ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "РУКОДЕЛЬНИЦА" 5-8 класс
рабочая программа

Команко Надежда Викторовна

Дополнительная рабочая программа по технологии 5-8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._rabochaya_programma_fgos_5-8_kl._2.docx88.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим объединением

«Интеграл»

Протокол №___ от_____2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР_____/Конова Л.В./

от_______2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка

_________/Перевалов В.И/

Приказ от______2020 г.№___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РУКОДЕЛЬНИЦА»

ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД

(наименование учебного предмета, курса)

Основное общее образование, 5-8 классов

(уровень общего образования, класс)

2020-2021

(учебный год)

Составлена на основе:

Примерной общеобразовательной программы « Технология. Обслуживающий труд 5-8 классов»

на основании авторских программ под редакцией В.Д.Симоненко, в соответствии

с ФГОС ООП  ООО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка

Составил: Команко Надежда Викторовна

(Ф.И.О. педагога, составившего дополнительную учебную программу)

Пояснительная записка.

Направленность программы – художественная.

Профиль – декоративно-прикладное творчество.

Вид деятельности – художественные работы.

По форме организации – групповая.

По широте охвата и содержанию деятельности – профильная.

Срок реализации программы – 1 год.

Кол-во обучающихся в группе - 15 человек.

Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов

Рабочая программа «Рукодельница» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в настоящее время занятия рукоделием возраждают былые традиции умельцев, привнося современные способы декоративно-прикладного искусства.

Данная программа предполагает изучение различных видов рукоделия: цветы из бумаги , текстильная кукла, художественные ремесла( лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами).  

Направленность программы – художественная. На протяжении всей истории человечества народное искусство (рукоделие) было неотъемлемой частью культуры. Рукоделие влияет на формирование художественных вкусов и эстетических норм.

Обоснование актуальности.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира, так и русского народа.

Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Данная программа курса «Рукодельница» поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства, рукоделию.

Новизна. Отличительные особенности.

Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества : цветы из бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла( лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами).  

Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.

Программа направлена на:

  • Создание условий для развития ребенка;
  • Развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Профилактика асоциального поведения;
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • Укрепление психического и физического здоровья;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Обоснование выбора возрастной категории обучающихся.

Возраст обучающихся – 11-15 лет, это учащиеся 5-8 классов.

Кол-во обучающихся в группе - 8 - 15 человек.

В этом возрасте все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Важно правильно направить ученика в этот период. Значительное влияние на формирование личностных ценностей учащегося оказывает общественно полезная деятельность. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность, в данном случае, причастность к детскому объединению «Рукодельные фантазии» будет являться для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.

Учет их возрастно-психологических особенностей предполагает следующую организацию образовательного процесса:

  • Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию.
  • Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами.
  • Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы.
  • Учащиеся могут работать в группах, объединяясь по интересам.

Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильный. В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.

Формы и типы проведения занятий

Форма занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные, комбинированные. 

Типы проведения занятий: на тему предложенную учителем (освоение нового материала, повторение пройденного);на тему выбранную ребёнком (по его замыслу).Тема конкурсов. Программа рассчитана для учащихся 5-8 классов. продолжительность занятий 1 час 2 раза в неделю, учебные занятия с конкретным видом деятельности составляют 45 мин., организационные мероприятия и короткие перерывы – 15 мин.

Формы обучения.Интерактивное обучение (работа в парах, в группе). Проектное обучение (проектные работы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы). Элементы проблемного обучения.

Методы обучения

Методы обучения при организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
  • Наглядные (показ видеоматреиалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения, показ по образцу);
  • Практические (тренировочные упражнения).

Метод «мозгового штурма» (эвристический метод) использование данного метода дает возможность активизации интереса учащихся во время занятий, данный метод актуально проводить во время выбора фронта исследования, выбора темы проекта и постановки цели проекта.

Вся работа занятий построена так, чтобы ребята могли глубоко усвоить данную программу через метод проектного обучения – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы выбора творческой работы и направленности прикладного искусства. 

