Электрическая цепь. Электромонтаж низковольтного однолампового осветителя (Практическая работа: Оконцовывание проводов на тычок и колечко)
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Кочурова Анастасия Владимировна

План-конспект: Электрическая цепь. Электромонтаж низковольтного однолампового осветителя

 

(Практическая работа: Оконцовывание проводов на тычок и колечко) 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx545.44 КБ

Предварительный просмотр:

Индустриальные технологии.

Модуль: Электротехнические работы.

Тема урока

Электрическая цепь. Электромонтаж низковольтного однолампового осветителя

(Практическая работа: Оконцовывание проводов на тычок и колечко)

Класс 5

Тип урока комбинированный

Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения

Выполнение практической работы

Рефлексивное обучение

Цель

Цель: ознакомление учащегося с электрической цепью, принципиальной и монтажной схемами однолампового осветителя, приемами сборки однолампового осветителя из деталей электрического конструктора, оконцовыванием проводов на тычок и колечко

Формы организации учащихся: фронтальная, самостоятельная работа

Задачи

Личностные: 

  • Формирование мотивации изучения темы (Л1)
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности (Л2)

Предметные:

Знания: 

  • способствовать формированию знаний у обучающихся об электричестве, электрических схемах, проводниках, потребителях электрической энергии (ПТ1)
  • знания последовательной сборки монтажной схемы однолампового осветителя из деталей электроконструктора, электромонтажные иструменты и их назначение (ПТ2)
  • правила безопасности при выполнении электромонтажных работ (ПТ3)
  • знания о приемах оконцовывания проводов на тычок и колечко (ПТ4)

Умения: 

  • умение оконцовывания проводов на тычок и колечко (ПТ5)
  • (умение вычерчивания принципиальной схемы однолампового осветителя )
  • умение сборки монтажной схемы однолампового осветителя из деталей электрического конструктора )

Метапредметные:

  • коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество (М1)
  • организовывать рабочее пространство (М2)
  • регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели (М3)
  • познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач (М4)

Межпредметные связи:

Физика, черчение (перспективный вид связи)

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная

Оборудование и материалы:

• Компьютер, проектор, экран, комплект электромонтажных инструментов (круглогубцы, плоскогубцы, ножи для оконцовывания проводов), одножильные  провода, электрические конструкторы

• Подготовить для каждого ученика на практическую работу: подкладные доски (отходы фанеры с размерами: 100 X 100 X 4), 2 провода по 40 см, 1 нож для оконцовывания проводов, 1 изоляционная лента, 1 линейка

Дидактические средства:

Группа средств

Наименование

Натуральные объекты

Рабочая тетрадь, сопутствующие материалы, электрический конструктор

Средства обучения, представляющие описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами

Плакат «Безопасный способ снятия изоляции», плакат «Технология оконцевания проводов тычком и петелькой»

Учебные комплекты технологического содержания для учащихся

Учебно-методический комплекс по технологии: учебник по технологии 5 класс. Индустриальные технологии Е.С. Глозман, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Электронное сопровождение урока

Презентация: «Электрическая цепь. Оконцовывание проводов на тычок и колечко»

Новые термины: электрические схемы, проводники, потребители электрической энергии, оконцовывание проводов, электромонтер, ламповый осветитель, принципиальная схема, однопроволочная и многопроволочная жилы, электромонтажный инструмент.

Структура урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Форма обучения

Дидактические средства

Ожидаемые результаты

Организационный момент (5 мин)

Приветствие,

контроль посещаемости,

проверка готовности учащихся к уроку.

-Здравствуйте!

Напоминаю, что сегодня

дежурные на уроке…

На прошлом уроке мы изучали «Понятие об электрическом токе. Условные обозначения элементов электрической цепи».

 Для чего мы изучали условные обозначения элементов электрической цепи?

-Правильно, для того, чтобы собрать простую электрическую цепь с лампочкой.

-Что потребуется, чтобы собрать электрическую цепь? (Ответ: схема, провода, инструменты)

- Чтобы собрать электрическую цепь, нам потребуется, для начала, начертить принципиальную схему однолампового осветителя(практическая работа №27 в учебнике), оконцевать провода на тычок и колечко (практическая работа № 28 в учебнике) и только потом приступить с сборке монтажной схемы однолампового остветителя из деталей электрического конструктора (практическая работа № 29 в учебнике).

Сегодня мы будем оконцовывать провода на тычок  колечко.  

