"История батика, его основные техники"
методическая разработка по технологии (7 класс)

Наталия Константиновна Куликова

В качестве примера описания технологии проблемного обучения, был выбран  уроке формирования новых знаний  по теме «История батика, его основные техники». На уроке предлагается применять метод диалогического изложения. Так как при его реализации учащиеся активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, доказательства гипотез.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_batik.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «История батика, его основные техники»

ВРЕМА: 1 час

ЦЕЛЬ УРОКА: привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1) Образовательные: ознакомить учащихся с историей художественной росписи ткани.

2) Развивающие: продолжить работу по формированию умений поиска и анализа информации, формулирования выводов, планирования деятельности, формулирования цели деятельности.

3) Воспитательные: продолжить работу по воспитанию научного мировоззрения, трудолюбия, коммуникабельности, толерантности.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: иллюстрации, фотографии образцов готовых изделий.

Таблица

Занятие на тему «История батика, его основные техники»

Этапы технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Актуализация знаний

Проведение индивидуального и фронтального опроса о художественной росписи ткани

Отвечают на вопросы учителя

2. Постановка  проблемы

Сообщение темы урока, цели: история художественной росписи ткани.

Слушают, записывают, включаются в дальнейшую работу

3. Выдвижение гипотез.

Рассказывает об истории художественной росписи ткани, задает вопросы, ведет беседу, демонстрирует иллюстрации, слушает учащихся, отвечает на вопросы учащихся.

Слушают педагога, записывают, отвечают на вопросы, делают сообщения, задают вопросы учителю, обобщают информацию, делают выводы, учатся правильно вести беседу

4. Проверка решения.

Постановка задания, помощь в соотношении результатов.

Анализируют полученную информацию, выполняют задание.

5. Формулировка выводов.

Подведение конечного результата

Делают выводы, отвечают на вопрос.

На первом этапе урока технологии возникает первый уровень проблемности, т.к. степень познавательной активности учащихся не велика, в следствии чего, необходимо актуализировать знания учащихся. Для этого задаются вопросы, на которые ученикам следует дать ответы.

Учитель: Что Вам известно о способах окраски ткани?

Ученики: поднимая руку отвечают.

Учитель: Какие ткани лучше всего подходят для росписи?

Ученики: шелк, хлопчатобумажная ткань.

Учитель: С каким видом художественной росписи ткани Вы уже знакомы?

Учащиеся: (к примеру) узелковая окраска ткани.

Второй этап. Необходимо сообщить учащимся цель урока, а так же указать на проблемный вопрос, ответ на который учащимся необходимо будет дать в конце урока. Так же учащимся необходимо начертить табличку, которую, им необходимо заполнять в ходе урока, и на основе которой будет сделан вывод об уроке.

Учитель: Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск. Вопрос: для чего используют воск?

На третьем этапе учитель начинает вести с учащимися беседу, которая в конечном итоге подведет их к ответу на интересующий нас вопрос.

Учитель: Какая страна является родиной шелка? Ученики дают ответ, после чего следует пояснение учителя.

Учитель: Рассказ о широко распространенном в Индии способе окраски ткани «бандана».

Ученики рассматривают иллюстрации.

Учитель: Как Вы думаете, из чего делались краски для окрашивания ткани?

Ученики: высказывают свои предположения. После чего следует вопрос учителю: каким мог быть способ получения краски для ткани?

Учитель дает пояснение.

Ученики: какие виды батика существуют?

Учитель: рассказывает о разновидностях холодного и горячего батика. Задает вопрос учащимся: на какой способ окрашивания ткани похож «бандана»? (узелковый батик).

Задает вопрос учащимся: на Руси с незапамятных времен известен способ расцвечивания ткани «набойка». Как Вы думаете, что это за способ?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Это способ расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получивший название печатного рисунка.

Задает вопрос учащимся: С чем можно сравнить технику набойки? (печатание книг, газет).

Учащиеся: Как совершенствовалась со временем техника «набойки»?

Учитель дает пояснение. После, задает вопрос учащимся: Что могло служить в технике «набойки» резервом?

Учащиеся дают ответ.

Учитель заканчивает рассказ о техниках окрашивания ткани.

На четвертом этапе учитель помогает учащимся соотнести полученные знания с целями поиска.

Учитель: Мы с вами изучили основные моменты в истории художественной росписи ткани, основные техники нанесения краски на ткань. В процессе урока вы заполняли табличку, где указывали особенности каждой техники. Давайте теперь заполним последний столбик и опишем их сходства.

Учащиеся: Анализируют изученный материал, делают вывод, заполняют табличку.

На пятом этапе урока происходит формулировка выводов учащимися.

Учитель: Давайте теперь ответим на наш вопрос: С какой целью используется воск?

Учащиеся: Отвечают на вопрос: участки ткани, покрытые воском не окрашиваются, в результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

«5» отлично – если ученик соблюдает дисциплину, принимает активное участие на уроке, умеет анализировать полученную информацию, грамотно строит выводы.

«4» хорошо – если ученик соблюдает дисциплину, проявляет не высокую активность на уроке, умеет анализировать полученную информацию, грамотно строит выводы.

«3» удовлетворительно – если ученик соблюдает дисциплину, не активен на уроке, умеет анализировать полученную информацию, грамотно строит выводы.

«2» неудовлетворительно – если ученик соблюдает дисциплину, не активен на уроке, не умеет анализировать полученную информацию, не грамотно строит выводы.

«1» единица – если ученик отказывается от выполнения работы или не соблюдает дисциплину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История батика

Презентация "История батик" Краткая история развития батика. Виды росписи ткани....

Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга

"Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга"...

Буклет "Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга"

Буклет "Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга"...

Что такое скетчинг и скетч? Основные техники скетчинга.

Скетчинг - современный и очень популярный вид рисования. Чем скетчинг отличается от остальных видов рисования? Почему все больше иллюстраторов по всему миру используют эту новую технику рисования в св...

Как быстро научить ребенка плавать в бассейне: основные техники и уроки плавания!

Как быстро научить ребенка плавать в бассейне: основные техники и уроки плаванияНачиная с определенного возраста ребенка, многие родители задумываются о том, в какое более узкое русло направить его ко...

Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения

Статья на тему, как  развить  отчетливую речь: основные техники и упражнения....