Сервировка стола. Правила поведения за столом.
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Жарова Александра Юрьевна

План-конспект открытого урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zharova_a._yu.odt39.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока»

Наименование курса обучения

ФИО

Жарова Александра Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ № 416

Должность

Учитель технологии

Технологическая карта урока

Предмет

Технология

Раздел

Кулинария.

Класс

6 класс

Тема

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола и рассказать о культуре поведения за столом.

Задачи

Совершенствование умения учащихся по подготовке стола к приему пищи. Воспитывать общую культуру поведения за столом. Развивать интерес учащихся к данному предмету.

Ключевые термины и понятия

Сервировка, приборы, прием гостей, этикет.

Оборудование

УМК по технологии (6 класс), компьютер, проектор, презентация, скатерть, набор столовой посуды и приборов для сервировки стола, бумажные и тканевые салфетки, раздаточный материал,  карандаши (зеленые, синие и красные).

Используемое ПО и онлайн сервисы

 MS Office, Google-сервисы.

Образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Научиться сервировать стол, усвоить правила поведения за столом.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

научатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Организация деятельности

Этапы

(в зависимости от выбранного типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дидактическое наполнение

Вводный:

Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока.

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы,

организует их обсуждение.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя.

Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют

учебную цель и задачу.

Анализируют, доказывают,

аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания,

рефлексия своих действий. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Раздаточный материал (пазлы):

1 группа:

https://drive.google.com/open?id=1EWVEmMlclF7S18NXbJjhQP9_1U9qRNFJhjOrV-4aun8

2 группа:

https://drive.google.com/open?id=1XpbEszMaLZz9HcZMYjw0VG85DvvIvWcoidJ5haxWuFA

Фрагмент мультфильма «Винни Пух в гостях у кролика»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=162&v=vCut-XH8aQM&feature=emb_logo

Основной

Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учебного материала

Организует учебное

взаимодействие

учеников (группы) и следующее обсуждение

составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме

выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы учащихся. Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют  учебную цель и задачу.

Раздаточный материал (слова).

Проверка выплнения задания:

https://drive.google.com/open?id=1T0DDAU84hZYmvCRJ3Oe5DEN4FKSQMirvmu3eXq22kWE

Презентация к уроку:

https://docs.google.com/presentation/d/1qfEzn98mlyqgHmGI1oYT3Vo0ISNm-3VSpCt03z872sk/edit#slide=id.p1

Практический

Первичное

закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует практич. работу в групппах. самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ

отработка операций.

Строят рассуждения,

понятные для собеседника.

Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка.

Учебники по технологии (6 класс).

Гугл форма — тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSduo14VA5JvVzc0iS-Qt3dkklIqpjLsJzfZFVOndhP7UDCC_A/viewform?vc=0&c=0&w=1

Заключительный  

Домашнее задание.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ученикам предлагается высказать мнение по поводу урока. Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий.

Учитель дает задание на дом и благодарит за урок.

Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=oBIFPORd3H0&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=x6RtTEdCkJ0&feature=emb_logo

«Сервировка стола. Правила поведения за столом»

Цель урока:

        Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола и рассказать о культуре поведения за столом.

Задачи урока:

  • Совершенствование умения учащихся по подготовке стола к приему пищи.
  • Воспитывать общую культуру поведения за столом.
  • Развивать интерес учащихся к данному предмету.

Ход урока:

        Приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде, чем начать урок, обучающиеся делятся на 2 команды, далее предлагается каждой команде собрать пазл из разрезанных картин: Бориса Кустодиева «Московский трактир» и Albert Dorne «В ресторане» (Приложение 1.)

1 группа: https://drive.google.com/open?id=1EWVEmMlclF7S18NXbJjhQP9_1U9qRNFJhjOrV-4aun8

2 группа: https://drive.google.com/open?id=1XpbEszMaLZz9HcZMYjw0VG85DvvIvWcoidJ5haxWuFA

 Обсуждение:

Учитель:

  • Что изображено на картинках?
  • Как выдумаете, какая сегодняшняя тема урока?

Дополнительная подсказка.

На экране демонстрируется фрагмент мультфильма «Винни пух в гостях у кролика»:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=162&v=vCut-XH8aQM&feature=emb_logo

Учитель:

Обсуждение:

  • О чем данный мультфильм?

(Ответ: Винни пух повел себя не красиво, он не соблюдает правила поведения за столом).

        Учащимся предлагает сформулировать тему урока (Ответ: Сервировка стола. Правила поведения за столом, Слайд 1.)

Презентация:

https://docs.google.com/presentation/d/1qfEzn98mlyqgHmGI1oYT3Vo0ISNm-3VSpCt03z872sk/present?ueb=true&slide=id.p1

        - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами поведения за столом, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток, и я надеюсь, что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.

        У доски стоит стол. Обучающимся (по желанию) предлагается красиво его накрыть (за сервировать) и  расставить столовые приборы.

Учитель:

        - Как вы понимаете слово «сервировка»?

Сервировка - это подготовка и оформление стола для приёма пищи (Слайд 2.)

         Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

        - Сейчас я раздам каждой команде слова: «СКАТЕРТЬ», «СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ», «БОКАЛЫ, ФУЖЕРЫ, СТАКАНЫ», «ТАРЕЛКИ», «САЛФЕТКИ» и «УКРАШЕНИЯ СТОЛА» (Приложение 2.) Ваша задача определить последовательность сервировки стола, что кладут первым, а что последним?

