Рабочая программа учебного предмета "Технология", мальчики, 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Технология", мальчики, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_8_klass_kazakevich.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Технологии ( «Технический труд»), на базовом уровне для восьмых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебникам под редакцией В.М. Казакевича, Г.А.Молевой /М; Дрофа 2016г./ «Технология. Технический труд» 8 класс.
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана ОУ, раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».
Базовое содержание учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции. При изучении всех разделов подчёркивается, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, электронных информационных ресурсов. Помимо выделений вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они рассматриваются и при изучении каждого отдельного раздела.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность-овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения применяются метод проектов .В течение всего периода обучения технологии каждый учащийся выполняет проекты. При выполнении проектов ученики выявляют потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвигают идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), осуществляют их оценку, в том числе возможности реализации.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, компетентности и мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать, умение решать задачи, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.
Цель учебного предмета.
Главная цель предмета «Технология»_ подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Эти качества необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
Учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии); г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
- ценность труда и творчества- включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика; знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса; знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
- ценность информационной культуры - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
- ценность культуры предпринимательства и потребительства - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию; знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя
- ценность человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
- ценность природы, экологической культуры включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
- ценность семьи, культуры дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
- ценность культуры проектной и исследовательской деятельности - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ на ступени основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ №2 на изучение предмета «Технология» (технический труд) в 8 классе отводится 1 ч в неделю, итого 35 ч за учебный год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8- класс (мальчики)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины) | 9 |
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс) | 9 |
3 | Электротехнические работы | 2 |
4 | Санитарно-технические работы | 2 |
5 | Элементы техники | 2 |
6 | Профессиональное самоопределение | 3 |
7 | Бюджет семьи | 1 |
8 | Проектные работы | 7 |
Итого | 35 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины) (9 часов )
Основные теоретические сведения
Виды ящичных угловых соединений. Порядок определения размеров ящичного соединения. Приёмы разметки. Способы запиливания шипов, долбления проушин. Техника прорезной резьбы.
Точение внутренней поверхности. Правила безопасной работы. Способы отделки токарных изделий.
Практические работы
Упражнения по разметки шипов и проушин. Разметка деталей. Изготовление на деталях шипов и проушин. Сборка деталей на клею.
Подготовка поверхностей деталей под резьбу. Выполнение прорезной резьбы по рисунку.
Упражнения по вытачиванию внутренней полости заготовок. Обтачивание контура изделия. Высверливание отверстий. Вытачивание внутренней полости. Окончательная обточка наружной поверхности. Отделка изделия.
Раздел 2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс) ( 9 часов )
Основные теоретические сведения
- Быстрорежущие стали, твёрдые сплавы и минералокерамические материалы, их применение. Допуски и посадки на размеры деталей. Шероховатость обработанной поверхности. Классификация резцов. Геометрия резца. Понятие о режиме резания. Отрезание заготовок. Виды токарных работ. Способы измерения линейных размеров микрометром. Способы защиты металлов от коррозии.
- Классификация пластмасс. Свойства пластмасс. Технология токарной обработки пластмасс.
Практические работы
- Вытачивание канавок, сверление отверстий и нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Упражнения по измерению размеров деталей микрометром. Контроль размеров измерительным инструментом.
- Изготовление изделий, включающих детали из листовой стали и сортового проката. Отделка изделий с защитой от коррозии.
Лабораторно-практические работы
- Изучение видов пластмасс
Раздел 3. Электротехнические работы ( 2 часа )
Теоретические сведения
- Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте.
- Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем.
- Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
- Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора.
- Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы.
- Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока
- Подборка деталей.
- Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Варианты объектов труда
Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Раздел 4 .Санитарно-технические работы ( 2 часа )
Технико-технологические сведения.
Основные теоретические сведения
- Виды лакокрасочных материалов, их классификация по назначению и свойствам. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Способы подготовки различных типов поверхностей под окраску. Технологии окраски кистями и пульверизатором. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
- Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлёст. Особенности наклейки потолочных обоев.
Практические работы
- Подготовка деревянных, бетонных и оштукатуренных поверхностей под окраску или оклейку: заделка трещин, шпаклевание, шлифовка. Подбор инструментов. Выбор краски. Подбор обоев. Выбор обойного клея под вид обоев.
- Замена деталей мебели, восстановление шиповых соединений, исправление механических повреждений, реставрация внешнего вида.
Раздел 5 .Элементы техники ( 2 часа )
Основные теоретические сведения
- Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ.
- Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приёмы работы с ними. Правила безопасного труда при проведении санитарно-технических работ.
- Устройство водоразборных кранов и вентилей. Устройство смесителей различных конструкций. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
- Монтажная санитарно-техническая фурнитура.
- Сведения о профессии монтажника санитарно-технических, вентиляционных системы оборудования. Экскурсия на предприятие ЖКХ.
