Изготовление прихватки для кухни в лоскутной технике
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Ишмаева Инга Витальевна

Полезно учителю технологии для подготовки ипроведения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Класс: 5 (ФГОС)
Тема урока: «Изготовление прихватки для кухни в лоскутной технике»
УМК: Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф,
2015
Место и роль урока в изучаемой теме: урок относится к теме «Декоративно-прикладное искусство» раздела
«Художественные ремёсла» по программе Технологи, направление «Технология ведения дома». На изучение этой темы
выделяется одно занятие (2 урока).
Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Цель: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства и создать модель прихватки для кухни.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с содержанием раздела «Художественные ремёсла» в 5 классе.
раскрыть понятия видов декоративно-прикладного искусства и цветового решения в изделиях.
Развивающие:
развить умения анализировать, сравнивать, выделять главные и ключевые характеристики видов изделий
различных промыслов, цветовые сочетания, особенности украшения изделий.
способствовать развитию элементов творческой деятельности с опорой на опыт, традиции и культуру мастеров
декоративно-прикладного творчества.
Воспитывающие:
воспитание художественно-эстетического вкуса детей, терпения, и аккуратности в работе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: сознание личностной и практической значимости учебного материала, умение
мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
Предметные результаты: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное искусство», умение
устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками
информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и
взаимооценку.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Опорные понятия: виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, бисероплетение, вязание крючком и
спицами, батик, нитяная графика, макраме, ковроделие, художественная обработка кожи, лоскутная мозаика, гобелен,
ахроматические и хроматические цвета, тёплые и холодные цвета, гармоничные цветовые композиции,
Методы и приемы ведения урока: рассказ, беседа, моделирование, групповая практическая работа,
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Технология: учебного проектирования.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самооценка, взаимооценка.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Наглядные пособия: изделия, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного искусства, карточкизадания, технологическая карта.
Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1. Организацио
нный этап (2 мин.)

Организует начало учебной деятельности;
- проверяет готовность учащихся к уроку;
- создает эмоциональный настрой на совместную
работу
-Здравствуйте ребята!
- Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Давайте
улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошего
настроения.
Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»

- Готовятся к уроку;
- погружаются в
благоприятную
атмосферу.

Личностные:
- эмоциональный настрой
на урок;
- самоорганизация.
Регулятивные:
- способность
регулировать свои
действия, прогнозировать
свои действия на уроке.

2. Актуализаци
я знаний и умений
учащихся,
постановка целей
и задач урока (10
мин.)

- Организует подводящий диалог, пошагово
подводит учащихся к формулированию темы и цели
урока.
Сегодня на уроке мы осуществим увлекательное
путешествие в удивительную страну Ремесел.
После чего предстоит выполнить мини-проект в
группах, и защитить свою работу.
Все результаты нашей работы мы будем оценивать
и заносить в оценочный лист, по результатам
которого будут выставлены оценки в журнал.
(Приложение 1).
Среди предметов, окружающих нас в быту, есть
удивительные и очень красивые. Перед вами
изделия, выполненные в различных техниках
декоративно-прикладного искусства
(продемонстрировать изделия из школьного
кабинета выполненные в разных техниках
(Приложение 2)).
Как вы думаете, что объединяет все эти изделия?
Совершенно верно, они выполнены своими руками
и относятся к области декоративно-прикладного
искусства от латинского (decoro – «украшаю»).
Декоративно-прикладное искусство охватывает
создание художественных изделий, имеющих
утилитарное (полезное, практическое) назначение.
Декоративно-прикладное искусство – не только
самое древнее из искусств, но и одно из самых
современных, потому что до сих пор произведения
народных мастеров украшают повседневный быт

- Слушают учителя.
-Отвечают: «Эти
изделия выполнены
своими руками».

Личностные:
- активное погружение в
тему;
- умение осознавать
значимость поставленных
учебных задач.
Регулятивные:
- умение осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания.
Познавательные:
-умение анализировать,
структурировать знания;
- умение поставить
учебную цель.
Коммуникативные:
- умение выражать свои
мысли в устной форме.

