Урок "Первичная обработка овощей"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervichnaya_obrabotka_ovoshchey_5_klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии 5 класса

Тема урока: Овощи. Первичная обработка овощей.

Цель урока: формирование знаний об овощах и умения определять их доброкачественность, выполнять механическую обработку овощей.

Задачи урока:

  1. Образовательная: формирование и усвоение знаний об овощах, их видов, методах определения качества овощей, их первичной обработке, правилах сохранения витаминов, технологии механической обработки овощей, и умения определять доброкачественность овощей и выполнять их нарезку различными способами.
  2. Развивающая: развитие мышления, воображения, внимания, памяти.
  3. Воспитывающая: воспитание трудолюбия, аккуратности,  бережливости, культуры труда, ответственности, усидчивости, терпения.

Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, доска, различные свежие и вареные овощи, инструменты и приспособления для нарезки овощей, инструкционная карта «Определение доброкачественности овощей и их механическая обработка».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационная часть урока – 2 мин.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих по докладу старосты.

  1. Теоретическая часть урока –  23 мин.
  1. Актуализация опорных знаний и опыта

Учитель проводит беседу с целью систематизации и контроля ранее изученного материала.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

-  Какая тема у нас была на прошлом уроке? (Правильное питание)

А без чего невозможно правильное питание вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Без чего невозможно правильное питание? Овощи и фрукты.  Находятся на втором ярусе пищевой пирамиды.

-О чем мы будем говорить на уроке? Об овощах

-А в каком виде можно употреблять овощи? (сыром, вареном, жареном, тушеном). Овощи можно не только в сыром виде употреблять, но и можно готовить различные блюда из овощей.

Какие вы можете назвать блюда, приготовленные из овощей?

Перед приготовлением блюд из овощей нужно выполнить их механическую обработку.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Овощи. Первичная обработка овощей».

  1. Изучение нового материала «Овощи».

Роль овощей в питании

Все мы любим овощи, но даже и не задумываемся, с каких времен и когда появился тот или иной овощ. Например, капуста…по слайдам

Существуют различные группы овощей. Классификация овощей.

Таблица

Группа овощей

Название овощей, относящихся к данной группе

Корнеплоды

Брюква,   свекла,   морковь,   репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой

Клубнеплоды

Картофель, батат, земляной миндаль

Капуста

Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская

Тыквенные

Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Листовые

Салат, латук, кресс-салат

Луковичные

Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун

Пряности

Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон

Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, органических кислот, сахара, клетчатки и других веществ. При их недостатке возникают болезни. Чтобы этого избежать, необходимо  включать в питание как можно больше овощей.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят на экран

  1. Изучение нового материала «Овощи. Первичная обработка овощей»

Учитель объясняет правила сохранения витаминов в овощах, методы определения доброкачественности овощей,  этапы первичной обработки, способы нарезки, демонстрирует приспособления, необходимые для механической обработки овощей, используя презентацию.

- Какие правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей вы знаете? (работа в паре). Подумайте над вопросом сами и посоветуйтесь с соседкой.

Для сохранения в овощах витаминов и минеральных веществ необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей

1. Овощи хранят без света и при температуре + 1...3° С

2.  Картофель, морковь, репу хранят в ямах, дно которых засыпают песком. Сверху кладут пласт земли.

3.  Мыть овощи можно не более 10—15 минут, иначе витамины перейдут в воду.

4. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.

5. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят в кожице.

6.  Следует строго соблюдать время варки продуктов.

7.  При варке овощей доступ воздуха к ним необходимо максимально ограничить. Овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта.

В настоящее время очень удобно использовать в кулинарии свежезамороженные овощи. Замораживают: цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, огурцы, зелень.

Овощи, запакованные в целлофан или в картонные коробки, хранят в морозильной камере. Срок хранения от 6 до 9 месяцев.

При использовании в кулинарии огурцы, капусту, ягоды перед употреблением размораживают на воздухе.

