«Художественная обработка природного материала» (Презентация опыта)
методическая разработка по технологии

Харгелюнова Татьяна Вениаминовна

 Природа позаботилась о том, чтобы в любое время года щедро снабжать любителей творчества различными природными материалами. Она дарит нам уникальную возможность создавать настоящие шедевры: фактурные, восхитительные, оригинальные и отлично хранящиеся. В данной разработке я постаралась максимально описать технологическую последовательность обработки различного природного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Художественная обработка природного материала»

(Презентация опыта)

Природа позаботилась о том, чтобы в любое время года щедро снабжать любителей творчества различными природными материалами. Летом это теплая, солнечная соломка, невероятной красоты цветы и различные растения, осенью это невероятных окрасок листья деревьев, шишки, жёлуди и орехи, зимой – ягоды рябины и белоснежника, весной – нежные цветы плодовых деревьев, тополиный пух и береста. Природа дарит нам уникальную возможность создавать настоящие шедевры, фактурные, восхитительные, оригинальные и отлично хранящиеся.

Соломка

Солома – стебель зерновых злаков: пшеницы, овса, ячменя, ржи.       С  художественной точки зрения, является очень интересным материалом для творчества. Ее волокна, имеющие глянцевитую поверхность и отливающие всеми оттенками золота и перламутра, могут максимально отражать свет только под определенным углом.

Заготовка соломки

Наилучшими качествами для работы обладает вручную сжатая солома. Перемолотая солома из комбайна не годится для работы. Убирают её в конце июня – начале июля серпом или ножницами. Стебли срезают у самой земли и сразу связывают их в снопы. Сушить солому лучше в закрытом помещении. Чтобы подготовить солому к работе, разрезают стебель на куски. Ножницами отсекают нижнюю – наиболее толстую часть стебля до узла, затем отрезают сам узел и одновременно снимают листья. Эту операцию повторяют столько раз, сколько узлов на стебле.

Технология работы с соломкой

Если планируется оклеивать поверхность соломкой в натуральном её виде, то стебли оставляют трубчатыми. Но если это будет инкрустация или плоская, не объёмная аппликация, то стебли надо предварительно разрезать ножницами и прогладить утюгом. Получатся полоски, которые потом можно будет без труда приклеить к любой плоской поверхности – к бумаге, картону, ткани, дереву и т. д. Сначала надо подобрать солому по цвету, по размеру, плотно подогнать одну полоску к другой. Поэтому сначала нанесите контур рисунка на прозрачную бумагу. Затем подобрать соломенные полоски, наклеить их с помощью клея ПВА и оставить на некоторое время под прессом. Потом ножницами следует вырезать изделие по ранее нанесённой на бумагу линии. Только теперь полученный фрагмент можно приклеивать к основному фону и снова держать некоторое время под прессом.  При аппликации соломка вовсе не обязательно должна располагаться в одном направлении – вертикально, горизонтально или наклонно. Лучше всего сочетать все эти направления, достигая эффекта объёмности.

Для аппликаций применяют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.
          Горячий способ. 
1 вариант:
1.       Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины.
2.       На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент - выпуклая, рельефная.
2 вариант:
1.       Удалить, отрезать ножницами узлы - коленца.
2.       Перед работой солому замочить в кипятке на 15-30 минут, после чего она становится гибкой и эластичной.

3.     Трубочки разрезать острыми ножницами.
4.      Хорошо разгладить горячим утюгом до полного высыхания.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Тонировка соломы:

Естественный цвет соломы имеет разные оттенки – желтоватый, зеленоватый сероватый, коричневатый. Если нужно получить другие оттенки, прибегают  к тепловой обработки или отбеливанию.

Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей  желто-золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки. Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани. Для окраски соломы можно применять и морилку.

Тополиный пух

Мы часто, не задумываясь, наступаем на него, иногда даже сердимся на назойливый пух, оседающий на ресницах и волосах, попадающий на язык и порой вызывающий серьёзные приступы аллергии. Пух тополя,  вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Его используют в аппликациях. Аппликации из тополиного пуха очень нежные, воздушные, однотонные.

Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Тополиный пух – идеальное решение для фактурной передачи структуры шерсти животных. Он позволяет придать любому изображению «натуральный» вид, «оживить» его. Легче также делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, парусные лодки на воде, рыбки в аквариуме.

Основным материалом для аппликации можно считать тополиный пух. Но также аппликацию можно делать из других растений - пухоносов: хлопка, иван-чая, чертополоха. Некоторые мастера используют для своих работ даже пух домашних питомцев: например, кошек.

Фоном для аппликации может быть бархатная бумага черного цвета; но могут быть и другие темные тона бархатной бумаги: темно-красная, темно-коричневая, темно-синяя, темно-зеленая.

