Конспект внеурочного занятия "Знакомство с текстильными куклами"
план-конспект по технологии

     

Паспорт урока

1.Тема: Вводное занятие. «Знакомство с текстильными куклами»

2.Продолжительность: 60 минут

3.Форма занятия: беседа

4. Цель:  Закрепить и расширить знания о значении и видах текстильных кукол в жизни детей,  используемыми для работы в данной технике

5.Задачи:

5.1 Образовательные (предметные реультаты):

-  познакомить со значением текстильной куклы;

-  познакомить с историей появления текстильной куклы;

-  познакомить с видами текстильных кукол.

5.2 Развивающие (метапредметные результаы):

Регулятивные УУД

  • развивать умения  самостоятельно планировать практическую деятельность;
  • развивать умения  оценивать свои действия;
  • развивать умения  соблюдать правила работы;

Познавательные УУД

  • развивать умения мыслить, анализировать, делать вывод;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать  умения распределять, обобщать;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения совместно обсуждать заявленные вопросы;
  • развивать умения  точно выражать свои мысли;
  • развивать умения  понимать друг друга;
  • развивать внимательное отношение  детей к взрослым;
  • развивать терпение, усидчивость;
  • формировать понимание необходимости соблюдать правил этикета в обществе.

5.3 Воспитывающие (личностные результаты):

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать культуру общения в классе

6. Методы обучения:

6.1 Основной метод: словесный

6.2 Частные методы:

 -словесные: рассказ, объяснение;

- наглядные: демонстрация, наблюдение, иллюстрация;

- организация мыслительной деятельности: репродуктивный;

- по управлению: под руководством руководителя кружка;

- метод контроля: самоконтроль и контроль руководителя кружка;

-метод поощрения: похвала, одобрение.

7. Ресурс занятия кружка

  •  Литература: Панкеев, И.А. Плетение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 480 с. ISBN 5-224-00017

7.2 Технические средства: проектор, ноутбук,  интерактивная доска (экран), флешкарта

7.3 Дидактические средства обучения:

Оборудование для учителя: поделки из разных материалов, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока

1.Тема: Вводное занятие. «Знакомство с текстильными куклами»

2.Продолжительность: 60 минут

3.Форма занятия: беседа

4. Цель:  Закрепить и расширить знания о значении и видах текстильных кукол в жизни детей,  используемыми для работы в данной технике

5.Задачи: 

5.1 Образовательные (предметные реультаты):

-  познакомить со значением текстильной куклы;

-  познакомить с историей появления текстильной куклы;

-  познакомить с видами текстильных кукол.

5.2 Развивающие (метапредметные результаы):

Регулятивные УУД

  • развивать умения  самостоятельно планировать практическую деятельность;
  • развивать умения  оценивать свои действия;
  • развивать умения  соблюдать правила работы;

Познавательные УУД

  • развивать умения мыслить, анализировать, делать вывод;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать  умения распределять, обобщать;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения совместно обсуждать заявленные вопросы;
  • развивать умения  точно выражать свои мысли;
  • развивать умения  понимать друг друга;
  • развивать внимательное отношение  детей к взрослым;
  • развивать терпение, усидчивость;
  • формировать понимание необходимости соблюдать правил этикета в обществе.

5.3 Воспитывающие (личностные результаты):

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать культуру общения в классе

6. Методы обучения:

6.1 Основной метод: словесный

6.2 Частные методы:

 -словесные: рассказ, объяснение;

- наглядные: демонстрация, наблюдение, иллюстрация;

- организация мыслительной деятельности: репродуктивный;

- по управлению: под руководством руководителя кружка;

- метод контроля: самоконтроль и контроль руководителя кружка;

-метод поощрения: похвала, одобрение.

7. Ресурс занятия кружка

  •  Литература: Панкеев, И.А. Плетение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 480 с. ISBN 5-224-00017

7.2 Интернет источники: Познавательно-игровая программа «Фабрика игрушек»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

7.3 Технические средства: проектор, ноутбук,  интерактивная доска (экран), флешкарта

7.4 Дидактические средства обучения:

Оборудование для учителя: поделки из разных материалов, презентация.

План занятия

1.Организованное начало занятия

1.1 Приветствие

1.2 Настрой на занятие

2.Вступительная часть

2.1Беседа о текстильных куклах

3. Основная часть

3.1 Знакомство с историей текстильной куклы

3.2 Показ  и анализ изделия

3.3 Знакомство с материалами, используемыми для изготовления изделий в данной технике

3.4 Правила техники безопасности и правила работы

4. Заключительная часть

4.1 Подведение итогов занятия

4.2 Рефлексия

5. Организованное завершение занятия

Ход занятия

1.Организованное начало занятия

1.1 Приветствие

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас в этом уютном классе!

1.2 Настрой на занятие

Сегодня мы с вами начинаем наш  кружок «Текстильная кукла», я уверена, что занятия, проводимые на нем, вам понравятся. На них вам будут интересно и занимательно!

