Разработка тематического вечера в рамках недели технологии и искусства "Чайные традиции"
учебно-методический материал по технологии

Разработка тематического вечера в рамках недели технологии и искусства.

Цель: познакомить учащихся с чайными традициями стран.

Задачи: познакомить с историей происхождения чая,  целебными свойствами напитка; возродить интерес к чаепитию; воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_vecher_chaynye_traditsii.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический вечер в рамках недели технологии и искусства  «Чайные традиции»

Цель: познакомить учащихся с чайными традициями стран.

Задачи: познакомить с историей происхождения чая,  целебными свойствами напитка; возродить интерес к чаепитию; воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Ход занятия.

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но, если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит Вашу душу,

Согреет зимнею порой.

Учитель: ребята, как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении. Правильно, о чае.

А вас приглашали, когда - ни будь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. Жаль. А вот если вы обратитесь к представителям старшего поколения с вопросом о чае, то вызовите у них улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями.

А кто из вас знает, какая страна является родиной чая?

Рассказ ученика. Открытие чая приписывают китайскому императору. Этот мудрый правитель пил только кипяченую воду. Но однажды, отдыхая в лесу, он приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.  

Учитель. Интересный факт. Для китайского императора чай собирали только девушки до 16 лет. Считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая.

А сейчас ребята споют вам чайные частушки .

Частушки.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар 
Наш красавец самовар.

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

На Руси - один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром - чай, в обед - чаек,

Вечером - чаище." 

Учитель: Чай любят во многих странах мира. И у каждого народа своя культура чаепития.

1 ведущий.

Японцы говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Характер чайной церемонии во многом зависит от повода встречи, времени дня и времени года. Существует несколько разновидностей чайной церемонии: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.

Вход в чайный домик низкий и узкий (шириной 66 см и высотой 60 см), так что гостям приходится буквально вползать через него, смиряя свой нрав. В прошлом низкий вход давал еще один эффект: самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом и оставлял его снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом всю агрессию, которая одолевает человека в мирской суете.

Конечно, чайная церемония в Японии – не ежедневный ритуал. В повседневной жизни они предпочитают зеленый, а не черный чай, который широко распространен в России, но иногда употребляют и его. Примечательно, что японцы и китайцы пьют чай несколько раз в течение дня до еды, тогда как русские пьют его после еды

2 ведущий.

Британский файф-о-клок (чай в пять часов) при всем желании традицией назвать нельзя. И это несмотря на то, что англичане – одна из самых любящих чай наций в мире. Культ чая господствует почти в каждой английской семье, а само чаепитие составляет один из характернейших национальных обычаев этой страны.

Первая особенность чая по-английски – использование резких, экстрактивных южноазиатских чаев.

Заваривание чая по-английски представляет собой специфический процесс. Предварительно подогревают сухой фарфоровый или фаянсовый чайник. Чем меньше чайник, тем лучшего результата можно добиться. Затем в него насыпают чай из расчета 1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка на чайник. Чайник тотчас же заливают кипятком на две трети, через минуту доливают еще одну треть и настаивают 4 минуты. В процессе заварки рекомендуется помешивать чай, а еще лучше – как следует встряхнуть чайник, дав потом чаинкам осесть.

Англичане любят пить чай из высоких чашек, с молоком или со сливками: в чашку наливается сначала молоко, а затем чай. Пьют чай в строго определенные часы: утром за завтраком, в час дня во время ланча и в 5 часов пополудни (файф-о-клок)

3 ведущий.

Существовала русская чайная церемония. Чаем потчевали по строгим правилам. Для гостей обязательно ставили самовар. Существующие обычаи предусматривали обязательное чаепитие, с пришедшими гостями. Для каждого из присутствующих было отведено определенное место за столом. Подавать и разливать чай, предлагать угощения должна была хозяйка дома. Вся церемония чаепития была пронизана доброжелательностью, уважением друг к другу.

Чай по-русски – это чай без каких либо добавок в сам напиток, но обязательно вприкуску с чем угодно, вплоть до блинов с икрой, бутербродов с соленой рыбой, пельменей и др. Это одна из ярчайших особенностей чая в России, где он почти никогда не воспринимался как самостоятельный напиток. Он всегда приукрашивался не только сахаром, но и всевозможными иными кондитерскими изделиями: сиропами, вареньями, печеньями, пирожными, сдобными хлебами, простым белым хлебом с маслом, а также конфетами, лимоном, в некоторых случаях инжиром, пряностями сливками и молоком.

За чаем и разворачивались самые сокровенные беседы. В России зародились даже такие приметы: если в семье не пьют чай, значит, в ней что-то не ладится, а если хочешь избавиться от нежеланных гостей, напои их вчерашним чаем. Одним словом, без чаю – души не чаю!

Учитель:

Вспомните, как писал А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" о деталях русского чаепития:

Смеркалось: на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился легкий пар,

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал.

Вопросы:

- По каким случаям  пьют чай в России?

А в России чай пьют в любых случаях.

- В каких случаях пьют чай в России?

(Когда приходят гости, когда собирается вся семья, когда просто встречаются друзья. Иногда на чай приглашают гостей).

- Как накрывают стол?

Стол накрывают скатертью, ставят чайные приборы, Необходимым атрибутом русского чаепития был самовар.

- Что подают к чаю?

К чаю подаются пряники, баранки,  печенье, лимон, варенье, мёд и разные сладости.