Перед употреблением овощей или приготовлением пищи из овощей необходимо определить их доброкачественность. Существует три показателя качества овощей: цвет, запах и консистенция.

Задание:

 - Сейчас я будут показывать  овощи. Вам необходимо дать характеристику данного овоща по трем показателям. Например, морковь: цвет – желтовато-оранжевый без темных пятен, запах – соответствует свежему овощу, без посторонних запахов, консистенция – твердый и сочный.

Первичная обработка овощей

Первичная обработка складывается из нарезки, мойки, сортировку, сортировки, промывания и очистка.

Давайте попробуем составить правильный алгоритм обработки.

Тест

Попробуйте самостоятельно составить алгоритм.

По слайду

Овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды) для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки и уменьшения отходов.

После овощи моют и чистят. В общественном питании для чистки овощей используют специальные машины — овощечистки.

Далее овощи промывают, в картофеле — удаляют глазки, морковь, свеклу, редьку, репу, сельдерей дочищают. При обработке капусты отрезают верхние загрязненные листья, промывают кочан.

Свежезамороженные овощи перед использованием погружают в кипящую подсоленную воду и отваривают в течение 10—15 минут до готовности.

Важно! При первичной обработке очищенный картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при чистке картофель кладут в посуду с водой.

После очистки и промывания овощи нарезают. От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда, поэтому надо следить, чтобы овощи были нарезаны одинаково.

Нарезать овощи можно различными способами.

Соломкой (квадратное сечение 0,2 х 0,2 см, длина 4—5 см) нарезают картофель для жарки во фритюре, морковь, петрушку, свеклу, репчатый лук, сельдерей — для щей, борщей, рассольников, супов из овощей.

Брусочками (от 0,7 х 0,7 до 1 х 1 см, длиной 3,5—4 см) нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей для бульона с овощами.

Кубики крупные (2x2 см) — для картофеля в молоке; средние (1,5 х 1,5 см) — для супов с бобовыми, крупами, овощного рагу; мелкие (0,5 х 0,5 см) — для гарнира, холодных блюд. Лук нарезают мелкими кубиками (крошка 0,3 х 0,3 см) в суп-харчо, крупяные супы, щи.

Ломтиками (0,1—0,2 х 1 — 1,5 см) нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, салаты, винегрет.

Кружочки картофеля толщиной 1—2 см для жарки во фритюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и как гарнир. Кружочками толщиной 0,1 — 0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов и так далее.

С репчатого лука, чеснока срезают донце, шейку и снимают чешуйки. Лук нарезают кольцами, полукольцами. Чеснок разламывают на дольки, очищают, промывают и нарезают непосредственно перед использованием.

При обработке тыквенных — огурцов, тыквы, кабачков — их моют, очищают, удаляют семена и нарезают. Молодые огурцы не очищают, тыкву и кабачки очищают, удаляют семена и нарезают кубиками, брусочками, кружочками.

Помидоры, баклажаны, сладкий перец промывают, удаляют плодоножки. Помидоры сортируют. Баклажаны сортируют, очищают от кожуры, нарезают кружочками или ломтиками. Сладкий перец разрезают, удаляют сердцевину, плодоножку и промывают.

Инструменты и приспособления.

При ручной обработке овощей необходимы кухонные ножи, ножи для очистки овощей, круглые и резные выемки.

Для более быстрой нарезки овощей используются кухонные комбайны, овощерезки, электроножи, которые широко применяются в быту и на производстве.

Главное при обработке овощей — сохранить цвет и содержание в них витаминов.

1.  При обработке овощей следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.

2.  Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С.

3.  Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.

4.  При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крахмала и витамин С.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят на экран, активно участвуют в работе, отвечают на вопросы учителя.

  1. Практическая часть урока –  15 мин.

Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению лабораторно-практической работы «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки», демонстрирует правила работы с ножом.

- Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при приготовлении пищи? (Приступая к работе, необходимо надеть фартук, косынку; рукава одежды следует закатать, чтобы они не соприкасались с продуктами и посудой; руки мыть с мылом, ногти должны быть коротко обстрижены; различные виды продуктов необходимо обрабатывать на разных разделочных досках и другие).

Критерии оценки. При выставлении оценки за лабораторно-практическую работу я буду учитывать: оформление работы, количество исследованных овощей, разнообразие способов нарезки, вывод о выполненной работе.

- Сейчас я вам раздам инструкционные карты, которые помогут выполнить лабораторно-практическую работу.

Учитель раздает инструкционные карты.

- У каждого ученика имеются свежие и вареные овощи.  Вам необходимо определить  качество овощей по трем показателям (цвет, запах, консистенция) и результаты исследования занести в таблицу 1. Затем необходимо выполнить нарезку овощей различными способами и заполнить таблицу 2. По окончанию работы сделать вывод о доброкачественности и способах нарезки овощей.

А теперь приступим к выполнению лабораторно-практической работы.

- Приступаем к работе.

Учитель проводит индивидуальный инструктаж, текущий инструктаж (по необходимости) по выполнению лабораторно-практической работы.

Инструкционная карта

Лабораторно-практическая работа.

Тема: «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки».

Инструменты и материалы: свежие и вареные овощи, разделочные доски, ножи.

Ход работы.

  1. Определить  качество овощей по трем показателям (цвет, запах, консистенция) и результаты исследования занести в таблицу 3.
  2. Выполнить нарезку овощей различными способами и заполнить таблицу 4.
  3. По окончанию работы сделать вывод о доброкачественности и способах нарезки овощей.

Таблица 1

Определение доброкачественности овощей

Название овоща

Показатель качества

Характеристика данного овоща

Вывод о качестве овоща

Цвет

Запах

Консистенция

Цвет

Запах

Консистенция

Таблица 2

Способы нарезки овощей

Название овоща

Группа

овощей

Способ нарезки

Графическое изображение

Вывод: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учащиеся выполняют практическую работу.

Учитель проверяет лабораторно-практические работы учащихся.  

  1. Подведение итогов урока –  8 мин.

Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся (ставит отметку) и степень достижения поставленных целей.

Оцените свою работу на уроке

Листы оценивания

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- На этом наш урок окончен. Не забываем привести свои рабочие места в порядок, а дежурные заняться уборкой класса.

Лист оценивания работы на уроке

  1. На уроке я работала                активно/пассивно
  2. Своей работой я                         довольна/недовольна
  3. Урок для меня показался        коротким/длинным
  4. За урок я                                не устала/устала
  5. Мое настроение                         стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                                           Полезен/бесполезен

                                                          Интересен/неинтересен

Лист оценивания работы на уроке

  1. На уроке я работала                активно/пассивно
  2. Своей работой я                         довольна/недовольна
  3. Урок для меня показался        коротким/длинным
  4. За урок я                                не устала/устала
  5. Мое настроение                         стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                                           Полезен/бесполезен

                                                          Интересен/неинтересен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей

Конспект урока по технологии в 5 классе "Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей"...

Овощи. Первичная обработка овощей.Формы нарезки овощей

Ознакомить с приёмами первичной обработки овощей и формами нарезки;сформировать навыки по определению доброкачественности овощей, умению правильной нарезки овощей, навыки безопасной работы с режущими ...

Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей.

Конспект урока по технологии ппо теме"Овощи в питании.Первичная обработка овощей.Приготовление блюд из сырых овощей. 5 класс...

Овощи в питании. Первичная обработка овощей.

Цель урока:  Ознакомить учащихся с ролью овощей в питании человека,с классификацией овощей, первичной обработкой овощей и их нарезкойЗадачи урока:•...

План- конспект урока технологии по теме "ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ВАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ"

Разработка предназначена для учителей работающих по программе Н.И. Симоненко, с учащимися 5 класса....