План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изучение является основным содержанием данного урока.

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Из-за своей простоты и минимального количества инструментов, эта техника не только сохранилась с давних времен, но и усовершенствовалась, обогатилась новым содержанием и любима во всем мире. Конечно, на особенности декора накладываются местные исторические особенности, в России она отличается от таковой, например, в Германии или США.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.docx240.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ашковская основная школа»

План урока 

по технологии на тему:

«Художественная обработка древесины.  

 Геометрическая резьба по дереву.

Выполнение резьбы на кухонной лопатке»  

6 класс

Подготовил:

                                                                             Горбачёв Виктор Анатольевич-

                                                                              учитель технологии

                                                                              первой  категории      

План урока по технологии

Тема урока: Художественная обработка древесины.   Выполнение резьбы на кухонной лопатке.   

Тип урока:  Урок освоения нового материала с помощью выполнения ряда последовательных действий: поиска информационного материала в интернет ресурсах, просмотр презентации, изучения теоретического материала учебника  и другой литературы, выполнение практической работы.

Цели урока:       Сформировать представление о резьбе, как способе художественного оформления изделий из древесины. Формировать знания о видах художественной обработки древесины (ажурная резьба, плоско-выемчатая резьба, скульптурная резьба, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри др.). Знакомить с технологией изготовления геометрической (плоско-выемчатой) резьбы. Формировать представления об инструментах и материалах для изготовления изделий украшенных резьбой. Знакомить с правилами безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Формировать умения и навыки технологии выполнения резьбы. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, развивать сенсорную и двигательную сферу обучающихся.  

  Планируемые учебные результаты:

      - получить общее представление о технологии украшения изделий из древесины;

      - приобрести опыт самостоятельного  изготовления изделия с резьбой;

      - развить внимание, трудолюбие, точность исполнения, самостоятельность в принятии решений, эстетическое мышление;

      - приобрести опыт совместной работы, освоить коммуникативные навыки, навыки самооценки, рефлексии.

Дидактические средства обучения:

    - образцы изделий, украшенных резьбой различных видов, видеоматериалы, слайды;

    - рисунки или эскизы для декоративного украшения изделий в различных видах резьбы;

    -  плакаты с изображением подобных работ, видеоматериалы;

    -  материалы для выполнения резьбы: деревянные пластины из липы, осины, ольхи,         берёзы;

Оборудование и инструменты: 

 рабочий стол – верстак,  простые остро-заточенные карандаши,  тетради в клетку, листы копировальной бумаги. Ранее выполненные заготовки кухонных лопаток.  Картинки с изображением  рисунков для выполняемой работы. Ножи-резаки, клей, масло, учебник технологии.

Методы обучения:

     - рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация образцов работ, приёмов построения и выполнения работ геометрической резьбы - работа с учебником;

    - практическая работа.

Формируемые УУД: 

    - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Учебно-познавательные  и учебно-практические задачи, решаемые на уроке:

   - Приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, коммуникация, рефлексия, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ:

  - одно компьютеризированное рабочее место учителя.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ:

   - ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, программы работы с ресурсами.

 

Ход занятия

  1. Повторение пройденного материала. Проблематизация.

      Так как на данном уроке обучающиеся продолжают изучение темы: «Технология художественно -прикладной обработки материалов», то перед её изучением учитель ставит  перед ними  ряд вопросов.

  1. С какими  технологиями  художественно-прикладной обработки древесины вы познакомились?

(Ажурная резьба, линейная резьба, плоско-выемчатая резьба, скульптурная резьба).

  1. Какие древесные материалы применяются для выполнения декоративно-художественных работ?  

       (Мягкие древесные породы: липа, осина, ольха).

  1. Какие инструменты применяются для выполнения этих работ?

       (Ножи-резаки с коротким лезвием).

  1. Почему важно правильно и точно разметить рисунок будущей работы? Какие разметочные инструменты и материалы при этом применяются?

(От правильности и точности выполнения разметки, зависит ход выполнения всей работы и её конечный результат.  Для разметки резьбы применяются: линейка, угольник, чертежный циркуль или измеритель).

После обсуждения ответов на поставленные вопросы формулируем цели и задачи урока.

  1. Объяснение нового материала.

 Предметные результаты в эстетической сфере, которые могут быть достигнуты обучающимися при проведении данного урока:

 - овладение основами эстетического оформления изделий, дизайнерского проектирования изделий;

   - умение выражать себя в доступных видах и формах декоративно-прикладного творчества;

   - художественное оформление объекта труда;

   - участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт.

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изучение является основным содержанием данного урока.

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Из-за своей простоты и минимального количества инструментов, эта техника не только сохранилась с давних времен, но и усовершенствовалась, обогатилась новым содержанием и любима во всем мире. Конечно, на особенности декора накладываются местные исторические особенности, в России она отличается от таковой, например, в Германии или США.

Домовая резьба, как живой вид народного искусства, существует в сельской местности, и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом.