Учитель: а сейчас наши хозяева загадают вам сложную задачу. Попробуйте ее отгадать.

Задача:

Однажды мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон после очередного дела пили чай. Холмс несколько минут, не мигая, глядел на стакан, как бы пытаясь разглядеть нечто, недоступное глазу простого смертного, и вдруг произнес: 

- Держу пари, Ватсон, Вы ни за что не догадаетесь, сколько сахару можно насыпать в стакан чая, полный до краёв. При этом, заметьте, нельзя пролить из стакана ни капли. А как вы думаете - сколько? Попробуйте проверить ваше предположение. Что вы наблюдали? Что происходит с плотностью чая в стакане? Увеличивается она, уменьшается или остаётся неизменной? Доктор Ватсон попросил Холмса объяснить нелогичное поведение чая. Мистер Холмс оказался в затруднении, но всё-таки нашел объяснение. Что бы вы ответили доктору Ватсону?

Ответ:

Сахар растворяется и добавляется масса, а объём прибавляется в небольших количествах, которые не приводит к выливанию чая. Добавлять сахар можно до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Плотность увеличивается.

Учитель: сложная была задачка? Но вы с ней отлично справились.

Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет.

Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу. Графины с ромом и коньяком ставят у прибора хозяина. Маленькие тарелочки и составляют прибор каждого.

Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.

Чашки никода не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги.

Совет по приготовлению и хранению чая.

Умело приготовленный чай - вкусный и полезный напиток. Чай рекомендуется хранить в сухом месте, в стеклянной банке с плотно закрывающейся крышкой или в специальной чайнице.

При заварке чая надо соблюдать определённые правила. Сполоснуть 2 -3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал тёплым, а затем засыпав чай (1 чайную ложку на 2 стакана напитка), залить крутым кипятком, сначала на 1/3 объёма чайника. После заварки необходимо подержать чайник накрытым 5- 7 минут, чтобы чай настоялся, потом долить его кипятком. Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно. Не рекомендуется подогревать или кипятить заваренный чай, разбавлять заварку в следующие дни. Если заваривать чай подогретой кипячёной водой, а не свежекипячёной, чай также будет не вкусен.

Заваривать чай следует в фарфоровых или фаянсовых чайниках. Чай заваренный в металлическом чайнике, имеет неприятный специфический запах.

Учитель: ребята, к нам в гости пришел фокусник. И он утверждает, что из чая с молоком может сделать чернила. Проверим?

http://www.scanword.net/focus/125.gif

Фокусник показывает зрителям два стакана. В одном - чуть меньше половины стакана молока. В другом - столько же чая. Маг спрашивает у зрителей: "Знаете ли вы, что получится, если смешать чай и молоко?" Публика, разумеется, отвечает, что получится чай с молоком.

"Давайте проверим", - предлагает фокусник и переливает жидкость из одного стакана в другой. В результате получаются... чернила. И зрители даже могут попробовать свои способности к рисованию, взяв кисточку и изобразив что- либо на чистом листе ватмана или картона.

Секрет фокуса: разумеется, дело в том, что именно налито в стаканы. В одном - разведенный в воде картофельный крахмал. В другом - несколько капель йода в воде. Соединяясь, они вступают в химическую реакцию и получается темная жидкость.

Учитель: молодец фокусник, удивил нас.

Загадки

1 ведущий.

Засвистел «начальник»,

На плите наш чайник:

«А ну-ка, выключай,

И готовь всем …».

(ЧАЙ)

Бел,  как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал

(Сахар)

Сверху дыра, 

снизу дыра,

А по середине -

огонь и вода.

(Самовар)

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья

(Стол)

2 ведущий.

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

«Что утром пьёшь с лимоном»? … .

(ЧАЙ)

Маленькое, сдобное

колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем.

(Бублик)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его ? 

(Лимон)

Крепкий, терпкий, ароматный.

Есть и вкладыш там занятный!

(Чай "Лисма")

3 ведущий.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

Какой рукой лучше размешивать чай? 

Ответ:  лучше все-таки размешивать ложечкой 

Любят взрослые и дети

С чаем есть конфеты эти.

Есть их можно и без чая,

«Грязных» рук не замечая.

Ты только пальцы оближи,

И как назвать их подскажи.

(ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ)

Мы в шкафу рядком стоим,

Чистотой своей блестим.

Приглашают нас на чай.

Знаешь нас?

Так отвечай!

(ЧАЙНЫЕ ЧАШКИ)

Учитель:

Я хочу открыть секрет

И полезный дам совет

Если хворь с кем приключится

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг

Чай здоровью – лучший друг!

 А закончим мы наш классный час песней «Эх чай, чаек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка тематического вечера "Формула здоровья"

Цели:- дать ученикам представление о том, что такое - здоровый образ жизни;- заставить учащихся задуматься о необходимости бытьздоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;- сделать вывод...

Проект в рамках недели технологии "Масленичная неделя" и его реализация

Разработка проекта, его реализация, фотографии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ " MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS"

МУТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА  \'\' MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS \'\'...

Разработка Станции «БИОНИКА» в рамках недели науки

Вашему вниманию представлена разработка, которую можно использовать  в метапредметном марафоне....

Внеклассное мероприятие в рамках недели технологии "Орёл и решка. Искусство народов мира"

Эта программа может проводиться как внеклассное мероприятие по технологии, так и как урок-путешествие....

Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".

Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...