Клеящие составы для аппликации из тополиного пуха не нужны. Это бесклеевая, если можно так сказать, сухая аппликация.

Для работы с тополиным пухом потребуется: пинцет, большая толстая игла или металлическая спица с острым концом, ножницы. Кроме того, понадобится белый мелок или обмылок для создания наброска, копировальная бумага.

Заготовка пуха

Собирать тополиный пух следует в солнечный день в мае. В это время в тополиных сережках созревают и раскрываются коробочки. Сережки снимают с дерева, очищают, удаляя засохшие семена и чешуйки. Если они находятся в недоступных для сбора местах, то пух собирают и с травы, следя за тем, чтобы он не содержал частиц песка и мусора. Пух вынимают из коробочки пинцетом. После сбора необходимого количества его помещают в пакет из бумаги или ткани и сушат на подоконнике.

Пух иван-чая появится в конце августа после того, как отцветут его пирамидальные малиновые цветки. Примерно в то же время появится пух и на чертополохе.

Хранить высушенный материал рекомендуется в небольших коробках, мешочках из ткани или конвертах. В таком виде пух хранится достаточно долго, не желтеет и не теряет своих естественных свойств. Полиэтилен не годится, так как материал в нем отсыревает. Пух, собранный в сырую погоду, рекомендуется просушить, так как он плесневеет.

Технология работы с тополиным пухом

Последовательность работы. Изготовление картин из пуха – это нечто среднее между флористикой, живописью и рукоделием. Из тополиного пуха получаются великолепные изображения котят, белых лошадей, сайгачат и других пушистых животных (см.приложение). Аппликация из тополиного пуха, как любая другая, начинается  с выбора сюжета и выполнения эскиза по размеру будущей аппликации, Для того, чтобы перенести изображение на бархат, используются разные приёмы. Можно скопировать изображение животного и нанести его на цветную основу при помощи мелка следующим образом. Эскиз переносят на фон, для чего обратную сторону заштриховывают белым, светло-желтым, светло-розовым карандашом или кусочком сухого мыла. Заштрихованную сторону эскиза накладывают на лицевую сторону фона – черную бархатную бумагу, после чего контуры эскиза прорисовывают белым карандашом. Но, как правило, имеющийся рисунок или фотографию превращают с помощью ксерокса или принтера в чёрно-белое изображение нужного размера. Затем осторожно переводят основные контуры рисунка с помощью жёлтой копировальной бумаги на бархат.

Прокладку тополиного пуха начинают с левого верхнего угла эскиза, предварительно прикрыв нерабочую часть чистой бумагой. Если этого не сделать, то белые линии сотрутся под рукой, кроме того, на черной бархатной бумаге появится сероватый налет. Он придаст работе неряшливый вид. Следы от линий и пух с трудом снимаются с поверхности бархатной бумаги. Такие следы можно снять с помощью поролоновой губки. Лишний пух, налипший на фон, снимается пинцетом.

Основной этап работы с тополиным пухом достаточно прост.  Если сюжет картинки – животное, то выкладывать в первую очередь нужно глаза, а затем остальные детали. Тополиный пух аккуратно прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Крупные детали изображения животного оформляются при помощи самого простого способа нанесения пуха – внакладку. Для этого очищенный тополиный пух наносится на бархатную поверхность основы тонким слоем.

Первый слой, на который впоследствии будут наноситься все последующие элементы изображения, должен тщательно прижиматься к основе пальцами. В дальнейшем накладывается ещё несколько слоёв тополиного пуха, благодаря чему создаётся ощущение объёмности изображения, а шёрстка приобретает насыщенно-белый цвет. Чтобы придать тополиному пуху нужное направление, следует иглой как бы процарапать, расчесывая, вытягивая его.

Для выделения контуров и придания изображению большей натуральности используются жгуты, тоже приготовленные из тополино пуха. Тонкими жгутиками можно подчеркнуть контуры ушек, обозначить веки, «нарисовать» усы и другие элементы. Для носика используются шарики, скатанные также из тополиного пуха.

Если делают пейзаж, то прокладку тонкого слоя пуха начинают с перспективы, а затем постепенно идут к переднему плану, усиливая его.

Аппликации из тополиного пуха обязательно надо помещать под стекло. При желании можно сделать паспарту из белой бумаги.

Береста

Возможность бересты, красивого, легкого, эластичного и прочного поделочного материала очень велики. Бересту можно склеивать, сшивать, плести. На ней можно рисовать, выжигать. Все изделия из бересты можно разделить на две группы:

1. Плоскостные (аппликация, тиснение, выжигание, рисунки)

2. Объемные (изделия из целого куска коры – пласта и плетение).                              