Практические работы
- Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Освоение способов работы.
Раздел 6 . Профессиональное самоопределение ( 3 часа )
Технико-технологические сведения.
Основные теоретические сведения
- Преобразование энергии и её эффективное использование. Энергетические машины.
- Классификация двигателей. Действие сил в машинах.
Практические работы
- Решение технических задач.
Раздел 7.Бюджет семьи ( 1 час )
Основные теоретические сведения
- Планирование расходов.
- Потребительский кредит.
- Банковские вклады.
Практические работы
- Расчет семейного бюджета на месяц.
- Составление бюджетного плана семейной фирмы.
Раздел 8 .Проектные работы ( 7 часов )
Основные теоретические сведения
- Подготовительный этап: правила выбора темы проекта, обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта.
- Конструкторский этап: требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия, преобразование и новые формы, необходимая документация.
- Технологический этап: выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
- Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.
- Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование, рекламное объявление; выводы по итогам работы, письменный учёт по проекту, защита проекта.
Практические работы
- Выбор и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, выбор исторической и технической справки.
- Выбор рациональной конструкции изделия и материала, разработка формы изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения ((эскиз. рисунок или схема) проектируемого изделия.
- Составление плана изготовления изделия.
- Изготовление изделия.
- Разработка рекламного проспекта изделия.
- Выводы по итогам работы, оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
- Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
10) разработка плана продвижения продукта;
11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;
13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
24) документирование результатов труда и проектной деятельности;
25) расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в продукте;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
16) применение методов художественного проектирования одежды;
17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
18) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
- ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
При формировании перечня планируемых результатов освоения каждого из разделов в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология»
по разделам содержания
Раздел 1. Основы производства
Выпускник научится:
- отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;
- определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями;
- выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения;
- составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека;
- характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
- называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
- сравнивать и характеризовать различные транспортные средства;
- конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу;
- характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства,
- приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
- осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
- подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.
Получит возможность научиться:
- изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации;
- проводить испытания, анализа, модернизации модели;
- разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;
- осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Раздел 2. Общая технология
Выпускник научится:
- определять понятия «техносфера» и « технология»;
- приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;
- называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;
- объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;
- соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
- прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
- выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.
Раздел 3. Техника
Выпускник научится:
- определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;
- находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов;
- изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим приводом;
- составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;
- изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий различных видов техники;
- изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники;
- изготовлять модели рабочих органов техники;
- проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
- управлять моделями роботизированных устройств;
- осуществлять сборку из деталей конструктора роботизированных устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить испытание, анализ и модернизацию модели;
- разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- осуществлять модификацию механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
- изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
- анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
Выпускник научится:
- выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования;
- читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
- выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;
- осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам;
- распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;
- выполнять разметку заготовок;
- изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;
- осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);
- выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- определять назначение и особенности различных швейных изделий;
- различать основные стили в одежде и современные направления моды;
- отличать виды традиционных народных промыслов;
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- снимать мерки с фигуры человека;
- строить чертежи простых швейных изделий;
- подготавливать швейную машину к работе;
- выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;
- проводить влажно-тепловую обработку;
- выполнять художественное оформление швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять способа графического отображения объектов труда;
- выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
- разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- выполнять несложное моделирования швейных изделий;
- планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
- проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;
- разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
- разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;
- оптимизировать заданный способ (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
Раздел 5. Технологии получения, преобразования и использования энергии
Выпускник научится:
- осуществлять сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
- осуществлять модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей;
- выявлять пути экономии электроэнергии в быту;
- пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;
- выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
- читать электрические схемы;
- называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;
- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники;
- осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;
- разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.
Раздел 6. Технологии получения, обработки и использования информации
Выпускник научится:
- применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников;
- отбирать и анализировать различные виды информации;
- оценивать и сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;
- изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму в заданной оболочке;
- встраивать созданный информационный продукт в заданную оболочку;
- разрабатывать (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения информационного продукта с заданными свойствами;
- осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях;
- представлять информацию вербальным и невербальным средствами;
- определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
- называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;
- изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
- создавать информационный продукт и его встраивать в заданную оболочку;
- осуществлять компьютерное моделирование / проведение виртуального эксперимента.
Раздел 7. Социально-экономические технологии
Выпускник научится:
- объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке;
- называть виды социальных технологий;
- характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
- применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий;
- характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
- оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
- определять понятия «рыночная экономика», «рынок», «спрос», «цена», «маркетинг», «менеджмент»;
- определять потребительную и меновую стоимость товара.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;
- разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях;
- разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий.
- ориентироваться в бизнес-плане, бизнес-проекте.