– Сервировать стол следует согласно следующему плану: https://drive.google.com/open?id=1T0DDAU84hZYmvCRJ3Oe5DEN4FKSQMirvmu3eXq22kWE

  1. скатерть;
  1. тарелки;
  2. столовые приборы;
  3. бокалы, фужеры, стаканы;
  4. салфетки;
  5. украшение стола.)

        Каждая уважающая себя хозяйка должна знать основные правила сервировки стола по этикету. Это искусство красиво расставлять столовые приборы в соответствии с правилами хорошего тона. Сервировка стола имеет богатую историю: в каждую эпоху были свои правила оформления стола, которые менялись с течением времени.

Презентация:

https://docs.google.com/presentation/d/1qfEzn98mlyqgHmGI1oYT3Vo0ISNm-3VSpCt03z872sk/present?ueb=true&slide=id.p1

Учитель:

        - Как вы понимаете слово «этикет»?

        Этикет- (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе).

 

         В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. (Слайд 3.)

        На Руси исстари существовали в народных традициях правила поведения, были и письменные источники как себя вести в тех или иных ситуациях. Например «Домострой», которым руководствовались в течение нескольких веков. (Слайд 4.)

        Правила этикета за столом в России предписывают пользоваться столовыми приборами, если только вы не едите хлеб. В остальных случаях еду нельзя брать руками. Вы можете держать вилку в правой руке, но если необходимо разделать блюдо при помощи ножа (например, порезать мясо), то возьмите ее в левую руку, а нож – в правую. Первые блюда принято есть ложкой. Если столовый прибор упал на пол, попросите чистый, не нужно поднимать грязный и есть им.

        Когда вы едите фрукты, складывайте косточки и шкурки на край тарелки. Не используйте для этого салфетки, это неприемлемо. Продемонстрируйте, что сыты, положив на тарелку вилку и нож.

        - Задание для 1 команды, с помощью учебника (стр. 154) сформулировать и записать «Правила сервировки стола», 2 команде (стр. 155) сформулировать и записать «Правила поведения за столом».

        К доске приглашают одного из представителей команды озвучить правила в слух.

Еще раз просматривает правила на экране. (Слайды презентации).

https://docs.google.com/presentation/d/1qfEzn98mlyqgHmGI1oYT3Vo0ISNm-3VSpCt03z872sk/edit#slide=id.p1

1 команда – «Сортировка стола»

2 команда «Правила поведения за столом»

        Для закрепления знаний, предлагается пройти тест (гугл-форма), «Основы столового этикета» с самопроверкой:

Тест: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSduo14VA5JvVzc0iS-Qt3dkklIqpjLsJzfZFVOndhP7UDCC_A/viewform?vc=0&c=0&w=1

40 - 45 баллов – отлично

30 - 35 баллов – хорошо

20 - 25 баллов – удовлетворительно

0 - 15 баллов - плохо

Поставьте себе оценки.

        В качестве дополнительного задания или при отсутствии Интернета, можно предложить решить кроссворд.

По горизонтали:

1. Для того, чтобы подавать разнообразную еду на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены из фарфора, металла и других материалов. (Посуда)

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

4. Как одним словом можно назвать вилку, нож и ложку? (Прибор)

5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан или складывают разными способами (Салфетка)

По вертикали:

  1. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).

– Молодцы!

Домашнее задание:

        Пройдите по ссылкам, посмотрите виде о сервировки стола и этикете.

        Стр. 54-82 учебника. Письменно ответить на вопросы (стр. 82)

Учитель:

        У вас на столах лежат зеленый, синий, красный карандаши, поднимите тот цвет, который соответствует вашим знаниям.

        Зеленый – я все поняла на уроке, и узнала много нового;

        Синий – я многое узнала, но есть непонятные моменты

        Красный – я ничего не поняла на уроке.

        Задание на практическую работу (2 урок) «Как красиво сложить салфетки» (Приложение 3.)

Основная литература:

  1. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома).6 класс/Сост. О.Н. Логвинова.-М.:ВАКО, 2015.-48с.-(Рабочие программы).
  2. Сасова И. А.  Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич; под ред. И.А. Сасовой. - 5е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 208 с.: ио.
  3. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д. Симоненко, Н.В. Синица . – М.: Вентана - Граф, 2014.-192с.:ил.
  4. Технология. Технология ведения дома:6 класс : тетрадь для творческих работ для учащихся общеобразовательных организаций/И.А. Сасова- М.: Вентана-Граф, 2014.- 64 с.:ил.
  5. http://www.kedem.ru/various/20090331-flatware/
  6. http://infolavka.ru/texts/fork-history/
  7. http://www.kedem.ru/tableware/20091021-tablewarehist/
  8. http://supercook.ru/za-27.html
  9. http://supercook.ru/serviette/serviette-03.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Презентация к уроку "Сервирока стола. Праила поедения за столом".Последвательность серироки стола....

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Пазл 1 к уроку "Сервировка стола"....

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Пазл 2 к уроку "Сервировка стола"....

Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом

Цели урока:1. Познакомить с понятием «Сервировка стола», предметами сервировки, историей их появления. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток.2. Развивать эст...

«Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».

Тема: «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».Цели урока:Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Обобщить и...