Открытый урок по технологии в 5 классе по теме Ручные работы
учебно-методический материал по технологии

Хусаинова Ляйсан Адибовна

Открытый урок по технологии в 5 классе по теме Ручные работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Каранская средняя общеобразовательная школа МР Буздякский район РБ

Открытый урок по технологии

в 5 классе

по теме: «Ручные работы»

учитель технологии: Хусаинова Л.А.

2020

Тема раздела: « Ручные работы»

Тема урока: «Ручные работы»

Цель урока:создать условия для: ознакомления с приемами выполнения  ручных  стежков  и строчек, формирования навыков по их выполнению, пришивания пуговиц разными способами, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

Предметные: знать  терминологию  по  теме  «Швейные  ручные  работы», правила  выполнения  прямых  стежков,познакомить со способами пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями;Метапредметные:рационально распределять время на выполнение технологических операций,работать в команде.
Личностные :формировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, объяснение с практическим закреплением, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалыучебник “Технология 5 класс” (О.А.Кожина)., рабочая тетрадь, образец стежков и строчек, набор ручных инструментов, нитки, хлопчатобумажные лоскуты ткани, линейка.

Ход урока 5 класс «Ручные работы»

 1.Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения « (3 мин).

Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки.

Учитель приветствует учеников, назначает дежурного в классе ,отмечает отсутствующих, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие: создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;создание ситуации успеха на уроке;

-У вас в руках ниточка выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с одинаковым цветом  нити  и дайте название своей  команде напишите на листе и поставьте на рабочий стол.

2. Постановка темы и цели урока:

-У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового.

-Ребята, прежде чем  начнём урок мы немного поиграем,будем отгадывать кроссворд, отгадав кроссворд  мы узнаем тему урока.

У

Ч

Н

Ы

Е

2И

Г

Л

А

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

Ц

Е

Н

К

А

5У

Т

Ю

Г

6Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы

  1. Швейные машины бывают: электрические,ножные и …….
  2. Птичка-невеличка

Носик стальной

Хвостик льняной.

  1. Что необходимо соблюдать во время работы?
  2. В конце урока каждый из ребят получит……

5. В полотняной стране

 По реке простыне

 Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

 А за ним такая гладь

 Ни морщинки не видать

     6.Два кольца,

Два конца,

Посередине гвоздик.

Тема урока: «Ручные работы»

Откройте свои рабочие тетради и запишите число и тему нашего урока.

Зная тему урока, попробуйте догадаться, чем вы будете заниматься сегодня на уроке.

 У вас в руках,ребята,ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты.

3.Изучение нового материала.

Древний человек надевал на себя шкуры животных и все, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Во время ледникового периода одежда его согревала, именно в это время люди научились соединять шкуры. В них протыкали отверстия, через которые протаскивали полоски кожи или сухожилия животных. Куски меха связывали друг с другом так, чтобы одежда держалась на теле.

Позднее человек научился скручивать шерсть и волокна растений в длинные нити. Египтяне ткали легкую материю из льна и хлопка. Шерсть пряли для изготовления теплой одежды, там, где было холодно До изобретения иглы это была просто ткань, которую обертывали вокруг тела. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить.

В средние века одежда была простой. Ее шили из двух деталей. Позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много всяких швов. Шили сложные и очень красивые костюмы и платья вручную. Именно тогда люди стали изобретать и придумывать различные ручные швы.

Шитье — это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком.

Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Очень мал ее шажок, 
А зовется он ... 
стежок!

Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.(записать определение в тетради)

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани. (записать определение в тетради)

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. 

Сегодня мы с вами научимся выполнять строчку временного назначения швом «вперед иголка» или сметочный шов.

ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОЧКИ  ПРЯМЫХ  СТЕЖКОВ

ЗАТЕМ   ПРАВОЙ   РУКОЙ    ВЫВОДЯТ    ИГЛУ    ИЗ    ТКАНИ     НА   ВЕРХНЮЮ   ДЕТАЛЬ   И   ЗАТЯГИВАЮТ    СТЕЖОК.

ДЛИНА  СТЕЖКОВ  И   РАССТОЯНИЯ   МЕЖДУ   НИМИ   ОДИНАКОВЫЕ.

IMG_8356

ПРОДОЛЖЕ-НИЕ ВЫПОЛНЕ-НИЯ

СТРОЧКИ  ПРЯМЫХ   СТЕЖКОВ

СЛЕДУЮЩИЕ     СТЕЖКИ    ВЫПОЛНЯЮТ    ТОЧНО    ТАК     ЖЕ.  В  КОНЦЕ  СТРОЧКИ  -  ДЕЛАЕМ   ЗАКРЕПКУ  (ТАК,  КАК  В  ПУНКТЕ  № 2)

IMG_8358

Правила выполнения ручных работ:

  1. Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани.
  2. Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.
  3. Длина ручных стежков должна соответствовать технологическим требованиям.
  4. Длина нити около 30 см, шьем нитью в одно сложение.
  5. Сметочные стежки удаляют после стачивания деталей.
  6. Начало  и  конец  строчки  закрепляют  не  узелком, а  двумя-тремя  короткими  стежкам.

