Главные вкладки

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»
    план-конспект урока по технологии (10 класс)

    Данильченко Николай Николаевич

    Цели урока:

    обучающие:

    • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

    коррекционная:

    • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)  

    развивающая: 

    • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

    воспитательная:

    • трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_stroedie_drevesiny.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

    (ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

    План-конспект открытого урока

    по профильному труду (столярное дело)

    10 класс.

    «Составные части ствола»

      Выполнил:

    учитель профильного труда

    Данильченко Н.Н.

    г. Белореченск

    2020 год

    Тема урока: «Составные части ствола».

    Цели урока:

    обучающие:

    • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

    коррекционная:

    • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)  

    развивающая:  

    • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

    воспитательная:

    • трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

    Инструменты и оборудование:

    • Мультимедийная аппаратура

    Наглядные пособия:

    • Методическая литература.
    • Образец поперечного разреза ствола

    Тип урока: Комбинированный.

    Формы обучения: Фронтальные, групповые, индивидуальные.

    Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка Домашнего задания (физминутка).
    3. Объяснение новой темы (физминутка).
    4. Анализ работы учащихся, подведение итогов.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

    1. Проверка домашнего задания:
    • Расскажите об основных разрезах ствола дерева.

    Различают торцевой разрез, перпендикулярный продольной оси ствола, радиальный разрез, перпендикулярный торцевому разрезу и проходящий через сердцевину ствола; тангентальный разрез, проходящий по касательной к годовым слоям на некотором расстоянии от сердцевины.

    ФИЗМИНУТКА

    Одолела вас дремота,

    Шевельнуться не охота?

    Ну – ка делайте со мною

    Упражнение такое:

    Вверх, вниз потянись,

    Окончательно проснись.

    Руки вытянуть пошире.

    Раз, два, три, четыре.

    Наклониться – три, четыре –

    И на месте поскакать.

    На носок,  потом на пятку.

    Все мы делаем зарядку.

    1. Объяснение нового материала

    Поперечный разрез ствола и его составные части

    http://tree.scud.ru/properties_tree/01/p_03.gif

    Рис. 1

    Строение и свойства, древесины неодинаковы по различным разрезам. На поперечном разрезе ствола различают кору, ее пробковый и лубяной слои, камбий; видна древесина, ее заболонь и ядро, где различны годовые слои, сердцевинные лучи и сердцевина (рис. 1).

    Сердцевина расположена в центре ствола дерева по всей его длине. Она имеет рыхлое строение, непрочна и подвержена быстрому загниванию. У хвойных пород диаметр сердцевины равен 3...4 см, а у лиственных несколько больше. Ежегодно прирост древесины происходит на одно годовое кольцо, образуемое камбием под корой.

    При росте дерева древесина сердцевины разрушается, поэтому диаметр ее по направлению к кроне по степенно увеличивается. У некоторых пород, например сосны, лиственницы, дуба, ясеня и кедра, часть древесины, расположенная ближе к сердцевине, имеет более темную окраску и пониженную влажность. Эту наиболее ценную часть древесины называют ядром, а остальную часть, расположенную в сторону коры, заболонью. Существуют породы, у которых отсутствует ядро, у них одинаковый цвет древесины по всему сечению.

    Древесина ядра отличается прочностью, плотностью и твердостью, а также большой сопротивляемостью к загниванию, чём заболонь, которая состоит из молодых клеток, отличающихся меньшей плотностью древесины.

    Сокодвижение - перемещение воды с растворенными в ней питательными веществами - происходит по заболони. Толщина заболони зависит от породы дерева, его возраста и условий роста. Рост ядра с отмиранием клеток заболони превращается в древесину ядра.

    У березы, бука, клена, осины и ольхи центр ствола имеет темную окраску, свидетельствующую о начальной стадии загнивания. Эту часть ствола называют ложным ядром.