человека.
Перечислите, те виды декоративно-прикладного
искусства, которые вам известны.
Как вы думаете, какую технику можно
использовать для изготовления изделия для
кухни на сегодняшнем уроке?
Задание 1. Перед вами на доске слова – составьте
из них предложение, которое и будет являться
темой нашего урока.
Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня
на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы должны:
познакомиться с видами декоративно-прикладного
искусства и изготовить макет прихватки для кухни.
Запишем тему урока в тетрадь.

знакомы.
-Отвечают:
«лоскутная
пластика».
-Из представленных
слов составляют
тему урока –
«Создание макета
прихватки для
кухни в лоскутной
технике».
-Отвечают на
вопрос.
-Записывают тему
урока.

3. Изучение
новых знаний (26
мин.)

- Сообщает новые знания;
- организует работу в парах;
- мотивирует учащихся на совместную
деятельность, на выполнение мини-проекта;
- предлагает проанализировать информационные

-Слушают учителя,
отвечают на
вопросы,
фиксируют в
тетради основные

Личностные:
- проявление интереса к
новому содержанию;
- осмысление основных
вопросов, подлежащих


-Называют виды
декоративноприкладного
искусства, с
которыми уже

источники;
- контролирует и подтверждает правильность
выводов;
- обобщает полученные результаты.
Декоративно-прикладное искусство – охватывает
ряд отраслей творчества, которые посвящены
созданию художественных изделий,
предназначенных главным образом для быта.
Виды декоративно-прикладного искусства
разнообразны. Это зависти от того какие
материалы используются при выполнении изделий
и техники исполнения. Давайте их рассмотрим.
Задание 2. Перед вами иллюстрации основных
видов декоративно-прикладного искусства. У
каждой пары есть карточки с понятиями и
определениями понятий этих видов. Ваша задача
определить по иллюстрации виды декоративно
прикладного искусства. Записать в тетрадь
определение понятий, указанных в ваших
карточках-заданиях
(Приложение 3).
Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось. За
каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в
оценочный лист.
Задание 3. Познакомившись с понятиями
декоративно-прикладного искусства давайте
попробуем соотнести их виды и технику
исполнения
(Приложение 4).
Давайте проверим результат. (1-б, 2-а, 3-г, 4-в, 5-д).

понятия.
-Записывают
понятия в тетрадь.
-Внимательно
слушают друг
друга, добавляют.
-Зачитывают
понятия и
выставляют баллы в
оценочный лист.
-Выполняют
задание.
-Проверяют и

усвоению.
Регулятивные:
- умение слушать и
выполнять задание в
соответствии с целевой
установкой;
- умение осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания.
Познавательные:
- умение работать с
различными источниками
информации;
- выделение необходимой
информации, построение
логической цепочки
рассуждений,
структурирование новых
знаний.
Коммуникативные:
- умение осуществлять
учебное сотрудничество с
одноклассниками и
учителем в поиске и сборе
информации;
- умение выражать свои
мысли в устной форме.
Предметные:
- умение давать

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в
оценочный лист.

выставляют баллы в
оценочный лист.

определения новым
понятиям темы.

4. Физкультми
нутка (2 мин.)

Показывает физические упражнения, создает
условия для снятия переутомления учащихся.
Ну-ка дружно по порядку
Выходите на зарядку!
Руки мы в локтях согнули
Вверх подняли, замахали,
Спрятали за спину их
Ах, давайте оглянемся
Через правое плечо
Через левое еще!
Тихо все сейчас присели,
Посидели, посидели
А теперь друзья встаем
И за парты все идем.

- Выполняют
физические
упражнения.

Личностные:
- формирование ценности
здорового образа жизни.

5. Изучение
новых знаний (10
мин.)

Чтобы любое изготовленное тобой изделие хорошо
смотрелось необходимо умело сочетать цвета. А
для этого надо знать основные законы
цветоведения.
Как вы думаете, на какие две группы можно
разделить цвета?
Многообразие цвета делят на две группы:
ахроматические и хроматические.
Найдите в учебнике и запишите определения
понятий в тетрадь стр.164.
Ахроматические – это черный, белый и оттенки
серого цвета.
Хроматические – это цвета и их оттенки, которые

-Высказывают
предположения.
-Ищут определение
в учебнике и
записывают в
тетрадь.