2.Вступительная часть

2.1 Беседа о текстильных куклах

А с начала, я зачитаю вам загадку, догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

И добродушна

(кукла) хором

У: Правильно! Мы будем говорить сегодня о куклах.

У: К нам в гости сегодня пришел домовой Кузя Он обладает волшебной способностью, понимает все, о чем мы говорим, знает все, что происходит в нашем классе. Он хочет пригласить сегодня нас на фабрику текстильных кукол (Название – Познавательно-игровая программа «Фабрика текстильных кукол» на слайде)

У: Сначала Кузя приглашает нас познакомиться с историей тряпичной куклы Зайдем на первый этаж нашей фабрики.

3. Основная часть

3.1 Знакомство с историей тряпичной куклы

У: Тряпичные куклы появились очень давно.

 С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори. Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

 У: Ребята, очень много труда люди вложили в изготовление различных тряпичных кукол

Большой путь проходит различный материал, прежде чем станет красивой, яркой, любимой куклой.

- А что нужно делать, чтобы тряпичная кукла жила долго?

Ответы детей

У: Итак, на первом этаже фабрики мы узнали, какие были тряпичные куклы в старину, и какие есть сейчас.

Итак, чем же мы будем заниматься на нашем кружке «Текстильная кукла»?

Д: Мы будем изготавливать тряпичные куклы из разных материалов.

У: - Верно, на занятиях вы узнаете много интересного и попробуете воплотить  жизнь различные необычные изделия.

3.3 Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для изготовления текстильных кукол

У:  Материалы для текстильной куклы могут быть самыми разными – это  нитки, иголки, ткань, ленточки, наполнитель,краски по ткани, кисточки, простой карандаш, отделочные материалы, фурнитура, картон для выкройки.

 У: Как вы думаете, какие инструменты нам понадобятся?

Д: (предположения детей)

У: Чаще мы будем использовать ножницы, карандаш, картон, текстильные материалы. Все это и многое другое мы с вами будем использовать на занятиях кружка «Текстильная кукла».

3.3 Правила техники безопасности и правила работы

Просмотр видеоролика «Правила при работе с инструментами и приспособлениями во время изготовления текстильной куклы»

Сейчас ребята мы посмотрим видеоролик о правила при работе с инструментами и приспособлениями во время изготовления текстильной куклы.

 Ребята запомните эти правила. они нам пригодятся на каждом занятие.  

4. Заключительная часть

4.1 Подведение итогов занятия

У: Сегодня мы с вами многое узнали.  А, что именно вы узнали, сегодня на занятии? (Что представляет собой текстильная кукла, из каких материалов она выполняется, историю появления текстильной куклы)

4.2 Рефлексия

Ребята, что вы ждете от данного кружка?

Какие эмоции у вас возникли от первого занятия?

5. Организованное завершение занятия

Спасибо большое ребята за активность и заинтересованность на занятии, надеюсь  в дальнейшем на занятиях на кружке вы будете получать большое удовольствие от изготовленных вами изделий.

6. Уборка рабочего места учителя



Предварительный просмотр:

Паспорт урока

1.Тема: Вводное занятие. «Знакомство с текстильными куклами»

2.Продолжительность: 60 минут

3.Форма занятия: беседа

4. Цель:  Закрепить и расширить знания о значении и видах текстильных кукол в жизни детей,  используемыми для работы в данной технике

5.Задачи: 

5.1 Образовательные (предметные реультаты):

-  познакомить со значением текстильной куклы;

-  познакомить с историей появления текстильной куклы;

-  познакомить с видами текстильных кукол.

5.2 Развивающие (метапредметные результаы):

Регулятивные УУД

  • развивать умения  самостоятельно планировать практическую деятельность;
  • развивать умения  оценивать свои действия;
  • развивать умения  соблюдать правила работы;

Познавательные УУД

  • развивать умения мыслить, анализировать, делать вывод;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать  умения распределять, обобщать;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения совместно обсуждать заявленные вопросы;
  • развивать умения  точно выражать свои мысли;
  • развивать умения  понимать друг друга;
  • развивать внимательное отношение  детей к взрослым;
  • развивать терпение, усидчивость;
  • формировать понимание необходимости соблюдать правил этикета в обществе.

5.3 Воспитывающие (личностные результаты):

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать культуру общения в классе

6. Методы обучения:

6.1 Основной метод: словесный

6.2 Частные методы:

 -словесные: рассказ, объяснение;

- наглядные: демонстрация, наблюдение, иллюстрация;

- организация мыслительной деятельности: репродуктивный;

- по управлению: под руководством руководителя кружка;

- метод контроля: самоконтроль и контроль руководителя кружка;

-метод поощрения: похвала, одобрение.

7. Ресурс занятия кружка

  •  Литература: Панкеев, И.А. Плетение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 480 с. ISBN 5-224-00017

7.2 Технические средства: проектор, ноутбук,  интерактивная доска (экран), флешкарта

7.3 Дидактические средства обучения:

Оборудование для учителя: поделки из разных материалов, презентация.

