   больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки.

   Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль

   глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере

   свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

- Что мы видим на переднем плане? (На переднем плане пейзажа художник запечатлел

  замёрзшую речку).

- Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане? (В них мы можем угадать

  деревенскую детвору).

- А что мы видим на среднем плане? (На среднем плане мы видим тонкую тропинку,

  протоптанную в сугробах, по которой идёт вереница людей).

- Что изобразил художник на заднем плане? (На заднем плане холста живописец

   изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес).

- Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор?

  (Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков

   снега: от темно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах

   домов).

Тёмно-синий цвет теней, падающих от предметов к людям.

Сине-зелёный цвет застывшего водоёма.

Нежно-голубоватый цвет снега в местах, где еще много снега.

Белый снег на крышах домов.

- Каким изобразил художник снег на этой картине? (Снег – белый, жемчужно-белый,

  голубовато-серый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий,

 лиловатый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый).

- Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами

  розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в

  сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный

  оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев).

- Какого цвета на картине деревья? (Справа видна могучая сосна с искривлёнными

  ветками и пышной кроной. Слева – густой лиственный лес, а в центре картины –

  высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет,

  который они приобретают от лучей заходящего солнца).

- Какого цвета на картине дома? (Дома выглядят тёмными, почти чёрными, но это все

  же не чёрный, а тёмно-коричневый тёплый цвет).

- А теперь давайте опишем деревушку. (В первую очередь бросаются в глаза бревенчатые

  строения, освещенные окна домов, сарай, церквушка, которую мы видим слева немного в

  отдалении от жилых построек).

- Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего

  является купол церкви? (Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник

  написал картину с большой любовью).

- Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (Художник

  использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато0голубой, серебристо-синий,

  лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение

  морозного вечера. Вместе с тем употребил тёплые цвета: рыжевато-коричневые

  деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон,

  освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают

  ощущение уюта, спокойствия, тепла).

- Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? (Этот пейзаж,

  изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство

  умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской

  природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим

  морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей

  заходящего солнца).

V. Словарно-орфографическая работа.

- Запишите слова, подчеркните орфограммы.

  Пейзаж, картина, изображён, сумерки, искусство, живопись, великолепный.

- В своей работе вы должны употреблять синонимы, то есть заменять одни слова другими

  близкими по своему значению.

- Какими синонимами можно заменить слова:

  картина – полотно, произведение, репродукция, пейзаж, работа

  художник – Н.П. Крымов, автор, живописец, создатель, пейзажист, мастер.

  нарисовал – создал, написал, изобразил.

- Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж.

  Пейзаж: красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный,

  великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый,

  бесподобный, прелестный.

VI. Составление плана.

План

       I. Н.П. Крымов – замечательный художник-пейзажист.

       II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова:

            а) что мы видим на переднем плане картины, особенности заднего плана картины,

                 что мы видим в центре картины;

            б) признаки наступления зимнего вечера: тени, снег, небо, воздух;

            в) цвета, использованные художником для изображения зимнего вечера.

       III. Какие мысли и чувства вызывает пейзаж?

VII. Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Для меня было трудным…

Я научился…

Я узнал…

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Урок русского языка  в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...