Раздел 8. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты:
- выявлять и формулировать проблему;
- обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
- планировать этапы выполнения работ;
- составлять технологическую карту изготовления изделия;
- выбирать средства реализации замысла;
- осуществлять технологический процесс;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта:
- пользоваться основными видами проектной документации;
- готовить пояснительную записку к проекту;
- оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Получит возможность научиться:
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Вид средства обучения | наименование средства обучения / учебного пособия |
1 | Печатные пособия | УМК: для учащихся:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Профи, 2003.
|
Стенды и плакаты по т/б, таблицы: Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами Карточки контроля знаний Инструкционные (технологические) карты Памятки: Карточки – задания Демонстрационные карточки: | ||
2 | Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Компьютерные презентации по изучаемым темам ( на сайтах образовательных ресурсов) Диски с программой «Технология» тематическое планирование, Технология «Организация работы по предмету»
|
3 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Набор ручных инструментов и приспособлений |
4 | Натуральные объекты | Аптечка первой мед. Помощи Макеты, шаблоны: |
5 | Натуральный фонд | Парты ученические Стулья ученические Стол учительский Стол демонстрационный Стенды с выставкой ученических работ Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц Шкафы книжные Компьютер
|
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся
Оценка практических работ
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам — бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может
привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ДРЕВЕСИНЫ) ( 9 часов) | |||
1 | Вводное занятие. Инструкция по ТБ Ящичные угловые соединения и их изготовление. П.Р. Выполнение технической документации на изделие с ящичными угловыми соединениями. | ||
2 | Изготовление малогабаритной мебели. П.Р. Завершение работы над чертежами. | ||
3 | П.Р. Разработка конструкции малогабаритной мебели. | ||
4 | П.Р.Изготовление табуретки. Выставка изделий. | ||
5 | Точение внутренних поверхностей | ||
6 | П.Р. изготовление стакана для карандашей. | ||
7 | Декоративно-прикладная обработка древесины | ||
8 | П.Р.Эскиз прорезной резьбы | ||
9 | Выполнение прорезной резьбы П.Р. | ||
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ( МЕТАЛЛОВ И ПЛАСТМАСС) ( 9 часов ) | |||
10 | Быстрорежущие стали, твердые сплавы, минералокерамические материалы и их применение. | ||
11 | Отклонения ,допуски и посадки на размеры соединяемых деталей. П.Р. Подсчет значений предельных размеров по данным чертежам. | ||
12 | Шероховатость обрабатываемых поверхностей. П.Р. чтение чертежей с обозначением допусков по шероховатости и форме. | ||
13 | Понятие о режиме резания. П.Р.Определение режима резания. Измерение размеров деталей с помощью микрометра. | ||
14 | Нарезание резьбы плашками и метчиками на токарно-винторезном станке. П.Р.Нарезание наружной и внутренней резьбы. | ||
15 | Технология обработки отверстий на станке. П.Р.Сверление на токарно-винторезном станке | ||
16 | Отрезание заготовок, вытачивание канавок. П.Р. Отрезание заготовок, вытачивание канавок. | ||
17 | Классификация пластмасс. Свойства и применение пластмасс. | ||
18 | Технологии обработки пластмасс. П.Р. Обработка пластмасс ручным инструментом. | ||
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ( 2 часа ) | |||
19 | Применение электродвигателей . Электродвигатель постоянного тока. Выполнение правил безопасной работы. П.Р. Изготовление вентилятора. | ||
20 | Практическая работа: « Разборка и сборка устройств с электродвигателями. Сборка модели электропривода. С двигателем постоянного тока. Из деталей конструктора. Выполнение правил безопасности труда. | ||
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ( 2 часа ) | |||
21 | Санитарно-техническое оборудование. Инструменты и приспособления для сан. тех. работ | ||
22 | Изготовление наглядных пособий по теме.. Выполнение правил безопасности труда. | ||
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ (2 часа) | |||
23 | Из истории развития двигателей. Классификация двигателей. П.Р.Эвристическое сочинение на тему урока. | ||
24 | Эффективность использования преобразованной энергии. | ||
ПРОФФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ( 3 часа ) | |||
25 | Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса труда . Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. П.Р.заполнение анкеты. | ||
26 | Квалификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда. П.Р.Определение будущей профессии. | ||
27 | Способности и проф.пригодность .Личный профессиональный план. П.Р. Оставление личного профессионального плана. | ||
БЮДЖЕТ СЕМЬИ (1 час) | |||
28 | Планирование расходов. Потребительский кредит. Банковские вклады. П.Р. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. | ||
ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (6часов ) | |||
29 | Введение в творческий проект. Понятие о проектной деятельности. | ||
30 | Конструкторский этап проектного исследования. | ||
31 | Технологический этап- разработка технологической документации. | ||
32 | Изготовление проектируемого изделия. | ||
33 | Экономическое и экологическое обоснование проекта. Реклама проекта. | ||
34 | Защита проекта. | ||
35 | Защита проекта. | ||
ИТОГО 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...