Технологии ремонта помещений
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Звягина Ирина Владимировна

План-конспект урока технологии 7 класс (для неделимых классов).Технологии ремонта помещений. Понятия: ремонт помещений, виды ремонта. Технология оклейки помещений обоями; технология малярных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_remonta_pomeshcheniy.docx60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по технологии

7 класс

Тема урока:  «Технологии ремонта помещений»

Цель: ознакомить учащихся с понятием «ремонт», «содержание» зданий;

способствовать формированию знаний уч-ся о технологии ремонта помещений;

развивать познавательный интерес учащихся.

Задачи урока:

1) Личностные: содействовать воспитанию трудолюбия, воспитанию технологической грамотности, заинтересованности  в конечном результате.

2) Предметные: познакомить учащихся с технологией выполнения   ремонта помещений; материалами и инструментами для выполнения ремонтных работ; способами отделки помещений; профессиями в сфере строительства.

3) Метапредметные: способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями; 

 Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – владение информацией о способах отделки стен, пола, потолка (6 класс).

Основные методы обучения:

Проблемное изложение

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Эврестический

Творческий

Материальное обеспечение урока: презентация, карточки-задания, образцы обоев, картинки т фото инструментов для малярных работ, карты самооценивания.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.

Регулятивные УУД:

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

-развивать способность смыслового восприятия новых понятий по теме урока;

-осуществлять анализ полученной информации.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Ход урока

I этап: Организационный момент.

Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Инструктирование по имеющимся на рабочих местах материалам для работы.

II этап:     Актуализация знаний: Создание проблемной ситуации.

На предыдущих уроках мы  говорили о гигиене жилища. Какие виды уборки помещений можно  выделить?

Предполагаемый ответ учащихся:  Различают три вида уборки: ежедневную (или сухую), еженедельную (или влажную), сезонную (генеральную).

Однако со временем  поверхности пола, стен, потолка могут приходить в негодности. Могут появиться  потертые места, въевшиеся пятна, цвет обоев тускнеет, выгорает.  И одной только уборки уже становится не достаточно для поддержания эстетики помещения.  Как же приходиться поступать в этом случае?

Предполагаемый ответ учащихся:  Нужно производить ремонт помещения.

III этап: Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, можем ли мы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ учащихся:   Ремонт помещений. «Технологии ремонта помещений»

Тогда как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

Предполагаемые ответы учащихся: виды ремонта, способы выполнения ремонтных работ, материалы и инструменты для выполнения ремонтных работ.

IV этап: Первичное усвоение новых знаний.

Беседа с учащимися. В ходе беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы, совместно с учителем формулируют основные понятия.

Что такое ремонт?

Ремонт помещений – это комплекс мероприятий, направленный на ликвидацию существующих недостатков в отделке, повышения уровня комфортности, обновления, приведения помещения в соответствии с требованиями безопасности, санитарно – гигиенических норм и т.д.

Какие виды ремонта вы знаете?

Согласно общепринятым нормам, различают несколько типов ремонтных работ в домах, зданиях и сооружениях.

Капитальный ремонт дома подразумевает под собой комплекс работ следующего типа:

  • Проектирование интерьера и экстерьера помещения;
  • Проведение и/или ремонт инженерных коммуникаций; а также сантехники, дверей, окон, утепления стен, установление систем кондиционирования
  • Внутренние отделочные работы: выравнивание стен, пола и потолка, проведение отделочных работ, утепление и отделку балконов и лоджий
  • В отдельных случаях доставка и установка мебели.

Косметический ремонт

Косметический ремонт квартиры подразумевает собой комплекс работ следующего типа:

  • Минимальное проектирование интерьера и экстерьера помещения: при необходимости, замена окон, дверей, розеток и выключателей
  • Ремонт уже существующих инженерных коммуникаций;
  • Внутренние отделочные работы: полное или частичное обновление отделки помещения

Процесс косметического ремонта жилого помещения являет собой упрощенную версию капитального ремонта и зачастую используется для обновления дизайна и/или устранения визуальных дефектов интерьера.

Как вы понимаете евроремонт квартиры?

Евроремонт предполагает осуществление работ на высоком уровне качества с применением современных и новейших материалов и технологий в отделке.

Каким может быть ремонт?

Ремонт помещений может быть плановым и внеплановым, когда ему предшествовала авария, повлёкшая за собой необходимость срочной замены элементов отделки, коммуникаций и т.д.

Можем ли мы произвести ремонт своими силами?

Можем произвести косметический ремонт: замена обоев,  выполнение малярных работ.