План занятия

1.Организованное начало занятия

1.1 Приветствие

1.2 Настрой на занятие

2.Вступительная часть

2.1Беседа о текстильных куклах

3. Основная часть

3.1 Знакомство с историей текстильной куклы

3.2 Показ  и анализ изделия

3.3 Знакомство с материалами, используемыми для изготовления изделий в данной технике

3.4 Правила техники безопасности и правила работы

4. Заключительная часть

4.1 Подведение итогов занятия

4.2 Рефлексия

5. Организованное завершение занятия

Ход занятия

1.Организованное начало занятия

1.1 Приветствие

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас в этом уютном классе!

1.2 Настрой на занятие

Сегодня мы с вами начинаем наш  кружок «Текстильная кукла», я уверена, что занятия, проводимые на нем, вам понравятся. На них вам будут интересно и занимательно!

2.Вступительная часть

2.1 Беседа о текстильных куклах

А с начала, я зачитаю вам загадку, догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

И добродушна

(кукла) хором

У: Правильно! Мы будем говорить сегодня о куклах.

У: К нам в гости сегодня пришел домовой Кузя Он обладает волшебной способностью, понимает все, о чем мы говорим, знает все, что происходит в нашем классе. Он хочет пригласить сегодня нас на фабрику текстильных кукол (Название – Познавательно-игровая программа «Фабрика текстильных кукол» на слайде)

У: Сначала Кузя приглашает нас познакомиться с историей тряпичной куклы Зайдем на первый этаж нашей фабрики.

3. Основная часть

3.1 Знакомство с историей тряпичной куклы

У: Тряпичные куклы появились очень давно.

 С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори. Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

 У: Ребята, очень много труда люди вложили в изготовление различных тряпичных кукол

Большой путь проходит различный материал, прежде чем станет красивой, яркой, любимой куклой.

- А что нужно делать, чтобы тряпичная кукла жила долго?

Ответы детей

У: Итак, на первом этаже фабрики мы узнали, какие были тряпичные куклы в старину, и какие есть сейчас.

Итак, чем же мы будем заниматься на нашем кружке «Текстильная кукла»?

Д: Мы будем изготавливать тряпичные куклы из разных материалов.

У: - Верно, на занятиях вы узнаете много интересного и попробуете воплотить  жизнь различные необычные изделия.

3.3 Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для изготовления текстильных кукол

У:  Материалы для текстильной куклы могут быть самыми разными – это  нитки, иголки, ткань, ленточки, наполнитель,краски по ткани, кисточки, простой карандаш, отделочные материалы, фурнитура, картон для выкройки.

 У: Как вы думаете, какие инструменты нам понадобятся?

Д: (предположения детей)

У: Чаще мы будем использовать ножницы, карандаш, картон, текстильные материалы. Все это и многое другое мы с вами будем использовать на занятиях кружка «Текстильная кукла».

3.3 Правила техники безопасности и правила работы

Просмотр видеоролика «Правила при работе с инструментами и приспособлениями во время изготовления текстильной куклы»

Сейчас ребята мы посмотрим видеоролик о правила при работе с инструментами и приспособлениями во время изготовления текстильной куклы.

 Ребята запомните эти правила. они нам пригодятся на каждом занятие.  

4. Заключительная часть

4.1 Подведение итогов занятия

У: Сегодня мы с вами многое узнали.  А, что именно вы узнали, сегодня на занятии? (Что представляет собой текстильная кукла, из каких материалов она выполняется, историю появления текстильной куклы)

4.2 Рефлексия

Ребята, что вы ждете от данного кружка?

Какие эмоции у вас возникли от первого занятия?

5. Организованное завершение занятия

Спасибо большое ребята за активность и заинтересованность на занятии, надеюсь  в дальнейшем на занятиях на кружке вы будете получать большое удовольствие от изготовленных вами изделий.

6. Уборка рабочего места учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по текстильной кукле "Полет на планету игрушек"

Объединение «Текстильная кукла» Конспект открытого занятия. Преподаватель: Иванова Наталья Александровна. Тема занятия:«Полет на планету игрушек»....

творческое объединение "Текстильная кукла"-фильм, отчет деятельности 2010г.

творческое объединение "Текстильная кукла"-фильм, отчет деятельности за 2010г....

Инструкционная карта по изготовлению русской текстильной куклы 1

Инструкционная карта по изготовлению русской текстильной куклы "Берегиня" с фотографиями....

"ИЗГОТОВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ" (на основе пластиковой бутылки)

Презентация предлагается учителям технологии и дополнительного образования, как технология изготовления текстильной куклы, так и основы под дизайн костюма....

Мастер-класс "Роспись лица текстильной куклы"

Данная презентация предназначена для проведения мастер-класса по росписи лица текстильной куклы акриловыми красками....

План-конспект занятия «Текстильная кукла»

Изготовление текстильной куклы- малышки.Занятие поможет развить умения и навыки изготовления текстильной куклы. Данное занятие поможет развивать творческие способности, вырабатывать навыки, способству...