Физкультминутка:

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

А сейчас перейдем к следующей задаче нашего урока - будем учиться  правильно и прочно пришивать пуговицу разными способами.

Давайте вспомним ,что мы знаем о пуговицах?  Для чего служат пуговицы?(ответ уч-ся)Пуговицы служат для застегивания и отделки различных изделий.

Какие пуговицы бывают?(ответ уч-ся)Они бывают разных размеров, цветов и форм.По форме- круглые, овальные квадратные и треугольные.

Из чего изготавливаю пуговицы?(ответ уч-ся) Из различных материалов.

Правила пришивания пуговиц:

1.Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы.

Сегодня на  уроке мы с вами научимся пришивать пуговицы с 4 отверстиями разными способами,

УРОК 2

«Сундучок с сокровищами».

– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

6.ПОПУГАЙ-ПО-АЙ+ОВЕРЛОК-ЕРЛОК+СПИЦА-СП=(пуговица)

Зная,какие предметы лежат в сундучке, вспомним правила безопасной работы.

 Что  нужно  сделать  до  начала  работы?

(сосчитать  количество  иголок  и  булавок  в  игольнице, положить  инструменты  и  приспособления  в  отведённое   для  них  место

Что  нужно  делать  во  время  работы?

(быть  внимательным, надевать  напёрсток  на  средний  палец  рабочей  руки, чтобы  не  уколоть  его, вкалывать  иглы  и  булавки  только  в  игольницу, класть  ножницы  справа  с  сомкнутыми  лезвиями, направленными  от  себя, передавать  ножницы  кольцами  вперёд  и  только  с  сомкнутыми  лезвиями)

А теперь ,как говорится "дело мастера боится", мы с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку» ,пришьем пуговицы разными способами.

4.Закрепление изученного материала

Практическая работа.

 «Выполнение ручного  стежка и строчки, пришивание  пуговиц».

Материалы и инструменты для практической работы: хлопчатобумажная ткани размером 10х15см, четыре пуговица с четырьмя отверстиями, линейка, ручная игла, нитки, ножницы, учебник.

Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

Необходимо сделать всего 10 стежков швом «вперёд иголка» .

  • Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками.
  • Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм.
  • Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево.

На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.
Учащиеся выполняют сметывание.

Физкультминутка (видео)

Учащиеся выполняют пришивание пуговиц любым из предложенным способом.

Обходя рабочие места учащихся, контролировать правильность организации рабочего места, правильность выполнения приемов выполнения работы, соблюдения технических условий, правил техники безопасности.

 Уборка  рабочего  места.

Вопрос:

Что  нужно  сделать  по  окончании  работы?

 (посчитать  количество  иголок  и  булавок  в  игольнице. Их  должно  быть  столько, сколько  в  начале  работы, убрать  рабочее  место)

5.Итог урока.

Я вам предлагаю дополнить  фразу.

 Я узнал……

Я научился……..

Мне пригодится это …….

Домашнее  задание.

Сейчас мы с вами откроем дневники и запишем домашние задание:

К  следующему  уроку подготовить информацию о швах постоянного назначения.

6.Рефлексия.

Перед вами карточки в этих карточках  нужно подчеркнуть фразы которые характеризуют вашу работу на уроке. Можно подчеркнуть одну или двефразы.

Карта эффективности урока.

  1. Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)

Хороший, интересный

Обычный, нормальный

Скучный, неинтересный

  1. Оцените в баллах, на сколько Вы достигли цели урока?
  2. Чему новому Вы научилась

Поднимите руку те кому было интересно на уроке?

Кому было скучно.

Поднимите руку кто на уроке отдыхал? Нет таких.

Акто работал и помогал другим?

Молодцы!!

В заключение нашего урока хочу привести русские народные пословицы: «Не игла шьёт, а руки» и «Терпение и труд всё перетрут»

.

 Практическая работа. «Выполнение ручного  стежка и строчки, пришивание  пуговиц».

Материалы и инструменты для практической работы: хлопчатобумажная ткани размером 10х15см, четыре пуговица с четырьмя отверстиями, линейка, ручная игла, нитки, ножницы, учебник.

Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

Необходимо сделать всего 10 стежков швом «вперёд иголка» .

Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками.

Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм.

Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево.

На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.
Учащиеся выполняют сметывание.

Учащиеся выполняют пришивание пуговиц любым из предложенным способом.

Практическая работа. «Выполнение ручного  стежка и строчки, пришивание  пуговиц».

Материалы и инструменты для практической работы: хлопчатобумажная ткани размером 10х15см, четыре пуговица с четырьмя отверстиями, линейка, ручная игла, нитки, ножницы, учебник.

Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

Необходимо сделать всего 10 стежков швом «вперёд иголка» .

Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками.

Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм.

Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево.

На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.
Учащиеся выполняют сметывание.

Учащиеся выполняют пришивание пуговиц любым из предложенным способом

1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать

2. игольнице иголки хранить и в булавки

3.кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.

4.вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=

6.ПОПУГАЙ-ПО-АЙ+ОВЕРЛОК-ЕРЛОК+СПИЦА-СП=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.

Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...

Открытый урок в 5 классе по теме «Ручные работы»

Открытый урок в 5 классе по теме«Ручные работы»...

Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...

Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...