Лайфхаки как инструмент повышения интереса к предмету (на примере занятий по технологии работы с текстильными материалами). Мастер-класс "Выполнение ручных стежков и строчек на пластиковой канве"
учебно-методический материал по технологии
Лайфхак это некая оптимизация, трюк или полезный совет для выполнения определенных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
140091, г. Королев М.О.
Мкр. Первомайский.
Ул. Горького, дом 16 тел. (факс)515-40-75, 515-41-24
Исх. №___________ от «______»______20 г.
Доклад по теме самообразования :
«Лайфхаки как инструмент повышения интереса к предмету (на примере занятий по технологии работы с текстильными материалами»
Мастер – класс:
«Выполнение ручных стежков и строчек на пластиковой канве»
Учитель
Пучкина Т.П.
02.11.2020 г.
Основной формой трудового обучения в начальной школе по-прежнему является урок. Существует несколько подход к классификации уроков технологии в начальной школе:
1) по материалам, используемым в работе по изготовлению изделия на уроке технологии:
а) работа с бумагой и картоном;
б) работа с тканью, нитями, текстильным материалом;
в) работа с природным материалом;
г) работа с бросовым материалом;
д) работа с пластилином;
е) конструирование из конструктора.
2) по практическим операциям:
а) обучение приемам лепки;
б) обучение приемам шитья и вышивания;
в) обучение работе с ножницами и т.д.
3) по предметному содержанию:
а) аппликация;
б) вязание;
в) вышивание;
д) лепка и т.п.
Первоначально, дети знакомятся знакомство с видами текстильных материалов: пряжа, нитки, ткань, вата, войлок, тесьма, трикотаж, нетканые материалы, крученые изделия;
Нитки и ткань, имеют специфические свойства и способы обработки. Применяются на занятиях специальные инструменты – игла и наперсток. Выполнение изделий из ниток и шитье требуют терпения и аккуратности. Хорошее качество работы достигается постепенно, поэтому учитель должен продумать систему работы, чтобы заинтересовать учащихся, воспитать в них уверенность в своих силах. Сообщение учащимся сведений о нитках и тканях, их свойствах, способах обработки и применении позволяет уточнить и расширить представления учеников об этих широко распространенных в жизни человека материалах. В ходе занятий учащиеся должны приобрести элементарные умения и навыки работы с текстильными материалами. Учащиеся учатся выполнять простые стежки (сметочный, строчка, шнурок, косой). Для обеспечения правильного усвоения детьми приемов выполнения ручных стежков и технологии изготовления объектов учителю необходимо сделать ряд пособий: макеты стежков, предметные карты. На уроках по изготовлению объектов из ниток и ткани создаются благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их глазомера и умения ориентироваться на плоскости куска ткани.
Что бы обучающимся было легче работать с текстильными материалами и инструментами, существуют лайфхаки
.
Лайфхак (Lifehack) – это способ выполнить определенное действие и достичь цели быстрее и проще. Под этим понятием следует рассматривать некие советы, методики, приемы, с помощью которых можно экономить время на каких-то бытовых проблемах.
Простыми словами, Лайфхак – это трюк или полезный совет, который значительно упрощает жизнь. Как правило, с помощью таких рекомендаций стремятся быстрее выполнять какие-то повседневные задачи. Дословно этот термин переводится, как «взлом жизни», то есть жизненные хитрости, или даже можно сказать современная народная мудрость.
Лайфхак можно назвать некой оптимизацией. Как правило, в нашей жизни очень много рутинных дел, которые вызывают негативные эмоции и раздражают. Соответственно, есть стремление выполнять их быстрее и испытывать меньше негатива. Слово лайфхак в молодежном сленге встречается чаще, но на самом деле пользуются им все, независимо от возраста.
само это слово намекает, что люди живут шаблонами, жизнь идет по правилам, а лайфхак – это возможность отойти от шаблонов и правил. Сделать что-то в пользу себе, улучшить жизнь, оптимизировать бытовые процессы.
Лайфхак – это доступный, простой совет, который помогает сделать жизнь проще. Как правило, дает ответы на разные вопросы.
Итак: для работы с текстильными материалами нужны ножницы. У детей с ОВЗ (особенно в первом классе, есть проблемы с тем, как правильно держать ножницы. Для этого существует лайфхак
На ноготь большого пальца, ведущей руки клеится или рисуется смайлик. При работе с ножницами, смайлик всегда должен смотреть на ребенка.
И конечно, обязательно нужно соблюдать правила безопасности при работе с ножницами. Дети лучше запоминают эти правила, если они звучат в стихотворной форме. Например:
В раскрытом виде не держи!
Нас аккуратно положи.
За лезвия нас не хватай!
Кольцами вперед передавай.
Никогда нас не кидай.
После работы убирай!
Другой инструмент это – игла.
Веселы, ловки но колки,
Мы – булавки и иголки.
Дружно в домике живем.
Его «игольницей» зовем.
Нас, смотри, не растеряй
После работы посчитай!
При работе с иголкой у ребят на парте должен находиться тот самый домик- «игольница». Его можно сделать из крышки и пластиковой губки. А самое главное, игольница должна быть «именной» и на ней должно быть указано количество иголок. Учитель, в конце урока, проверяет наличие иголок в игольнице.
Нитки. Часто у ребят возникает вопрос: какой длины должна быть нить. Для этого существует лайфхак:
Длина нити должна быть размером от кисти, до плеча. Дети легко могут отмерять эту длину.
Ну и самое главное, на чем выполнять работу. Я рекомендую, для 1-2 классов пластиковую канву.
Пластиковая канва Эта канва выглядит как редкая пластиковая сетка и отличается тем, что хорошо держит заданную форму. Именно пластиковую канву хорошо применять для объёмной или фактурной вышивки, для изготовления сувениров разной формы. При обрезании края такой канвы не будут осыпаться — поэтому можно вышить и вырезать любые фигурки (помня об идеальной изнанке работы). Также такую канву используют для изготовления коробочек, сумок и так далее (порой она и продаётся уже в форме, специально заданной для изготовления того или иного изделия).
На ней проще, чем на бумаге (рекомендуют в учебнике) и ткани выполнить простые ручные швы:
1.Шов «вперед иголку» или прямой стежок и «вперед иголку» в два приема разными по цвету нитками.
2.Строчки косого стежка и косого стежка в два приема (крестик)
3.И первое изделие – закладка с вышивкой будет смотреться гораздо эстетичнее на пластиковой канве ( тем более что пи обрезании канвы изделие не будет осыпаться) чем из бумаги.
4.Пришить пуговицу к пластиковой канве гораздо легче, чем к кусочку ткани.
В 3-4 классе можно работать на страмине (это тоже канва, повышенной жесткости, но она тканевая и конечно не такая жесткая как пластиковая).
Таким образом, используя простые и проверенные приемы (лайфхаки), можно значительно оптимизировать процесс обучения шитью учащихся с ОВЗ в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"
Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...
технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....
Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек.
Урок технологии в 5 классе....
Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.
Технологичекская карта урока по предмету "Технология" 5 класс....
Терминология ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек.
План - конспект комбинированного урока по изучению терминологии ручных работ при обработке текстильных материалов и выполнению практической работы "Ручные стежки и строчки"...
Аспектный анализ урока "Терминология ручных работ.Технология выполнения ручных стежков и строчек".
Проведён аспектный анализ урока по пройденной теме....
Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»
Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...