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

      Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, квадратов, окружностей вырезанных в определенной последовательности. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок и демонстрация изделий , выполненных учащимися предыдущих лет и учителем).  Наиболее часто используемые комбинации элементов геометрической резьбы получили свои традиционные названия, которые необходимо запомнить. Это очень облегчает процесс обучения ремеслу. Посмотрите на такие элементы:  глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, четырехгранник, лучик, ромб, звездочка, сияние, розетка. Необходимо иметь в виду, что есть и другие, часто местные названия этих элементов.

    Ритмичное повторение этих трех элементов по отдельности или в комбинации друг с другом дает такой тип декора, как орнаментальная полоса. Создать их можно бесчисленное множество, но наиболее часто используются: сколышки, сияния, витейка, ромбы, змейка, лесенка. /Плакат, Презентация/

  Учитель объясняет обучающимся, что изготовление декоративно-художественных работ в технологии геометрическая резьба состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовка рисунка

В конце предыдущего урока учитель предлагал в качестве домашнего задания  дома поискать и выбрать в книгах, журналах, в интернете  простой, но интересный  по содержанию рисунок. Поиск в интернете может быть наиболее результативным.

Сообщение о содержании практической части занятия (Поиск фотографий изделий с геометрической резьбой в Интернете, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера или на листочке в клеточку.);

Объяснение порядка выполнения рисунка геометрической резьбы на компьютере. Выполнить не сложный рисунок, для ручки кухонной лопатки. Для тех обучающихся, которым сложно справиться с этой работой, вместе с учителем разрабатываем не сложный  рисунок на доске.                                                                                                                                Критерии оценки, по которым можно оценивать подготовительные рисунки:

            - правильный выбор масштаба;

- отсутствие ошибок в изображении;

- соблюдение пропорций в изображении;

- чёткость линий, аккуратность, отсутствие грязных пятен на поле рисунка.

 Второй этап -  перевод рисунка на основу.  /3 способа./

- построение рисунка на ручке кухонной лопатки;

- переколоть с помощью шила или иголки циркуля;

- перевести с помощью копировки.   http://sinref.ru/000_uchebniki/04410_leso_proizvodstvo/006_22_uroka_geometricheskoi_rezbi_po_derevu_chupahin_2004/000/047.jpghttp://sinref.ru/000_uchebniki/04410_leso_proizvodstvo/006_22_uroka_geometricheskoi_rezbi_po_derevu_chupahin_2004/000/050.jpg

Объяснить ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая часть занятия.

Обучающиеся переходят в кабинет технологии, надевают рабочую одежду.

Третий этап – наколка и подрезка                                                                                             Работа резцом – косяком.

  а) Показ приемов работы резцом.  б) Объяснение правил безопасного труда

Наколка. Нож – косяк держится вертикально и с некоторым усилием (без боковых колебаний!) вводится носиком в центр треугольника. Чем больше треугольник, тем глубже вводится нож, таким образом, подрезка будет осуществляться под одинаковым углом при различных размерах треугольника, рука запоминает угол подрезки.

Подрезка. В большинстве случаев при обучении подрезка осуществляется тем же ножом-косяком, а на продвинутом уровне - специальным ножом для подрезки.

При большом объеме работ накалывание осуществляется на целых группах элементов, в этом случае глубина наколки будет одинакова на большой плоскости, и орнамент будет смотреться красивее. Кроме этого, уменьшается вероятность откалывания отдельных кусочков древесины в орнаменте и уменьшается потеря времени.                                                                                                                                           Резцы – косяки  - применяются в основном для геометрической резьбы.                                    Уголки-  служат для  резания линий и жилок.

Вопросы:

Как правильно передавать инструменты друг – другу?

В какой части верстака необходимо класть инструменты?

Использовать резец только для резьбы.

Можно ли держать деталь рукой на линии реза?

Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.

Самостоятельная работа резцом. Учитель контролирует и помогает.

Пятый этап – отделка готового изделия.

Изделие зачистить наждачной шкуркой и полировать палочкой. Покрыть изделие клеем ПВА разведенным водой или оливковым маслом..

Заключительная часть занятия.  

 4. Подведение итогов и рефлексия.

    - Как называются узоры, состоящие из повторяющихся рисунков – элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором?

     (Орнамент).

- Как называются этап выполнения резьбы когда нож – косяк вертикально вводится носиком в центр треугольника. (Наколка)

Почему геометрическую резьбу называют трехгранно-выемчатой

Почему надо класть резец обязательно в лоток?

Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?

В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

Уборка рабочих мест в мастерской.

Оценка работ обучающихся.

5.Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Художественная обработка древесины"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"

Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

Урок технологии в 7-м классе Тема: «Художественная обработка древесины. Мозаика»

Предлагаю вашему вниманию конспекта урока по технологии в 7 классе на тему: "Художественная обработка древесины. Мозайка"...