 

Объем программы: Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов

Срок реализации: 1 год. 

Основная цель занятий – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства.

Задачи кружка:

  1. Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия.
  2. Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов ручных и машинных работ.
  3. Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ.
  4. Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
  5. Развивать коммуникативные способности воспитанников.
  6. Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам.
  7. Воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.

Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

     

 Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик должензнать/понимать:

Основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь:

Рационально организовывать рабочее место;

Находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

Выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

Находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

Изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

Создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

Контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

Обеспечения безопасности труда;

Оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы:

овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

овладеть элементами  навыков ведения домашнего хозяйства,

-     познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности

Учебный план.

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов. Виды декоративно-прикладного искусства.

1

1

-

Устный опрос. Тестирование.

 Швейные ручные  работы.

2

1

1

-

2

 Ручные работы.

1

 1

-

Устный опрос

3

 Копировальные строчки.

1

-

1

 Беседа.

 Элементы  машиноведения.

6

3

3

-

4

 Машинная игла.

1

1

-

Устный опрос

5

 Уход за швейной машиной.

1

0,5

0,5

Тестирование.

6

 Приспособления к швейной машине.

1

0,5

0,5

Устный опрос

7

 Технология обмётывания петли

1

0,5

0,5

Устный опрос

8

 Виды машинных операций.

1

0,5

0,5

Тестирование.

9

 Изготовление образцов машинных швов.

1

-

1

Анкетирование

Художественные ремесла                 (лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами)

34

5

29

-

10

Декоративно-прикладное искусство.

1

1

-

Устный опрос

11

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ.

1

1

-

Устный опрос. Тестирование.

12

Лоскутное шитье.

1

1

-

Устный опрос. Тестирование.

13

Создание шаблонов и раскрой.

1

-

1

Устный опрос. Тестирование.

14

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике.

2

-

2

Беседа.

16

Шитье из квадратов.

1

-

1

Беседа.

17

Шитье из  полос.

1

-

1

Устный опрос.

18

Шитье из прямоугольных треугольников.

1

-

1

Устный опрос

19

Окантовка изделия.

1

-

1

Устный опрос

20

Чехол для телефона.

1

-

1

Устный опрос

21

История вышивки

1

-

1

Устный опрос

22

Виды швов  ручной вышивки.

1

-

1

Устный опрос

23

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

1

-

1

Устный опрос

24

Перевод рисунка на ткань.

1

-

1

Устный опрос

25

Технология выполнения образца с вышивкой.

1

-

1

Устный опрос

26

Отделка вышивкой образца.

1

-

1

Устный опрос

27

Вышивание швом «Крест»

2

-

2

Устный опрос

29

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой.

1

-

1

Устный опрос. Тестирование

30

Оформление образца с вышивкой.

1

-

1

Устный опрос

31

Критерии оценки проекта по ДПИ.

1

-

1

Проверка работы, контроль качества изделия. Конкурс на лучшую работу.

32

Материалы и инструменты для вязания.

1

1

-

Устный опрос

33

Вязание крючком. Условные обозначения.

3

1

2

Устный опрос

36

Вязание крючком. Вязание полотна и по кругу.

2

-

2

Устный опрос

38

Вязание спицами.

1

-

1

Устный опрос

39

Набор  петель на спицы.

1

-

1

Устный опрос

40

Вязание на спицах. Условные обозначения.

2

-

2

Устный опрос

42

Вязание цветных узоров. Жаккардовая вязка.

2

-

2

Устный опрос

Текстильная кукла

10

1

9

-

44

Подбор материала, инструментов и ткани.

1

1

-

 Тестирование.

45

Изготовление головы.

2

-

2

Устный опрос

47

Изготовление туловища куклы.

1

-

1

Устный опрос

48

Изготовление ручек.

1

-

1

Устный опрос

49

Изготовление ножек.

1

-

1

Устный опрос

51

Основы изготовления костюма

2

-

2

Устный опрос

52

Прическа, макияж.

1

-

1

Устный опрос

53

Заключительное оформление куклы.