Береста – прабабушка бумаги и при изготовлении панно используются те же приемы вырезания и наклеивания, как и с бумагой.

Важно различать лицевую сторону бересты и ее долевое направление. Прилегающий к стволу внутренний слой бересты принято называть лицевым, а наружный, белый - изнаночным. Долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на бересте, через которые она “дышит”. В летний период года они расширяются, а в зимний “смыкаются”.

Для изделий бересту следует использовать гладкую, ровную, без пороков и дефектов.

Самая лучшая береста - ровная с красивым рисунком, узкими полосками, что наблюдается у одной из наиболее распространенной разновидности – березы пушистой.

Заготовка бересты

Лучшую бересту получают с берез, произрастающих в смешанном лесу. Кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах расчисток или зеленого строительства. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево! Для изготовления аппликации снимают бересту пластами. Снятие бересты пластом осуществляется следующим образом: отметив нужную высоту пласта, делают острым ножом горизонтальные надрезы по окружности ствола. Затем по линии наименьшего ската соединяют горизонтальные надрезы с вертикальными. По линии надреза береста с треском начнет отрываться от ствола.

Подготовка бересты к работе заключается в шелушении ее внешней стороны наждачной бумагой вдоль волокон, удалении наростов, расслоении до требуемой толщины. Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). Для расслаивания бересты не годится никакой инструмент – только пальцы могут почувствовать, какой слой можно отделить, а какой не будет отделяться.

Хранение бересты заключается в следующим: заготовленную бересту необходимо очищать от неровностей, протереть влажной тряпкой, просушить и хранить в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты,  друг на друга. Расслоенную бересту сортируют по цвету, размеру, раскладывают в коробки под гнет, или перекладывают старые журналы под гнет.

 

Семена и листья растений, шишки, желуди

Листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза и других деревьев и кустарников. 

Собранные листья нужно рассортировать по форме и размеру и засушить. Сложите лист бумаги (кусок обоев, газету) пополам, внутри поместите листья. В качестве груза хорошо использовать толстые книги. Чередуя книги и бумагу с растениями, вы обеспечиваете равномерное засушивание и выравнивание листьев; этот процесс занимает несколько дней. При высушивании листья клена, дуба, березы, ясеня, вяза сохраняют свой первоначальный цвет, хотя он становится немного менее насыщенным.

Шишки – плоды хвойных деревьев – сосны, ели, кедра, пихты. Если вы собрали нераскрытые шишки в лесу, то в помещении при комнатной температуре они через некоторое время раскроются. В основном шишки используют для объемных поделок. Но из их «чешуек» можно делать и плоские картины. «Чешуйки» срезают ножницами. Также в шишках есть семена с летучками, которые тоже можно использовать.

Подготовленный материал может быть использован в оформлении аппликаций. Они пойдут, например, на крылья для совы, чешую у рыбки. Закреплять «чешуйки» можно пластилином или клеем ПВА.

Косточки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зёрна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зёрна сохнут, а их цвет и форма остаются прежними после просушки. Косточки абрикоса, персика, прежде чем промыть, следует очистить от мякоти.

Орехи. Скорлупа грецкого ореха достаточно твердая, с рельефной поверхностью. Если вы разбиваете орех молотком, то скорлупа распадается на неравные части. Чтобы получить две равные половинки, воспользуйтесь ножом. Приложите нож к ореху и слегка постучите по нему молотком. Скорлупа распадется на две половинки.

Скорлупа фисташек обладает приятным кремовым цветом и легко разламывается.

Скорлупа арахиса достаточна мягкая, легко режется, очень легкая.

Скорлупа кедровых и лесных орехов темно-коричневого цвета, она довольно твёрдая.

Ягоды и плоды

Рябина. Ягоды рябины с ярко-красной и оранжево-красной окраской, круглой формы. Когда ягоды высыхают, они сморщиваются и теряют свой яркий цвет, но использовать их можно.

Апельсин и лимон. Кожура от апельсина и лимона, высыхая, приобретает более темный цвет и становится твердой. Если апельсин и лимон нарезать на дольки толщиной 0,5 см, просушить их на солнце, то они затвердеют. Такие заготовки можно использовать в аппликациях, выглядят они очень здорово.

Жёлудь. Жёлуди - овальной формы, нежно-бежевого цвета. С одной стороны желудь накрыт чашечкой – плюской. Плюска легко отсоединяется от желудя и ее можно использовать для аппликаций.

Каштан. Плоды каштана блестящие, ярко-коричневого цвета.

Хранение листьев, семян, цветов

Сначала природные материалы нужно рассортировать. Ведь каждый из них обладает своими особенностями, которые следует учитывать не только при составлении композиции, но и при хранении. И пользоваться гораздо удобнее, когда всё на своём месте.