Работа  в группах. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: используя предложенную информацию (карточки-задания, образцы обоев, картинки и фото инструментов),  познакомиться с материалами, инструментами, технологией выполнения ремонтных работ:

1 группа – технологией оклейки помещений обоями;

2 группа – технологией малярных работ.

технология оклейки помещений обоями

(изучить материал, рассмотреть предложенные образцы обоев, определить тип обоев)

технология малярных работ

(изучить материал, рассмотреть фото малярных инструментов, определить вид инструмента)

Оклейку стен и потолков обоями широко применяют в жилых помещениях. Обои представляют собой рулонный материал для оклейки стен, лицевая сторона которого может быть гладкой или рельефной. Ширина обоев бывает от 500 до 1200 мм, длина — от 7 до 30 м.

Негрунтованные обои имеют рисунок, нанесенный водной клеевой краской на белую или цветную бумагу. Грунтованные обои изготовляют из бумаги, покрытой краской — грунтом, на который нанесен рисунок. Тисненые обои получают путем тиснения (выдавливания рисунка) на плотной бумаге, пропитанной специальным составом. Рельефные обои имеют одноцветный или многоцветный фон, на который пастообразной краской нанесен рисунок. Влагостойкие (моющиеся) обои можно протирать влажной _тканью. У звукопоглощающих обоев ворс различных волокнистых материалов наклеен на бумажную основу.

Пленочные (поливинилхлоридные) обои — это двухслойный материал, на бумажную основу которого нанесена паста специального состава с гладкой или тисненой поверхностью. Основа таких обоев может быть также тканевой.

У самоклеящихся обоев на тыльную сторону нанесен клей, закрытый защитным бумажным слоем, который удаляют непосредственно перед наклейкой.

Линкруст — рулонный материал с рельефным рисунком, состоящий из плотной бумажной основы, на которую нанесена пластическая масса из синтетической смолы.

Промышленностью выпускаются специальные клеи для наклеивания обоев («Момент», КМЦ и др.). Для разных типов обоев существуют клеи различных модификаций.

Для обойных работ требуются самые простые инструменты: ножницы, шнур, отвес (отрезок шнура с небольшим грузом), кисть, шпатель, тряпки.

Перед оклейкой обоями стены необходимо подготовить: зачистить и зашпаклевать все дефекты, выровнять поверхность.

Используют множество вариантов оклейки стен обоями. При отделке в один колер (цвет) стены оклеивают обоями одинакового цвета, в два колера — обоями разного цвета. Филенка— это цветная полоска, подчеркивающая ровность карниза и разницу в цветах окраски. Бордюр — это полоска шириной 50...150 мм, гармонирующая с цветом стен. Фриз — это полоса шириной 200...500 мм, а гобелен— шириной 600...1000 мм. Подборку цвета и рисунка бордюра, фриза, гобелена следует уделять особое внимание. Чтобы гобелен, фриз и бордюр выглядели более эффектно, под ними располагают филенку.

Порядок оклеивания стен обоями следующий.

От одного угла комнаты отмеряют ширину обоев (например, 530 мм). На этом расстоянии отмечают с помощью отвеса вертикальную линию, по которой будет наклеено первое полотно обоев. Для этого шнур отвеса натирают мелом, туго натягивают (прижимая его руками к стене возле потолка и пола), немного отводят в сторону от стены и отпускают. Ударяясь о стену, он оставляет на ней след.

Полотна обоев укладывают стопкой на пол лицевой стороной вниз и промазывают клеем. Особенно тщательно следует намазывать кромки обоев.

Оклеивать стены обоями лучше всего вдвоем: один стоит на столе, стремянке или стуле, а второй — на полу. Промазанное клеем полотно выравнивают по вертикальной линии, прижимают к стене и при глаживают сухой тканью или шпателями по направлению сверху вниз, от середины к краю. При этом следят, чтобы на полотне не было складок, морщин, пузырей и плохо приклеенных кромок. За первым полотном наклеивают второе и т. д.

Наклеивать целое полотно в угол не следует, так как оно никогда плотно и прямо не приклеивается из-за того, чт: угол редко бывает строго вертикальным. Поэтому для угла стены последнее полотно должно быть такой ширины, чтобь: оно закрыло оставшуюся часть незаклеенной стены и перекрыло угол только на 15...30 мм.

Первое полотно на второй стене также наклеивают по отмеченной с помощью отвеса вертикальной линии и так, чтобы оно было вплотную к углу.

Выключатели и розетки желательно снять, а после оклейки поставить их на место. Оклейку производят при выключенной квартирной электросети.

Практически все современные обои наклеивают встык. Однако если необходимо наклеить обои внахлест, то это делают по направлению к окну, чтобы не были видны стыки.