1

-

1

Защита выполненых работ.

Цветы из бумаги

15

4

11

Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.

2

2

-

Беседа.  Тестирование.

Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент

2

-

2

Беседа.

Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.

2

1

1

Беседа. Устный опрос

Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.

2

-

2

Беседа.

Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.

2

-

2

Беседа.

Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных.

2

1

1

Устный опрос.  

Цветы из гофрированной бумаги.

2

-

2

Беседа.  

Оформление панно.

1

-

1

Оценка защита выполненных работ.

Итого:

68

13

55

Содержание учебной программы.

 

  Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного

искусства. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе

Швейные ручные работы (2часа)

Основные теоретические сведения

Приметывание. Выметывание. Копировальные строчки.                                            

Практические работы.Изготовление образцов ручных швов.

Элементы  машиноведения (6 часов)

Основные теоретические сведения

Уход за швейной машиной.

Устранение дефектов машинных строчек, правила ухода за швейной машиной. Правильная вставка машинной иглы, чистка и смазка машины. Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток.

Приспособления к швейной машине.

Технология обмётывания петли. Приёмы обмётывания петли  на швейной машине. Приспособления на швейной машине. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины

Виды машинных операций. Изготовление образцов машинных швов.

Организация рабочего места для выполнения машинных швов. Виды машинных швов для обработки плечевого изделия. Основные машинные операции:  притачивание, обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов.

Практические работы.

Устранение дефектов машинной строчки.

Применение приспособлений к швейной машине.

Изготовление образцов машинных швов.

                                                Художественные ремесла 35 часов:

Декоративно-прикладное искусство  (2 часа)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве народов Сибири. Организация рабочего места для занятий ДПИ.

Лоскутное шитье (2 часа)

Основные теоретические сведения.                                                                                                                                                                                 Лоскутная пластика – один из видов ДПИ. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме. Знакомство с технологией изготовления изделий в лоскутной технике. Основы построения узора.

Практические работы

Создание эскиза и шаблонов. Изготовление изделий (прихваток, подставок и т.д.) в технике лоскутного шитья. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме.

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике (2 часа)

Основные теоретические сведения

Технология раскроя и соединения деталей в лоскутной пластике. Ткань, трикотажное полотно.  Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.

Практические работы

Выполнение эскиза и создание шаблона.

Лоскутное сшивание, окантовка и изготовление чехла (5часов)

Основные теоретические сведения

Технология сшивание лоскутов из квадратов, полос и прямоугольных треугольников.

 Изготовление заготовок. Окантовка изделия. Изготовление чехла.

Практические работы

Создание шаблоны и выкройки. Соединение с помощью ручных и машинных швов. Окантовка обтачкой.

История вышивки, виды швов ручной вышивки (2 часа)

Основные теоретические сведения

Древнейший вид декоративно-прикладного искусства, способы выполнения вышивки, материалы и оборудование для вышивки.

Практические работы

Технология вышивки крестом, цепочкой. Работа с пяльцами.

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань (2 часа)

Основные теоретические сведения

Пять способов перевода рисунка на ткань (через копирку, «припорох», компрессная бумага, целлофан, калька или папирусная бумага, с помощью светового ящика).

Практические работы

Перевод рисунка на ткань с помощью кальки.

Технология выполнения образца с вышивкой (2 часа)

Основные теоретические сведения

Вышивка, носившая раньше бытовой характер, в настоящее время стала хобби для мастериц. Образцы вышивки на изделиях.

Практические работы

Бархатный шов «козлик».

Вышивание швом «Крест» 2 часа.

Основные теоретические сведения

Вышивка крестом, носившая бытовой характер. Образцы вышивки на изделиях.

Практические работы

Шов «Крест».

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой (2 часа)

Основные теоретические сведения

Знание технических условий на выполнение машинных, ручных и ВТО работ.

Практические работы

Зарисовка изделия в плакате, техническая документация.

Критерии оценки проекта по ДПИ (2 часа)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Практические работы

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы  закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой образца, салфетки, фартука, носового платка.