Приветствие учителя,

наличие спецодежды,

письменных

принадлежностей.

Вступление в дискуссию с учителем

Словесный метод: монологический

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению: учебная дискуссия

фронтальная

Учебник по технологии 5 класс

Л1, М3

Повторение/ актуализация знаний и переход к изучению нового материала (5 мин)

Опрос по предыдущей теме «Понятие об электрическом токе. Условные обозначения элементов электрической цепи».

Повторение материала уроков № 53 и 54.

Вопросы:

- Что такое электрический ток и как его можно обнаружить?

Объясняю, что в металлическом проводнике имеются мельчайшие заряженные частички. Эти частички назвали электронами.. Они движутся в проводнике беспорядочно до тех пор пока к нему не подключен какой - нибудь источник тока. После подключения к проводнику источника тока электроны начинают движение упорядочно в каком то одном направлении – это и будет электрический ток. Электрический ток – это направленное движение электронов в металлическом проводнике. Как же можно обнаружить электрический ток?

- по тепловому действию;

- по свечению лампочки;

- по магнитному действию;

Какое значение электрической энергии в современном обществе, где она используется? Привести примеры.( в быту; на предприятиях; транспорте; в сельском хозяйстве)

Затраты на получение электрической энергии очень большие, поэтому её нужно рационально использовать т. е. экономить. Привести примеры неэкономного расходования электроэнергии.

- Какие источники тока вам известны?

Роль источника тока состоит в том, чтобы перемещать заряженные частицы (электроны) в определенном направлении.

1.Генераторы.

2. Аккумуляторы.

3. Гальванические элементы (батарейки).

Разница между аккумуляторами и гальваническими элементами? Аккумуляторы можно подзаряжать, а гальванические элементы нет.

- Какие потребители электрического тока Вам известны? Электрический ток, вырабатываемый источником, принимается потребителями электрического тока. Привести примеры:

Электрическая лампа, электродвигатели, электрические утюги

Как передаётся электрический ток от источника к потребителям?

Какие вещества не проводят электрический ток? Для передачи электрического тока нужны проводники т. е. материалы проводящие электрический ток. Хорошими проводниками являются все металлы. Особенно хорошо проводят электрический ток цветные металлы (серебро, медь, алюминий и другие).

Материалы, не проводящие ток, называются изоляторами. К ним относятся пластмасса, стекло, фарфор, резина, сухая древесина, сухой воздух.

Электрическая цепь. Самая простая электрическая цепь состоит из 4-х элементов:

 источник тока,

 выключатель,

 потребитель электроэнергии,

 проводники.

- Какие условные обозначения элементов электрической цепи вы знаете?

Ученики отвечают на вопросы, слушают пояснение учителя, расширяют свои ответы. Выполняют задание 1.

Словесный метод: опрос, беседа

фронтальная

Учебник по технологии 5 класс, презентация

 ПТ1, М4

Сообщение нового материала  (30 мин)

 вводный

инструктаж (5 мин)

Провожу демонстрацию проводов,  схемы однолампового осветителя и готовой монтажной схемы однолампового остветителя из деталей электрического конструктора. Задаю наводящие вопросы. Рассказываю назначение и устройство проводов. Для передачи электрического тока от источника к потребителям используют электрические провода.

Электрические провода бывают оголенными и изолированными. Оголенные провода состоят из металлической жилы. Изолированный провод состоит из токопроводящей жилы и изоляционной оболочки. Какие одножильные провода, а какие многожильные?

Беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на такие вопросы: из какого материала сделана внутренняя часть провода (жила)? Почему она сделана из металла? Из какого материала изготовлена оболочка провода? Почему она сделана из пластмассы? Ещё из какого материала можно сделать оболочку провода? Учитель уточняет ответы и обобщает материал беседы.

Назначение и устройство электромонтажных инструментов.  При выполнении электромонтажных работ применяют электромонтажные инструменты. В презентации представлен слайд с инструментами. Учитель обьясняет назначение и устройство каждого из них. Например, устройство плоскогубцев можно обьяснить таким образом. Плоскогубцы служат для загибания проволоки, отгибания кромок у листового металла, обжимания мест соединения и концов жилы при соединении и оконцевания проводов. Плоскогубцы состоят из двух частей соединенных между собой шарнирным винтом. Рабочая часть инструмента – плоские губки. Их внутренняя часть имеет насечку, чтобы губки не соскальзывали с зажимаемой поверхности.