Личностные:
- проявление интереса к
новому содержанию;
- осмысление основных
вопросов, подлежащих
усвоению.
Регулятивные:
- умение слушать и
выполнять задание в
соответствии с целевой
установкой;
- умение осознанно и
произвольно строить

различает глаз человека.
Основные цвета – красный, желтый, синий.
Как получить дополнительные цвета?
Дополнительные цвета – фиолетовый, оранжевый,
зелёный – получается при смешивании основных.
Задание 4. Пользуясь цветовым кругом (стр. 165
рис. 111), допишите формулы получения
дополнительных цветов. (
Приложение 5).
Проверяем:
Красный + синий = фиолетовый; красный + желтый
= оранжевый; желтый + синий = зеленый.
За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в
оценочный лист.
Как вы понимаете выражения теплые и
холодные цвета?
Хроматические цвета делятся на теплые (красный,
оранжевый, желтый) и холодные (синий,
фиолетовый, зеленый). К тёплым относятся цвета,
ассоциирующиеся с солнцем и огнём. Холодные
цвета напоминают воду, лес.
А что значит контрастные цвета?
Цвета, расположенные на цветовом круге напротив
друг друга, считаются контрастными и при этом
гармоничными: красный - зеленый, оранжевый -
синий, желтый - фиолетовый.
Рассмотрите рис. 113 на стр. 167 и гармоничные
цветовые композиции (Приложение 6). На них
приведены гармоничные цветовые композиции.
Что напоминают вам эти цветовые

-Высказывают
предположения.
-Выполняют
задание.
-Проверяют,
исправляют ошибки
и выставляют баллы
в оценочный лист.
-Высказывают
предположения.
-Высказывают
предположения.
-Рассматривают
иллюстрации.
-Высказывают

речевые высказывания.
Познавательные:
- умение работать с
различными источниками
информации;
- выделение необходимой
информации, построение
логической цепочки
рассуждений,
структурирование новых
знаний.
Коммуникативные:
- умение осуществлять
учебное сотрудничество с
одноклассниками и
учителем в поиске и сборе
информации;
- умение выражать свои
мысли в устной форме.
Предметные:
- умение давать
определения новым
понятиям темы.

композиции?
Правильно, варианты орнамента для прихватки,
салфетки, подушечки и других изделий,
выполненных из цветных лоскутов.
Назовите, какие формы лоскута чаще всего
применяют для изготовления?
Верно. Перечисленные вами формы относятся к
геометрическому орнаменту и это есть общий
признак, а в чём вы видите различия?
Вы правы. Благодаря этому можно получить
большое количество вариантов

предположения.
-Отвечают:
«Квадраты,
треугольники,
прямоугольники».
-В цвете, в размере,
в
месторасположении
.

мин)

- Проводит вводный инструктаж по выполнению
учащимися практической работы, разделяет на
группы (примерно 3 группы по 4 человека).
Сегодня у нас не обычная практическая работа, а в
форме мини-проекта, который вы будите выполнять
по технологической карте (Приложение 7).
Давайте вспомним, по срокам выполнения
проекты бывают?
Совершенно верно долгосрочные и краткосрочные.
Так вот, на уроке мы выполним мини-проект,
который вы будете защищать.
- Тема нашего мини проекта: «Изготовление макета
лоскутного изделия для кухни»;
- Задачи: ознакомить учащихся с образцами изделий
для кухни, с учебно-технической документацией и
предупреждение о возможных трудностях при
выполнении задания.

Слушают учителя.
-Отвечают на
вопрос.