Вязание крючком и вязание спицами (12часов)

Основные теоретические сведения

 Вязание крючком. Материалы и инструменты для вязания.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Виды пряжи, крючков и спиц.  Организация рабочего места при вязании.

Вязание крючком. Условные обозначения.

Основные виды петель при вязании крючком, применяемые при   вязании крючком. Условные обозначения. Расчёт количества петель для изделия.

Вязание крючком. Вязание полотна и по кругу.

Основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Начало вязания, вязание рядами, способы вязания по кругу.

Вязание спицами. Набор  петель на спицы.

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Отпаривание и сборка готового изделия.

Вязание на спицах. Условные обозначения.

Ознакомить с условными обозначениями при вязании на спицах. Вязание спицами узоров. Воздушная петля, жемчужный узор. Применение схем узоров с условными обозначениями.

Вязание цветных узоров. Жаккардовая вязка.

Жаккардовый узор, условные обозначения. Разработка схемы жаккардового узора.

Практические  работы:

Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.

Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.

Вяжем  аксессуары  крючком  или  спицами. Любимая  вязаная игрушка.

Текстильная кукла (10 часов)

Основные теоретические сведенияЗнакомство с понятиями «народная игрушка» и «народная кукла». История возникновения куклы. Изготовление куклы. Подбор материала, инструментов, ткани. Последовательность изготовление куклы осуществляется с помощью ручной и машиной работы.

Практические работы

Выкройка производится по шаблонам, набивка ватой или синтепоном, соединение деталей ручным способом. Изготовление костюма, изготовление волос из ниток, макияж.

Техника изготовления цветов из бумаги (5 часов)                                                                 Основные теоретические сведения                                                                                                          Краткая историческая справка о технике изготовления цветов из бумаги, изготовление цветов, техники цветов из гофрированной бумаги;                                            

Практические работ                                                                                                                               Подбор основы для задуманного изделия, подготовить шаблоны, подготовка декоративных изделий, декорирование работ. 

Способы определения результативности:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие в мероприятиях, защита проектов, активность обучающихся на занятиях.
  • Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы;
  • Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фотоотчета.

Формы контроля и подведения итогов.

  • Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.

Анкетирование, беседы, опросы.

  • Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.

Зачеты по разделам, проверка тетрадей, уроки-конкурсы, текущие выставки, заполнение индивидуальной карточки воспитанников.

  • Промежуточный контроль: определение результатов обучения.

Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения.

  • Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.

Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки.

Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений.

Оформление календарного учебного графика

Год

обучения

Дата начала занятий

Дата

окончания занятий

Ко-во

учебных недель

Кол-во дней

Кол-во часов

Режим

занятий

1

01.09.2020

28.05.2021

34

68

68

2 раза в неделю по 1 часу

Календарно-тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Часы

Дата

1.

Вводное занятие 1ч

 Знакомство с произведениями народных художественных промыслов. Виды декоративно-прикладного искусства.

1

01.09-04.09 

2.

Швейные ручные  работы 2ч

Ручные работы.

1

01.09-04.09

Копировальные строчки.

1

07.09-11.09 

3.

Элементы  машиноведения 6ч

 

Машинная игла.

1

07.09-11.09

Уход за швейной машиной.

1

14.09-18.09 

 Приспособления к швейной машине.

1

14.09-18.09    

Технология обмётывания петли

1

21.09-25.09 

Виды машинных операций.

1

21.09-25.09

Изготовление образцов машинных швов.

1

28.09-02.10 

4.

Художественные ремесла                 (лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами) 34ч

Декоративно-прикладное искусство.

1

28.09-02.10

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ.

1

05.10-09.10 

Лоскутное шитье.

1

05.10-09.10

Создание шаблонов и раскрой.

1

12.10-16.10 

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике.

1

12.10-16.10

Изготовление салфетки, прихватки.

1

19.10-23.10 

Шитье из квадратов.

1

19.10-23.10

Шитье из  полос.

1

02.11-06.11       

Шитье из прямоугольных треугольников.

1

02.11-06.11       

Окантовка изделия.

