Конспект урока по технологии "РЕМОНТ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ. СВЕДЕНИЯ О ПУГОВИЦАХ", 5 кл.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Дьячек Анна Васильевна

Конспект урока по технологии для обучающихся 5 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remont_odezhdy_i_belya._svedeniya_o_pugovitsah.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РЕМОНТ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ. СВЕДЕНИЯ О ПУГОВИЦАХ.

Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения ремонта одежды и белья, рассказать о видах и назначении пуговиц.

Создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов;

  • формирования умения правильного ухода за одеждой;
  • навыков пришивания пуговиц со сквозными отверстиями;
  • воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями в мастерской;

- дать учащимся сведения о пуговицах;

- закрепление названий инструментов, необходимых на уроках технологии, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- формирование умения употреблять в речи техническую терминологию, последовательно рассказывать о законченном или предполагаемом трудовом процессе.

Личностные результаты:

- развитие умения работать в коллективе;

- воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации эмоционального настроя к труду;

- подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), о гармонии предметов и окружающей среды;

- воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

- воспитание аккуратности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: коллекция «Пуговицы», образцы пришивания пуговиц, карточки 8, рабочие коробки.

Ход урока

   I.  Организационный момент.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

               Приветствие. Целеустановка.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Время зря мы не теряем,

И работать начинаем.

II. Актуализация опорных знаний.

- На уроках технологии мы занимаемся разным видом деятельности. Вы узнаёте что-то новое, делаете для себя неожиданные открытия. В этом вам помогают трудолюбие, терпеливость, усидчивость, настойчивость, смекалка, любознательность и желание научиться тому, что ещё не умеете.

Вы знаете много пословиц и поговорок о труде, о работе. Объясните, пожалуйста, смысл некоторых из них в контексте урока. Я думаю, они как раз подходят к нашей деятельности на уроках технологии.

(Девочки объясняют смысл пословиц и поговорок)

Была бы охота - заладится всякая работа.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Без дела жить - только небо коптить.
Жизнь дана на добрые дела.

- Итак, исходя из ваших объяснений, можно сделать вывод, что нужно быть трудолюбивым, любознательным, настойчивым, чтобы чему-то научиться.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

Работа с карточками.

Карточка  8.

Задание: впишите название операции в графу «Термин».

Карточка 8

Термин

Содержание работы

Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в этом положении

Влажно-тепловая обработка материала перед раскроем для предотвращения усадки

Отогнуть припуски шва на одну сторону
и закрепить их в этом положении

Уменьшить толщину шва, сгиба или края детали

Удалить замины на ткани, на деталях, на готовом изделии

Работа с карточками.

(Ответы: разутюжить, декатировать, заутюжить, приутюжить, отутюжить.)

Вопросы к учащимся:

1. Для чего выполняют влажно-тепловую обработку?

2. Какую операцию влажно-тепловой обработки вы выполняли на прошлом уроке?

3. Какие правила безопасной работы электрическим утюгом вы знаете?

4. Для чего применяется ручной стачной шов?

5. Какой строчкой выполняют ручной стачной шов?

Ответы учащихся.

Учитель. Мы начали наш урок с повторения операций и правил влажно-тепловой обработки и ручного стачного шва, потому что с ними тесно связана не только тема сегодняшнего урока, но и материал всего модуля программы, изучать который мы начинаем. Он называется «Ремонт одежды».

III. Объяснение нового материала.

Учитель. К сожалению, в мире не существует ни вечного двигателя, ни вечной одежды. Любимые вещи иногда выходят из строя куда быстрее, чем успевают нам надоесть. Подвергаясь воздействию солнечных лучей, пыли, влаги, моющих средств, наша одежда теряет свой внешний вид. Продлить срок службы вещей поможет правильный уход за ними, а также умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить недостатки. Одежду нужно беречь и учиться ее ремонтировать. При этом очень важно производить ремонт своевременно, сразу после обнаружения дефекта, а не ждать, когда он станет большим. Потому что маленький дефект всегда легче исправить незаметно, в то время как сильно истрепавшиеся края и потертости одежды починить трудно, а иногда они и вовсе не подлежат ремонту.

Следует помнить, что одежду, нуждающуюся в ремонте, необходимо выстирать и отутюжить. Затем рассортировать по видам: полотенца, рубашки, наволочки и т. п. Осмотрев изделие и определив вид необходимого ремонта, можно приступать к его осуществлению. В конце работы необходимо произвести влажно-тепловую обработку и сложить изделие.

А теперь ответьте, что чаще всего отрывается на одежде? (Ответы детей.)

– Конечно же, это пуговицы. Я думаю, нет ни одного человека, у кого хотя бы раз в жизни не отрывалась пуговица на одежде.

А для чего нужны пуговицы? (Ответы детей.)

Слайд «Виды пуговиц»

– История маленьких приспособлений для скрепления деталей костюма – это занимательный рассказ о выдумке, мастерстве, фантазии портных, ювелиров и других мастеров. Слово «пуговица» попало на Русь с Востока, из древнеиндийского языка, и буквально означает ком, куча, масса. В переводе с английского слово «пуговица» (button) означает нераспустившийся бутон цветка. Наиболее древние из известных нам пуговиц действительно напоминали цветы, плоды или стилизованных животных. К русским модницам и модникам пуговица, которую тогда называли «пугвицой», «пришла» в конце XV – начале XVI века. Русские бояре и боярыни щедро платили золотых дел мастерам и иностранным купцам за пуговицы, изготовленные из драгоценных металлов с различными вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов.