Правила охраны труда при работе с электромонтажными инструментами

  1.  Электромонтажные инструменты должны быть с изолированными ручками;

2.  Работать можно только исправным инструментом. Подавать инструмент надо ручкой от себя, а класть на стол – ручкой к себе;

3.  Не ронять инструмент на пол. Использовать инструменты следует только по назначению

4.  На рабочем месте надо соблюдать порядок. Инструменты и материалы должны находиться на отведенных для них местах.

Профессия электромонтер.

Учитель рассказывает что такое оконцовывание провода на тычок и колечко и для чего это нужно. Монтаж электрической цепи состоит из

двух основных операций: оконцевания

проводов

и

присоединения

их

электроарматуре

(зарядка

электроарматуры).

Чтобы

подсоединить

провода

электроарматуре, их предварительно нужно

зачистить и оконцевать.

Оконцевание

проводов

это

освобождение

их

от

изоляционной

оболочки

и

оформление

петелькой

(кольцом) или прямым концом (тычком),в

зависимости

от

конструкции

электроарматуры.

При монтаже электроцепи, оконцованный в

форме кольца  провод

прижимается винтом к контакту арматуры.

Если монтаж предусматривает втыкание

провода в отверстие контакта и прижатие

его сбоку винтом, применяют

оконцевание тычком. Однако первый

способ получил большее распространение.

В инструкционной карте подробно описан

ход этих операций.

- Давайте проверим как вы усвоили

теоретический материал:

1. При оконцевании и сращивании

проводов после снятия изоляции,

жилы зачищают до блеска. Зачем?

2. В

каком

случае

провода

оконцовывают петелькой ? тычком?

Ученики слушают и отвечают на вопросы.  Записывают в рабочие тетради назначение и устройство инструментов, записывают правила охраны труда.

Аудиовизуальный: сочетание словестных и наглядных методов

Словесный: монологический, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

 

фронтальная

Учебник по технологии 5 класс, рабочая тетрадь, чертежи, представленные в презентации, заготовки проводов, готовая схема однолампового остветителя из деталей электрического конструктора. Плакат «Технология оконцевания проводов тычком и петелькой»

ПТ2, ПТ3, М4

Практическая работа: (20 мин)

-вводный инструктаж (5  мин)

-текущий  инструктаж (10 мин)

-заключительный инструктаж (5 мин)

Заключительная часть (5 мин)

демонстрация правильных приемов оконцовывания на тычок и колечко: объяснение,  демонстрация в рабочем темпе, демонстрация в медленном темпе, расчленено, показываю наиболее сложные моменты данной операции, затем показываю в более быстром темпе. Осмотр рабочих мест учеников.

Правила охраны труда при выполнении оконцовывания проводов

  • Работать только исправным инструментом.
  • Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.
  • Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.
  • Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.
  • Изоляцию проводов выполнять надежно.

Подготовка учениками рабочего места, электромонтажных инструментов, подкладных досок, одножильных проводов, ножа для оконцовывания проводов, изоляционной ленты, линейки

М. передачи учебной инф-ции:

Инструктировано-практический метод

фронтальная

Подготовка рабочего места, электромонтажных инструментов, подкладных досок, проводов. Инструкционная карта

ПТ4, М1, М2

Наблюдение: проводить обходы по классу, смотреть, как получается выполнение задания и трудовых приемов, межоперационный контроль, наблюдать за соблюдением охраны труда, организацией рабочего места,  помогать в случае необходимости , исправлять ошибки, типичные ошибки озвучивать всему классу.

Ученики выполняют практическую работу «Оконцовывание проводов на тычок и колечко»

Управленческий метод: работа под руководством преподавателя

Проблемно-поисковый: исследовательский метод

наблюдение

индивидуальная

Инструкционная карта. Учебник по технологии 5 класс, Презентация (слайды с последовательностью оконцовывания)

 ПТ4, М1, М2, М3

Проверка учителем правильности выполнения учащимися практической работы, вопросы по закреплению полученных знаний. Учитель предлагает заполнить лист оценки учащимся (рефлексия). Учитель выставляет оценки ученикам.

Сообщение домашнего задания: Ответить письменно на вопросы в конце параграфа № 31 на стр. 194 учебника, сделать презентацию на тему «Профессия: Элекромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

заполнение листа оценки проделанной работы (указан в дидактическом материале).

М. контроля и самоконтроля:

фронтальный опрос;

анализ выполненных заданий;

самоконтроль;

фронтальная

Лист самоконтроля

Л2

Заключительная часть (5 мин)

Рефлексия: спросить у учеников, что они узнали нового на занятии, что им уже было известно, что для них было наиболее интересно в изучении данной темы. Контроль качества уборки.