Листья и цветы наиболее хрупкие. Для их хранения приготовьте бумажные контейнеры. Это могут быть специально купленные в канцелярских магазинах коробки разного размера. Для хранения также подойдут и коробки из-под конфет. Вы можете оклеить крышки коробок разноцветной бумагой, придумать специальные картинки с изображением природных материалов, которые в них находятся. Мне нравятся пластиковые коробочки - контейнеры с крышками, прямоугольные, разного размера, очень удобно.

Желуди, шишки, каштаны хорошо сохранятся в плетеных корзинах. Полевые травы, пшеницу, физалис, овес можно положить в напольные вазы для украшения дома.

Мозаика из яичной скорлупы

Яичная скорлупа - прекрасный материал для творчества.
Существует два варианта её использования:

-  мозаика из яичной скорлупы (более простой вариант, отлично подходит для совместного творчества с детьми)   

-  декупаж с яичной скорлупой (таким образом можно добиться эффекта кракелюра - потрескавшейся от старости поверхности - без специального лака).

Орнаментом из яичной скорлупы делаются не только различные плоские предметы. Украшены и декорированы могут быть и всевозможные шкатулки, прекрасные настенные панно, заготовки, которые выточены на обычном токарном станке — вазочки, декоративные блюда, карандашницы, тарелки и т.д.

Для начала работы необходимо запастись сырьем, то есть самой яичной скорлупой. Затем обязательно промыть скорлупки в теплой воде, далее нужно их опустить в раствор пищевой соды для дальнейшего обезжиривания их поверхности. Затем убрать внутреннюю плёночку и просушить эти заготовки. Последним шагом останется уложить их на временно хранение в картонные коробки. Когда соберется большое количество разных оттенков, можно заниматься изготовлением разных облицовочных пластинок.

Для изготовления мозаики из яичной скорлупы своими руками, вам потребуется шаблон будущего рисунка. Если вы обладаете художественными способностями, то просто нарисуйте шаблон на листе бумаги. Если нет, можно взять любой рисунок, предназначенный для раскрашивания детьми. Там четко прорисованы все контуры и обычно не требуется большого количества цветов. Приклейте лист с рисунком на плотный картон. Теперь начинаем приклеивать скорлупу. Для этого смазываем небольшой фрагмент рисунка клеем ПВА и кладем сверху кусочек скорлупы. Если скорлупка слишком большая, то надо всего, лишь надавить сверху палочкой, скорлупа треснет и распадется на несколько мелких кусочков. Следите за тем, чтобы между скорлупками было примерно одинаковое расстояние.

Заполнив один фрагмент рисунка, переходим к следующему. После заполнения всего рисунка, отложите его до полного высыхания клея. Если вы использовали белую скорлупу, то только после высыхания рисунок можно покрасить акриловыми красками. Законченную работу необходимо покрыть лаком. В результате получается своеобразный вариант аппликации из яичной скорлупы.

                                                Литература

  1. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
  2. Дербин В.Н. Пофантазируй с берестой [Текст] /Девчонки – мальчишки. Школа ремесел. – 2008. -  № 9. – С.1-5.
  3.  Мезенцева Т. Пуховые истории.//Делаем сами. Толока. 2012. № 12
  4. Мешакова Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-80с. - (Мастер – класс на дому)
  5. Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград:Учитель, 2009.-255 с.
  6. http://kovrodelkin.ru/publ/kreativnoe_rukodelie/prirodnyj_material/188/23-1-0-188
  7. http://stranamasterov.ru/node/369334
  8. http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43103430813/Kartinyi-iz-topolinogo-puha
  9. http://bisnesideya.ru/biznes-na-domu/mozaika-iz-yaichnoj-skorlupy-pribylnoe-iskusstvo.html
  10. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/podelki_iz_jaichnoj_skorlupy/9-1-0-815

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование. Художественная обработка швейных изделий. 6 классй

КТП составлен на основе программы " Художественная обработка швейных изделий. 6 - 9 класы", автор - составитель Л. А. Поздина (сборник Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ...

Презентация по теме "Художественная обработка древесины"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...

Календарно - тематическое планирование .Художественная обработка швейных изделий.7 класс

КТП составлен на основе программы "Художественная обработка швейных изделий. 6 - 9 классы", автор - составитель Л. А. Поздина (сборник Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида/...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Обработка природного материала (флористика)

Цель занятия: Нучить детей делать панно из природного материала в технике флористика....

Промыслы и ремесла (техника обработки природных материалов

Работа посвящена промыслам и ремеслам России. Автор, ученица 10 класса, Камышева Анастасия, обобщила материал по самым популярным промыслам России и Нижегородского края. В данной работе были использов...