Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Технологичекская карта урока по предмету "Технология"  5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Предмет: технология          

Класс:   5   

Учитель технологии: Бусоргина Тамара Борисовна

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г. Киров    

Учебник (УМК): В. Д. Симоненко. Н.В. Синица. Технология. Технология ведения дома. 5 класс

Раздел программы: Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока: Технология изготовления швейных изделий. Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.           

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор,  образцы ручных стежков,   плакаты по теме,  ткань,  нитки,  игла,  наперсток,  ножницы, карточки-задания.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов
  • преобразовать  практическую задачу в учебно-познавательную, совместно с учителем
  • освоить теоретические знания  техники ручного шитья

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
  • познакомить с видами  ручных швов и строчек. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.

• коммуникативные УУД:

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения в нутрии группы. Умение отвечать на вопросы класса
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы Воспитание чувства ответственности  перед классом  за порученное дело коллективом.
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

 Понимания понятия:

«шов шнурок»

«петельный стежок»

«крестообразный стежок»

«стебельчатый стежок»

Технология выполнения ручных стежков.

Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий.

узнавание, понимание, адекватное употребление в речи специальных терминов

Регулятивные

 Планирование собственной деятельности

 выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

 Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

 совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

 Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

 Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

 самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

        

Описание этапов урока

№  этапа урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимод.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. момент

Организовать

Самоопределение детей к деятельности на уроке

Фронтальная

групповая

Посещаемость. Готовность к уроку

приветствуют учителя;

- визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места

- Л. самоорганизация.

-Р. способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельност.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

беседа

Групповая

фронтальная

 Начинаем урок:

- Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать?

-Какие виды ремёсел связанных с шитьем вы знаете?

-Какие приемы шитья вам известны? (Изучались в начальной школе)

-Как организовать рабочее место?

- Какие инструменты могут понадобиться?

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!

Предполагаемые ответы:

-без техники безопасности

-умение шить ручными стежками

-лоскутное шитье, вышивка.

-вперед иголкой

Организация рабочего места.

ТБ на рабочем месте

Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы

- Л. Самоопределение, самоорганизация,

 - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

- Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

беседа

Фронтальная

групповая

 «Терминология выполнения ручных работ»  «Техника выполнения ручных стежков и строчек»

-Что будет дальше?

-Для чего вы получите пробное действие?

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Задание: Выполнение швов и строчек

Через 10 минут:

- У кого нет результата?

- Кто смог выполнить задание?

-Какими правилами вы пользовались?

- Что делать?

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

  • Организовать восстановление выполненных операций.
  • Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
  • Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
  • На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.

беседа

фронтальная

В каком месте испытали затруднение?

 Почему?

Я не могу закреплять нитку в начале шитья.

Я не знаю,  как выполнить шов «козлик» крестообразный?

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  • Учащиеся ставят цель проекта
  • Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
  • Учащиеся определяют средства
  • Учащиеся формулируют пошаговые действия, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

рассказ

фронтальная

Какую цель  поставите перед собой на уроке?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группе?

Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе.

Научиться выполнять ручные стежки и строчки

Будем выполнять практическую работу

с основой на инструкционную карту.

Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-Р. планирование, прогнозирование.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенн. проекта.

Построение и фиксация нового знания:

  • Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом
  • Организовать фиксацию нового способа действия речи.
  • Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)
  • Организовать фиксацию преодоления затруднения
  • Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

рассказ

Фронтальная

групповая

Образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.

Трое представителей групп  комментируют работу группы.

Эталон.

Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ

Сравните свои выводы с эталоном.

Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.

-Л. Смыслообразование

-П.  анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

-Р. Познавательная инициатива.

-К. формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях

  • Организовать  усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
  • Фронтально
  • В  парах или группах.

рассказ

фронтальная

Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем виды стежков и строчек Работа в парах с опорой на эталон.

Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Закрепление. Название инструментов .

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация

-К. учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.

Практический этап

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
  • Организовать соотнесение работы  с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
  • По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Практическая работа

Парная групповая

Самостоятельная работа  «Выполнение ручных стежков и строчек»

Проверка учителем.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство

-Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

  • Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,
  • Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

рассказ

фронтальная

Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ?

Правила по технике безопасности при работе?

Если неверно …  

Выполнение практической работы.

Ручные стежки и строчки по эталону, составленному образцу.

-Л. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму.

Рефлексия учебной деятельност.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

  • Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.
  • Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
  • Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
  • Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Письменная работа

Индивидуальная фронтальная

Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь

Мы познакомились с разнообразием  ремесел

научились выполнять ручные стежки и строчки.

Узнали, где применяются те или иные виды строчек и стежков.

Какие предметы быта могут быть созданы в технике декоративных швов я узнаю сам и выберу изделие для выполнения практической работы

-П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

-Л. Самооценка на основе  критерия успешности ,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ;

-К. .планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Дата:           09.04.2015                                                                                                                                     Подпись учителя:

        Бусоргина Т.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология выполнения ручных стежков и строчек

Ознакомление учащихся с терминалогией, применяемой при выполнии ручных работ, а также с приемами выполнения ручных стежков  и строчек....

Урок по технологии в 5 классе по теме: "Технология выполнения ручных швов"

На уроке  учащиеся знакомятся с историей возникновения ручных швов, с разновидностью ручных швов и выполняют их на практике...

Терминология ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек.

План - конспект комбинированного урока по изучению терминологии ручных работ при обработке текстильных материалов и  выполнению практической работы "Ручные стежки и строчки"...

Урок 5класс: " Технология выполнения ручных стежков и строчек"

Технологическая карта урока " Технология выполнения ручных стежков и строчек". Учебный материал соответствует требованиям ФГОС, в основе технологии построения урока лежит технология пед...