При оклейке стен обоями с бордюром или фризом отмечают горизонтальную линию, параллельную потолку. Для этого на необходимом расстоянии от потолка натягивают натертый мелом шнур, прижимая его по концам руками к стене. Немного отводя его от стены и ударяя им о стену (как и шнуром отвеса), получают ровную линию.

К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей. Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, желтого, синего, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы. В водные составы добавляют клей, а в масляные — олифу. Натуральную олифу изготовляют путем варки при температуре 275 °С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотерках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл, дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности составляет 24 ч.

Эмали — это окрасочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на краскотерках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесенной на окрашиваемую поверхность. — от 1 до 14 ч

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные.  Они высыхают за 24-48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т. д.

Перед окраской поверхность рекомендуется огрунтоватъ — покрыть определенным составом — грунтовкой, хорошо прилипающей и оставляющей на ней тонкую пленку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому на отдельных участках ее будет больше или меньше, и окраска станет неравномерной — пятнами или полосами. Под масляную краску грунтовкой является олифа.

Для малярных работ применяют различные инструменты: кисти. валики, шпатели, линейки.

Кисти изготовляют из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные 

кисти (рис. а) имеют ширину до 200 мм, толщину 45...65 мм и длину волоса 100 мм. Макловицы (рис. б) — это плоские кисти шириной 25 …100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесенной краски.

Филеночные кисти (рис. д) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест. Ручники флейц (рис., в, г) — это

универсальные кисти, чаще всего применяемые при окраске поверхностей масляными красками и эмалями.

Торцовки (рис. е) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью.

Для окрашивания больших плоскостей (потолков, стен) применяют валики (рис. 103). Валиками можно нанести более ровный, чем кистью, слой краски, а также выполнить малярные работы с большей производительностью. Изготовляют валик из меха или поролона.

Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т. д.

Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.

Качество окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть недостаточно сильно, то краска ложится узкими штрихами или полосами. При слишком сильном нажиме на кисть с нее стекает краска.

Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем — вертикально от потолка к полу. При окрашивании потолка штрихи последнего слоя проводят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ровным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета — филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету. Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям еще больший блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в емкость с краской.

V этап:  Первичное закрепление.

Обмен информацией между группами  учащихся: рассказ учащихся, ответы на поставленные вопросы, сопровождается демонстрацией презентации.

Вопросы для учащихся 1 группы:

1. Какие виды обоев вы знаете?

2. Чем отличается отделка помещения в один колер от отделки в два колера?

3. Что такое филенка?

4. Чем отличается бордюр от фриза, от гобелена?

5. Как подготовить стены к оклейке обоями?

6. Назовите последовательность оклейки стен обоями.

Вопросы для учащихся 2 группы:

1. Какие работы называют малярными?

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?

 3. Что такое олифа? Где ее используют?

4. Чем отличается эмаль от лака?

5. Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

6. Какие инструменты применяют для малярных работ?

Подчеркнуть  индивидуальность оформления помещения помогут различные рисунки и изображения на стенах.  Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты. Трафареты изготовляют из плотной бумаги. На нее наносят рисунок и вырезают его острым ножом. Чтобы узоры не вываливались, между ними оставляют соединяющие мостики (полоски бумаги). Для каждого цвета делают свой трафарет.

Рисунки по трафарету выполняют вдвоем. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности остается точная копия рисунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок.

C:\Users\SUPERU~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image12.jpeg

VI этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Изготовьте трафарет в виде бордюра для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с его помощью рисунка на лист рабочей тетради.

VII этап: Рефлексия (подведение итогов)

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Карта самооценивания

Выполнение задания

Оценка ученика

Оценка учителя

Работа по позициям

Участвовал(а) в обсуждении

Отвечал(а) на вопросы

Записывал(а) в тетради

Итоговая оценка:


Подвести итог проделанной работы на уроке.

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…    ,  научился(ась)…
  • было трудно…
  • меня удивило…
  • Что мне этот урок дал для жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии ремонта и отделки жилых помещений.

Обучающая презентация по теме "Технология ведения дома. Ремонт помещений". 8 класс...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....

Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»

Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»...

Открытый урок: "Технология ведения дома. Ремонт помещений"

Цели:ознакомить учащихся с материалами, применяющимися для оклейки стен обоями;ознакомить со способами оклейки помещений обоями;научить организации рабочего места при ремонтно-отделочных работах;воспи...

«Ремонт помещений. Практическая работа: Расчет суммы ремонта помещения»

laquo;Ремонт помещений. Практическая работа: Расчет суммы ремонта помещения»...