Особенности обучения мальчиков и девочек на уроках технологии
статья по технологии на тему

Особенности обучения мальчиков и девочек на уроках технологии. Рекомендации по отношению к обучающимся разных полов. Разработка тем проектов по технологии, подходящих как для мальчиков, так и для девочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения мальчиков и девочек на уроках технологии

Когда в моих группах на уроках технологии стали заниматься мальчики вместе с девочками, я стала понимать об особом подходе ведения предмета.

В последние годы в педагогике сложилось самостоятельное направление гендерных исследований, основанных на осознанных различиях между полами. Понятие «гендер» - от английского слова gender/dzende – может быть раскрыто в двух значениях: как пол или выражение, объединяющее слова в соответствии с их принадлежностью к мужским или женским проявлениям, а также указывающее на их отсутствие. Эти исследования показывают изменения социума в историческом и культурном контексте, стереотипы и особенности меняющейся в ходе развития общества психологии мужчин и женщин. Результаты этих исследований серьезны и становится ясно, что педагогика должна, а в некоторых случаях просто обязана уделять внимание гендерным вопросам.

К большому сожалению, все конфликты на почве несоответствия ожиданий и реального положения вещей в семье происходят в присутствии детей. Ребенок не всегда правильно понимает сути конфликта, а уж тем более пути его разрешения. На мой взгляд, именно предмет «Технология» помогает детям найти свое полноправное место в социуме, понять значимость своего биологического статуса. Перед учителем ставится задача, воспитать в мальчике ответственность за своих близких, научить владеть определенными знаниями и навыками, способствующими созданию определенного предмета труда, дать старт в выборе профессии, воспитать патриота. Девочек научить правилам «Домостроя», объяснить значимость женщины в семье и в обществе, общению с младшими, развивать эстетический вкус. На протяжении своего 20-летнего опыта, мне неоднократно приходится слушать высказывания детей о нежелании изучать тот или иной раздел предмета. В этот момент я привожу примеры из жизни: мальчику необходимо быстро пришить пуговицу, девочке сделать косметический ремонт в квартире, и уж всегда срабатывает довод долгого отсутствия близких или их болезнь.

На мой взгляд, введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью которого является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие успешной личности учащегося, умеющего быстро адаптироваться в меняющемся мире. Используя новые технологии в обучении, такие как: проектная и исследовательская деятельность, интегрированный подход, метапредметные связи, здоровьесберегающие технологии помогают современному учителю решать проблемы гендерного подхода к обучающимся. Приведу примерные темы дискуссий и тем творческих проектов используемые на уроках технологии:

  1. «Элементы декора жилой комнаты»;
  2.  «Свадебный костюм моей бабушки, дедушки»;
  3. «Влияние технологических изменений на стиль жизни и одежду»;
  4. «Современный костюм и социальный статус мужчины и женщины в обществе. Особенности молодежной моды»;
  5. «История костюма 20 века в истории моей семьи»;
  6. «Дизайн кухни»;
  7. «Пост в моей семье и его значение»;
  8. «Приготовление праздничного обеда»;
  9. «Чай и кофе. История, легенды, традиции»;
  10. «Оформление салфеток»;
  11. «Я и мое ремесло»;
  12. «Профессии моих родителей»
  13. «Новогодние игрушки»;
  14. «Рамка для семейной фотографии».

Работая над данными темами, ученики объединяются в группы и зачастую в эти группы входят и мальчики, и девочки. Результаты таких работ всегда положительны. Защищая свои проекты, дети раскрываются, становятся более коммуникабельными.

Вот почему так важно, с педагогической точки зрения, не допускать в обучаемом процессе необоснованного противопоставления двух полов. Необходимо подготовить общественное мнение в профессиональном педагогическом сообществе, внедряя гендерные знания в учительскую среду. И параллельно с этим разработать, научно обосновать и предложить учителю конкретные методики преподавания с использованием гендерного подхода по различным направлениям и профилям технологической подготовки. На рынке труда картина также противоречива, анализ показывает, с одной стороны, усиление деловой активности женщин и на этом фоне – постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда. С другой стороны, происходит вытеснение женщин во вторичный сектор экономики на мало оплачиваемые позиции. В этих условиях необходимо осуществлять подготовку молодежи к жизни и труду в общеобразовательных учебных заведениях. Строится она по традиционной схеме: технический труд (мальчики), обслуживающий (девочки) – в основной школе, профильное обучение – в старших классах. Эта схема формирует неверный стереотип, так как не учитывает гендерные изменения общества. Очевидно, что при такой подготовке к жизни процесс социализации будет затруднен, гарантирую выпускникам трудности, как на рынке труда, так и в семейной жизни.

Таким образом, учет педагогами гендерных особенностей может улучшить качество обучения. А вот какими педагогическими приемами это достичь - это вопрос квалификации педагога. В преподавании технологии гендерный аспект должен учитываться прежде всего в общетехнологическом компоненте содержания через социокультурный, исторический контекст. Необходимо подчеркнуть направленность происходящих изменений прежде всего на развитие равноправия и партнерства полов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получитс...

Рабочая программа по технологии в 6-7 классах (для совместного обучения мальчиков и девочек)

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в  6-7  классах.Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предпола...

Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках технологии

Опыт работы с детьми с ОВЗ на уроках технологии...