Личностные:
- осознание своих
возможностей;
- мотивация на
творческую деятельность;
- осознание
ответственности за
качество своей
деятельности;
- проявление
самостоятельности.
Регулятивные:
- умение планировать
свою деятельность;
- умение осуществлять
контроль по результату;
- умение соблюдать


6. Применение
знаний на
практике (25

Нам понадобятся следующие инструменты и
приспособления: цветная бумага, клей, ножницы,
«альбом творчества», картонные шаблоны
геометрических фигур, простой карандаш.
Этапы выполнения:
1. используя законы цветоведения подобрать
сочетающиеся цвета для выполнения макета;
2. используя геометрические фигуры (квадрат,
треугольник, ромб, прямоугольник) создать
макет прихватки;
3. защита мини-проекта группами по схеме:
 название;
 какие геометрические фигуры вы
использовали,
 как подобрали цвет.
Прежде чем преступить к выполнению мини
проекта, познакомимся с техникой безопасности
при работе с ножницами и клеем (Приложение 8).
На выполнение работы у вас будет 15 минут.
Приступайте.
Контролирует выполнение учащимися
практической работы.
Проводит текущий инструктаж (при
необходимости).
Осуществляет контроль рационального
использования учащимися материала и учебного
времени.
Проводит заключительный инструктаж:
 организует выставку выполненных макетов

Организуют рабочее
место;
выполняют
практическую
работу:
«Изготовление
макета лоскутного
изделия для кухни».
Защищают мини
проект.

трудовую дисциплину.
Познавательные:
- умение решать
практические задачи на
творческом уровне;
- умение организовать
рабочее место и
осуществлять подбор
материалов и
инструментов,
необходимых для
выполнения практической
работы;
- умение применять
методы художественного
оформления изделий;
- умение выявлять
допущенные ошибки и
обосновывать способы их
исправления;
- умение обосновывать
критерии качества
конечного результата.
Коммуникативные:
- умение вступать в
диалог, с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Предметные:

на доске;
 анализирует выполнение самостоятельной
работы;
 организует разбор типичных ошибок
учащихся;
 направляет учащихся на формулирование
способов устранения ошибок.

- закрепление знаний по
выбору цветовой гаммы;
- применение знаний на
практике по составлению
макета лоскутного
изделия с использованием
шаблонов.

7. Рефлексия (5
мин.)

Мотивирует учащихся на рефлексию о
деятельности на уроке.
Продолжите фразы:
- Мне понравилось на уроке…
- Мне не понравилось на уроке…
- Что ещё хотелось бы узнать?
Дает объективную и комментированную оценку
результатов коллективного и индивидуального
труда учащихся на уроке. Заполните, пожалуйста,
оценочные листы.
Выставляет оценки в журнал.

-Дополняют фразы.
- Проводят
самооценку,
взаимооценку,
заполняют
оценочные карты.

Личностные:
- умение провести
самооценку, взаимоценку.
Регулятивные:
- умение осуществлять
оценку, как выделение и
осознание того, что
усвоено и что подлежит
усвоению.
Коммуникативные:
- умение формулировать и
аргументировать свое
мнение, учитывать
мнение одноклассников.

8. Уборка
рабочих мест (5
мин.)

Контролирует процесс уборки рабочих мест.

- Учащиеся наводят
порядок на своих
рабочих местах.

9. Домашнее
задание (5 мин.)

Инструктирует учащихся по выполнению
домашнего задания и подготовке к следующему
уроку: § 24,27 читать, принести цветные карандаши
и «альбом творчества».

- Слушают
инструктаж,
осмысливают
домашнее задание;
- записывают

Познавательные:
-умение структурировать
знания;
- оценивание процессов и
результатов деятельности.

домашнее задание в
дневник.

Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
- осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка узора для лоскутного шитья и изготовление салфетки, прихватки для кухни

Технологическая карта внеурочного занятия "Мастерская Золушки" художественно-эстетического направления....

Конспект урока технологии в 6 классе "Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике"

Тема:  Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике.Цель урока: создание условий для изготовления прихватки в лоскутной технике.Задачи:Образовательные:1) совершенствовать  умения и ...

Презентация к уроку технологии в 6 классе "Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике"

В презентации приводятся примеры прихваток, выполненных в лоскутной технике, а также представлен алгоритм изготовления прихватки в скоростной лоскутной технике....

Технологическая карта. Изготовление броши в стиле "Бохо". Лоскутная техника "Йо-йо"

Технологическая карта. Описание работы по изготовлению броши с фотографиями....

История создания изделий из лоскутков. Изготовление прихватки для кухни

                                                    «Мал ...