Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках технологии
статья по технологии (7 класс)

Пензина Ольга Владимировна

Опыт работы с детьми с ОВЗ на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 имени 50-летия

«Красноярскгэсстрой» г. Саяногорск

учитель технологии

Пензина Ольга Владимировна

Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках технологии

        Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества. 

        Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности, которые задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

        Специфика предмета «Технология»  предполагает большое разнообразие ручных операций. Чем больше операций, которыми овладевают   учащиеся  на уроках технологии, тем лучше у них развивается координация движения рук  и пальцев. Например, внимание развивается при любых движениях в процессе ручной деятельности.  Работа с бумагой очень важна и для развития пространственных представлений, так как учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов-понятий: наверху, в середине, вокруг, над, под, слева. В связи с этим трудовое обучение выступает как творческий процесс, посредством которого активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.   В этом и заключается  развивающая роль  уроков технологии, так как одновременно происходит интеллектуальное, психологическое и физическое развитие ребенка.

        Программа по учебному предмету "Технология" предусматривает проектный метод обучения и способствует ознакомлению учащихся с техникой, технологией швейного дела, основами кулинарии, домашней экономики, санитарно-гигиенических и медицинских знаний, различными видами декоративно-прикладного творчества, средствами композиции одежды, историей костюмов разных исторических эпох и народов.

        Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знание и умение, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин, на различных этапах обучения. Проектный метод обучения можно назвать гибкой моделью организации учебного процесса, ориентированный на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося. Это предполагает развитие у школьников интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Выполняя проектную работу, дети учатся работать самостоятельно и в коллективе, отвечать за порученное дело, свой участок работы и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Каждый этап выполнения проекта имеет свое важное значение для детей с ОВЗ.

Самым сложным и первостепенным является этап планирования. Здесь возможна работа только при помощи наводящих вопросов, как можно более конкретных. На данном этапе необходимо замотивировать детей (показать примеры готовых работ в данной технике), поставить перед ними цель, выработать алгоритм действий. Не стоит забывать что обучающиеся с ОВЗ очень быстро утомляются от однообразной работы.

Во время основного этапа проекта на основе сравнения активизируется восприятие на основании которого дети включаются в аналитическую деятельность: как оформить работу, как изменить платье чтобы скрыть недостатки фигуры (моделирование) и т.д.

Развитие моторики происходит на практическом этапе работы над проектом: работа на швейной машине, конструирование, моделирование, работа с бумагой, вязание, вышивание и плетение бисером и т.д.

Также нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде и поощрении. Положительная оценка педагогом , а также одноклассниками и родителями, их деятельности утверждает у детей веру в себя и воодушевляет на новые работы.

        Подводя итоги, хочу отметить, что в системе инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями на уроках технологии необходимы адаптированные программы, применение которых способствует не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и их социальной реабилитации. А применение проектного метода обучения с использованием информационных технологий способствует их социализации, вооружает учащихся стремлением к созиданию, самореализации, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Особенности обучения мальчиков и девочек на уроках технологии

Особенности обучения мальчиков и девочек на уроках технологии. Рекомендации по отношению к обучающимся разных полов. Разработка тем проектов по технологии, подходящих как для мальчиков, так и для дево...

Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе

Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...