1

09.11-13.11 

Чехол для телефона.

1

09.11-13.11  

История вышивки

1

16.11-20.11 

Виды швов  ручной вышивки.

1

16.11-20.11

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

1

23.11-27.11 

Перевод рисунка на ткань.

1

23.11-27.11

Технология выполнения образца с вышивкой.

1

30.11-04.12 

Отделка вышивкой образца.

1

30.11-04.12  

Вышивание швом «Крест»

1

07.12-11.12 

Вышивание швом «Крест»

1

07.12-11.12

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой.

1

14.12-18.12 

Оформление образца с вышивкой.

1

 14.12-18.12

Критерии оценки проекта по ДПИ.

1

21.12-25.12 

Вязание крючком.

1

21.12-25.12

Материалы и инструменты для вязания.

1

11.01-15.01  

Вязание крючком. Условные обозначения.

1

11.01-15.01  

Вязание крючком. Условные обозначения.

1

18.01-22.01 

Вязание крючком. Вязание полотна и по кругу.

1

18.01-22.01

Вязание крючком. Вязание полотна и по кругу.

1

25.01-29.01 

Вязание спицами.

1

25.01-29.01 

Набор  петель на спицы.

1

01.02-05.02 

Вязание на спицах. Условные обозначения.

1

01.02-05.02

Вязание на спицах. Условные обозначения.

1

08.02-12.02 

Вязание цветных узоров. Жаккардовая вязка.

1

08.02-12.02

Вязание цветных узоров. Жаккардовая вязка.

1

15.02-19.02  

5.

Текстильная кукла 10ч

Подбор материала, инструментов и ткани.

1

 15.02-19.02  

Изготовление головы.

1

01.03-05.03 

Изготовление головы.

1

01.03-05.03

Изготовление туловища куклы.

1

09.03-12.03 

Изготовление ручек.

1

09.03-12.03

Изготовление ножек.

1

15.03-19.03  

Основы изготовления костюма

1

15.03-19.03  

Основы изготовления костюма

1

29.03-02.04 

Прическа, макияж.

1

29.03-02.04

Заключительное оформление куклы.

1

05.04-09.04 

6.

Цветы из бумаги 15ч

Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.

1

05.04-09.04

Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.

1

12.04-16.04 

Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент

1

12.04-16.04

Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент

1

19.04-23.04 

Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.

1

19.04-23.04

Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.

1

26.04-30.04 

Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.

1

26.04-30.04

Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.

1

04.05-07.05 

Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.

1

04.05-07.05

Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.

1

11.05-14.05 

Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных.

1

11.05-14.05

Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных

1

17.05-21.05 

Цветы из гофрированной бумаги.

1

17.05-21.05

Цветы из гофрированной бумаги.

1

24.05-28.05

Оформление панно.

1

24.05-28.05

Итого:

68

Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, дискеты, кассеты.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Список используемой литературы.

« Технология. Обслуживающий труд 5-8 классов» В.Д.Симоненко 2015 г.

 Зайцева А., Моисеева Е. Цветы из ткани. Идеи для декора, одежды и интерьера. ЭКСМО. М., 2011

Зайцева. И.Г. Мягкая игрушка. Издательский дом МСП, 2004.

Кулакова Любовь Юрьевна «Цветы из бумаги» АСТ-Пресс 2013г.

Сайт «Страна Мастеров»

Сайт «Ярмарка мастеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования 5 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 5 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа дополнительного образования 6 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 6 классе по УМК "Мозаик"....

Дополнительная рабочая программа по психологии в рамках ФГОС " Адаптация личности в младшем школьном возрасте к обучению в школе"

Программа разработана по книге О. В. Хухлаевой "Лесенка радости". Данные упражнения способствуют успешной адаптации младших школьников к обучению в школе при использовании методов сказкатерапии и сюже...

Дополнительная рабочая программа "Волейбол"

Программа спортивной секции...

Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"

Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...

Дополнительная рабочая программа по обществознанию "В мире права"

Данная программа разработана на основе "Методических рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ дополнительного образования". Программа предназначена для подробного изучения бло...