Отвечают на вопросы учителя. Уборка рабочих мест, гигиенические процедуры.

М. контроля и самоконтроля:

самооценка учеников; рефлексия

анализ положительных моментов и допущенных ошибок

фронтальная

Мультимедийная презентация

 

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЕКТА ТРУДА УЧАЩИХСЯ

Хронометраж рабочего времени учащегося

Практическая работа «Оконцовывание  проводов на тычок и колечко»

Таблица №1. Хронометраж рабочего времени.

п/п

Операция

Инструмент

Теоретическое время

Время практическое (реальное)

1

Подготавливаем рабочее место, раздача дидактического материала, инструментов и приспособлений

подкладные доски, провода, ножи для оконцовывания проводов

5 мин

5 мин

2

Зачистка провода

Взять два одножильных многопроволочных провода.

От конца одного провода отмерить 35 мм, от конца другого – 15 мм

линейка

2 мин

2 мин

3

Безопасный способ снятия изоляции

Надрезав ножом изоляционную оболочку, снять её с конца провода соответственно: 35 мм с одного и 15 с другого

Канцелярский нож, доска

2-4 мин

2-4 мин

4

Зачистить проволочки проводов до блеска (ножом или наждачной бумагой) и скрутить в тугой жгутик

Канцелярский нож, доска

5 мин

4-5 мин

5

Оконцовывание тычком.

На срезе изоляции провода со жгутиком длиной 15 мм закрепить конец изоляционной ленты. Наматывая ленту так, чтобы каждый последующий виток накладывался на половину предыдущего, заизолировать срез

изоляционная лента

2 мин

2 мин

6

Оконцовывание петелькой. Возьмите провод с удаленной изоляцией с соединяемых концов на 35 мм.

7

Согните колечко диаметром 4 мм, используя круглогубцы на расстоянии 8-10 мм. от изоляционной оболочки.

 круглогубцы

5 мин

5 мин

8

Оставшимся концом обвить провод на два – три оборота между колечком и изоляционной оболочкой, витки обожмите плоскогубцами.

 Плоскогубцы

4-5 мин

4 мин

9

Заизолируйте участок между петелькой и оболочкой провода.

 изоляционная лента

5 мин

5 мин

10

Корректируем, в случае необходимости, результаты

3 мин

3-4 мин

Таблица №2. Расчет затрат рабочего времени (укрупненный баланс времени).

Индекс

Виды затрат рабочего времени

Продолжительность

В минутах

В %

Тп.з.

Тосн.

Тобсл.

Тп.з.р.

Т.п.н.з.

Подготовительно-заключительное время

Основное время работы

Время обслуживания рабочего места

Время перерывов, зависящих от работающего (возрастные индивидуальные особенности).

Время на личные надобности.

Время перерывов, независящее от работающего (текущий инструктаж учителя и др.)

5

25

2

1

2

5

12,5%

62,5%

5%

2,5%

5%

12,5%

Т общ.:

40

Технологическая карта на изготовление: оконцовывание проводов на тычок и колечко (5 класс)

п/п

Содержание операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

Подготавливаем рабочее место, раздача дидактического материала, инструментов и приспособлений

подкладные доски, провода, ножи для оконцовывания проводов

2

Зачистка провода

Взять два одножильных многопроволочных провода.

От конца одного провода отмерить 35 мм, от конца другого – 15 мм

линейка

3

Безопасный способ снятия изоляции

Надрезав ножом изоляционную оболочку, снять её с конца провода соответственно: 35 мм с одного и 15 с другого

Канцелярский нож, доска

4

Зачистить проволочки проводов до блеска (ножом или наждачной бумагой) и скрутить в тугой жгутик

Канцелярский нож, доска

5

Оконцовывание тычком.

На срезе изоляции провода со жгутиком длиной 15 мм закрепить конец изоляционной ленты. Наматывая ленту так, чтобы каждый последующий виток накладывался на половину предыдущего, заизолировать срез

изоляционная лента

6

Оконцовывание колечком. Возьмите провод с удаленной изоляцией с соединяемых концов на 35 мм.

7

Согните колечко диаметром 4 мм, используя круглогубцы на расстоянии 8-10 мм. от изоляционной оболочки.

 

круглогубцы

8

Оставшимся концом обвить провод на два – три оборота между колечком и изоляционной оболочкой, витки обожмите плоскогубцами.