Как и много веков назад, пуговицы в современной одежде служат для застегивания и отделки. Они бывают разных цветов и размеров.

Подбирают их в зависимости от назначения, как в тон ткани изделия, так и другого цвета (если пуговицы используются для отделки, украшения).

– Ребята, а какой формы бывают пуговицы? (Ответы детей.)

– Изготавливают пуговицы из разных материалов: стекла, пластмассы, дерева, металла, кожи, ткани и из сочетания этих материалов. Назначение пуговиц определяется видом одежды, для которой эти пуговицы предназначены. По назначению пуговицы бывают: плательные, пальтовые, костюмные, форменные, детские и т. п.

Рассматривание коллекции «Пуговицы».

– Для крепления пуговиц к одежде служат сквозные отверстия в них или специальные ушки. Пришивают пуговицы нитками в 2 сложения. Для пуговиц со сквозными отверстиями используют нитки № 40–60 в цвет пуговиц. Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 4–5 стежками. Если у пуговицы 4 отверстия, то в каждую пару отверстий делают 2–4 стежка.

Пуговицы с ушком пришивают 4–5 стежками, используя нитки в тон ткани.

В зависимости от назначения пуговицы и толщины ткани их пришивают вплотную к ней или на стойке. К толстым пальтовым тканям пуговицы со сквозными отверстиями пришивают, делая стойку из ниток. Высота стойки зависит от толщины ткани. Стойка нужна для того, чтобы пуговицу было легче застегивать и чтобы при этом не стягивалась ткань изделия. Для прочности можно пришивать пуговицу с прокладкой из ткани или с другой пуговицей (подпуговицей) с изнаночной стороны.

Рассматривание образцов пришивания пуговиц.

– Посмотрите внимательно на пуговицы своей одежды и определите, к какому виду они относятся. (Ответы детей.)

– Ребята, а как определить место на одежде, откуда оторвалась пуговица? (Ответы детей.)

– При ремонте одежды место оторванной пуговицы определяют по остаткам ниток или следу от пуговицы. Если же следа не осталось, то надо застегнуть изделие на все пуговицы и наметить место пришивания пуговицы с правой стороны от петли. Пуговицу нужно пришивать сразу, как только вы заметите, что она начинает отрываться, а не ждать, пока она отвалится. За потерю пуговицы солдата во времена Николая I могли серьезно наказать, например прогнать сквозь строй с розгами.

К счастью, в наши дни потерявшему пуговицу не грозит столь суровое наказание. Но если пуговица потеряется, а запасной такой же нет, придется перешивать все пуговицы на одежде. К тому же ходить с отрывающейся или оторвавшейся пуговицей на одежде некрасиво.

На практическом занятии вы будете учиться пришивать различные виды пуговиц.

IV. Практическая работа «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями».

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.

   – После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)

– Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

Организация учащимися своих рабочих мест.

– Продолжаем знакомиться с инструкцией к практической работе.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Ответы детей. Повторение правил техники безопасности.

– Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению.  

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин.

V. Закрепление нового материала.

Учитель. Запишите в рабочую тетрадь общие правила ремонта одежды.

Работа учащихся, текущий инструктаж учителя по ходу работы.

Запись в тетради:

Правила ремонта одежды

1. Приготовленные для ремонта вещи должны быть выстираны и отутюжены.

2. Всю одежду разложить по видам.

3. Осмотреть изделие, определить вид ремонта.

4. Выполнить ремонт.

5. Отутюжить и сложить изделие.

Вопросы к учащимся:

1. Почему нужно следить за одеждой и беречь ее?

2. Для чего нужен ремонт одежды?

     3. Как объяснить поговорку «Береги платье снову…»?

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель. Бережное отношение к своей одежде, умение своевременно, аккуратно и незаметно произвести ее ремонт поможет вам не только увеличить срок службы вещей, но и всегда хорошо выглядеть, пользоваться уважением окружающих. Ведь внешний вид человека имеет большое значение, не зря говорят, что «по одежке встречают…».

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: изучить материал учебника, потренироваться в пришивании пуговиц со сквозными отверстиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...

конспект урока по кубановедению "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки".

Разработка интегрированного урока с элементами игровой технологии по кубановедению. Тема: "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки", с презентацией. Использованы материалы литературы, истории, ...

Конспект урока по трудовому обучению в 5 классе " Пришивание пуговиц".

Урок ориентирован на учителей швейного деласпециальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....

План-конспект урока физической культуры по теме: "Теоретические сведения. Правила игры в стрит-бол. Инвентарь, оборудование, продолжительность и условия проведения игры"

Цель урока:1Теоретические сведения правила игры в стрит-бол. Инвентарь, оборудования, продолжительность и условия проведения игры.Задачи урока:1.Совершенствовать перемещение по площадке2.Совершенствов...

Конспект урока по информатике и ИКТ "Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера"

Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Задачи урока:Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Воспитательная – воспитание инф...

Конспект урока литературы "Ф.М. Достоевский "Белые ночи""

Крнспект предназначен для учащихся 9 классов...

Конспект урока немецкого языка по теме "Интересные сведения из издательств".

Задачами урока являются: ознакомление  учащихся  с понятием аннотация, чтение аннотации к книгам из каталога с пониманием  основного содержания....