    Между заболонью и корой располагается тонкий слой живых клеток - камбий. В вегетационный период деление камбиальных клеток образует новые клетки древесины и коры. При этом дерево растет как в толщину, так и в длину. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего лубяного.

    Наружный слой защищает дерево от атмосферных влияний и механических повреждений, внутренний передает вниз по стволу органические питательные вещества, выработанные в листьях кроны.

    У большинства хвойных пород в поперечном разрезе ствола различны годовые слои в виде концентрических, окружностей. Ежегодно при нормальном росте образуется один годовой слой. Его толщина (в направлении радиуса) у разных древесных пород различна. Ранняя древесина годового слоя сердцевины отличается от поздней древесины, находящейся ближе к коре. Это объясняется ростом ранней древесины годового слоя весной и в начале лета. В это время в почве мало влаги и клетки ранней древесины рыхлые и светлые, обеспечивающие сокодвижение. Поздняя древесина годового слоя растет в конце лета и осенью.

    У лиственных пород клетки поздней древесины (годового слоя) состоят из опорных тканей, а у хвойных пород - из толстостенных трахеид, более темных по цвету и отличающихся плотностью и прочностью.

    Ширина годовых слоев зависит от возраста дерева, от породы и условий роста. У молодых деревьев годовые слои обычно более широкие, кроме ивы, имеющей только узкие годовые слои. У сосны, растущей на севере, годовые слои более узкие, чем у сосны, растущей в южных широтах. Свойства древесины характеризует ширина годовых слоев. Хвойные породы с узкими годовыми слоями отличаются большей прочностью и смолистостью.

    ФИЗМИНУТКА

    В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 Повторить 1-2 раза.

    Сосна с узкими годовыми слоями красно-бурого цвета более ценна, чем с широкими годовыми слоями. Древесина хвойных пород, на торцевом разрезе которой в радиальном направлении в 1 см насчитывается не менее трех и не более 25 годичных слоев, считается лучшей. У лиственных древесных пород наоборот, чем шире годовые слои, тем плотнее, тверже и более прочная древесина. Это характерно для дуба, каштана, ильма, ясеня, вяза. У этих пород в весенний период независимо от климатических, почвенных и других условий образуется 2...3 ряда крупной проводящей ткани (трахеид), а затем - поздняя древесина годового слоя, состоящая из механически прочных тканей.

    У березы, бука, граба, клена, липы, ольхи, осины древесина не имеет ярко выраженных годовых слоев и ширина годового слоя не влияет на качество древесины.

    Сердцевинные лучи располагаются в стволе в радиальном направлении. Различают первичные и вторичные лучи. Первичные сердцевинные лучи начинаются от сердцевины и доходят до коры, вторичные начинаются недалеко от сердцевины и продолжаются до коры. По сердцевинным лучам в горизонтальном направлении перемещаются вода, питательные вещества и воздух. На поперечном разрезе ствола крупные сердцевинные лучи различимы в виде блестящих полосок, на радиальном разрезе - в виде полосок или пятен, а на тангентальном разрезе - в виде точек или полосок. Древесина хорошо раскалывается по направлению сердцевинных лучей. Сердцевинные лучи встречаются у большинства древесных пород, но их размер, вид и количество зависят от породы и условий роста. У деревьев, выросших на солнце, больше сердцевинных лучей, чем у тех, что росли в тени.

    1. Анализ работы учащихся, подведение итогов

    Закрепление нового материала. 

     Вопросы к классу:

    • Перечислите составные части ствола.
    • Что такое сокодвижение?
    • Какие породы древесины Вы знаете? 

    Рефлексия:

    1. На уроке  я  работал

    активно / пассивно

    1. Своей работой на уроке  я

    доволен / не доволен

    1. Урок для меня показался

    коротким / длинным

    1. За  урок  я

    устал / не устал

    1. Моё настроение

    стало лучше / стало хуже

    Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.

    Благодарю всех за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        ко...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 1

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности), раз...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        коррекци...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 8 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «Составные части ствола»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)...