Плоскогубцы

9

Заизолируйте участок между петелькой и оболочкой провода.

Корректируем, в случае необходимости, результаты

 

изоляционная лента

Перечень и количественный состав оборудования, приспособлений, инструментов необходимый для изготовления объекта

Наименование оборудования, инструментов

Количество (необходимое) для одного ученика

Подкладная доска

1

провода

2

Нож для оконцовывания

1

круглогубцы

1

плоскогубцы

1

линейка

1

изоляционная лента

1

Критерии оценивания (практическая работа «Оконцовывание  проводов на тычок и колечко»)

        

Критерии:

Знания

Умения

Знание основных понятий:  электричество, электрические схемы, проводники, потребители электрической энергии, одножильные и многожильные провода, материал изготовления, профессия электромонтера по ремонту и обслуживанию электроустановок.

Соблюдение правил охраны труда

Знание последовательности выполнения практической работы

Соблюдение технологической последовательности

Организация рабочего места

Умение работать по дидактическому материалу

Правильность выполнения самостоятельной работы

Достижение поставленных целей и задач в конце урока

Владение коммуникативной культурой

Отметка «5» работа выполнена в заданное время, с соблюдением технологической последовательности, самостоятельно, правила охраны труда были полностью соблюдены, приемы выполнены правильно, сделаны выводы, знание основных понятий, рабочее место было организовано в соответствии с требованиями, поставленная задача выполнена правильно, достигнуты поставленные цели и задачи к концу урока, отличное владение коммуникативной технологией.

Отметка «4» работа выполнена в заданное время, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, правила охраны труда полностью соблюдены, знание основных понятий, организация рабочего места в соответствии с требованиями, поставленная задача выполнена правильно и небольшими исправлениями, приемы выполнялись правильно с небольшими замечаниями, поставленные цели и задачи достигнуты к концу урока, но с недочетами, хорошее владение коммуникативной культурой.

Отметка «3» работа выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности, неточное знание основных понятий, отдельные этапы выполнены удовлетворительно, правила охраны труда соблюдены не полностью, грубые ошибки в приемах работы с инструментами, организация рабочего места была осуществлена с недочетами, поставленная задача выполнена не точно, поставленные цели и задачи достигнуты к концу урока, но с недочетами, удовлетворительное владение коммуникативной культурой.

Отметка «2» ученик не справился с работой, последовательность выполнения нарушена, незнание основных понятий, при выполнении работы допущены большие отклонения, конечный результат неправильный, правила охраны труда были не соблюдены, приемы выполнялись неправильно, организация рабочего места отсутствовала, поставленная задача решена с грубыми нарушениями, поставленные цели и задачи к концу урока не достигнуты, плохое владение коммуникативной культурой.

Дидактика к уроку

Дайте оценку проделанной вами практической работы

             Сложность

Вид работы

Выполнил без затруднений

2 балла

Были затруднения

1 балл

Выполнить не получилось

0 баллов

Очистка провода от изоляции

Оконцовывание провода тычком

Оконцовывание провода колечком

Подготовка и уборка рабочего места

Итого баллов

Сложите баллы полученные за задание 1 и задание 2  и поставьте отметку за урок :

11-8 баллов – 5

7-5 баллов – 4

5-3 баллов- 3

Меньше 3 – придется подучить

Оценка за урок - __________

Плакат «Технология оконцевания проводов тычком и петелькой»

ello_html_m6226a115.jpgello_html_ma685ce.jpg

Плакат «Безопасный способ снятия изоляции»

Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10b7/0000243e-da4b8bf8/hello_html_600e8d6b.jpg

Правила охраны труда при выполнении оконцовывания проводов.

  • Работать только исправным инструментом.
  • Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.
  • Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.
  • Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.
  • Изоляцию проводов выполнять надежно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...

«Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь».

Презентация содержит тематические тестовые задания по теме «Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь» и кодификатор ответов....

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

"Способы соединения элементов в электрических цепях. Виды проводов"

презентация к уроку по технологии, раздел "электротехника"...

Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....

Разработка урока технологии в 8 классе по теме "Электрические провода. Монтаж электрической цепи".

Методическая разработка урока "Электрические провода. Монтаж электрической цепи" может быть использована учителя технологии при проведении уроков в 8 классах, а также во внеурочной и кружков...

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ. сборка электрических цепей. технология 8 класс

конспект урока технологии, 8 класс, по разделу Электротехника...