Открытый урок по швейному делу в 9 классе Пошив фартука без нагрудника для дежурного в столовой. (19.04.18г.)
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Будаева Тамара Гончиковна

Тип урока: Практическое повторение

Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».  

Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.

Коррекционно-воспитательная:  воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.

Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.

Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная

Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_fartuk_dlya_dezhurnyh_po_stolovoy.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа - интернат №2

Согласовано

Зам.  по УВР______Л.А.Осколкова

"_____"__________2018г.

Открытый урок по швейному делу в 9 классе

Пошив фартука без нагрудника

 для дежурного в столовой.

(19.04.18г.)

Учитель технологии:

Будаева Тамара Гончиковна

2018г.

Тема: Пошив фартука без нагрудника для дежурного в столовой.

Тип урока: Практическое повторение

Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .

Задачи:

Коррекционно-образовательная: 

Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».  

Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.

Коррекционно-воспитательная:  воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.

Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.

Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная

Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа, оборудование

Основное содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Релаксация на начало урока

Организует выполнение упражнения

Проверяет готовность к уроку

Выполняют упражнения

Готовятся к уроку, садятся за парты

2.

Целеполагание, планирование деятельности на уроке

Введение в тему урока

Ситуации для обсуждения

Вступительное слово, загадка.

Читает ситуации для обсуждения, задает вопрос, организует обсуждение

Слушают учителя, отгадывают загадку,

Обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение, формулируют вывод

3.

Актуализация знаний

Словарная работа

Фронтальная беседа, презентация «Фартук»

Игра «Да - нет»

Проводит словарную работу с использованием словаря

Организует беседу по вопросам, демонстрирует презентацию

Организует игру, чтобы выбрать ткань для фартука

Работа со словарем

Составляют предложения со словом «фартук»

Отвечают на вопросы

Выбирают правильный образец ткани, объясняют свой выбор

4.

Подготовка к практической работе

Анализ образца

Работа с иллюстративным материалом «Виды швов».

Определение последовательности изготовления изделия

Физкультминутка

Организует обсуждение, анализ модели фартука

Организует работу с карточками

Организует работу с технологической картой

Организует

выполнение упражнение на снятие напряжения

Рассматривают фартук, отвечают на вопросы

Рассматривают карточки, отвечают на вопросы, делают выбор

Самостоятельно составляют план технологических операций с помощью табличек с выполнением работ;

располагают  на технологической карте правильную последовательность изготовления фартука;         читают по цепочке план пошива фартука на поясе

Выполняют упражнение

5.

Практическая работа

Инструктаж по охране труда и технике безопасности

Выполнение практической работы  по технологической карте

Текущий инструктаж

Организует повторение правил по технике безопасности

Контролирует выполнение практической работы, помогает при затруднениях

Проверяет организацию рабочего места учащихся,

соблюдение правил ТБ,   правильность и качество выполнения работы

Повторяют правила техники безопасности

Выполняют практическую работу по технологической карте

Осуществляют самоконтроль

Итог урока

Анализ выполнения практической работы.

Уборка рабочих мест

Рефлексия деятельности

Предлагает учащимся проанализировать свои работы

 Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест Подводит  итоги практической работы.

Оценивают свою работу обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку.

Убирают рабочее место

Читают стихотворение

Ход урока.

  1. Организационный момент

1. Релаксация на начало урока

«Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

  1. Целеполагание,  планирование деятельности на уроке

1. Введение в тему урока

- Отгадайте загадку. Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед (
Фартук)

- Ваше внимание на стенд «Сегодня на уроке». Назовите изделие.

2. Ситуации для обсуждения

- пятиклассники дежурили в столовой. Таня случайно пролила компот, и брызги попали на новую юбку. Как предотвратить такую ситуацию? (Во время дежурства одевать фартук)

- Некоторые учащиеся нашей школы неохотно дежурят в столовой. Какой может быть выход? ( В новых нарядных фартуках ребята добросовестно и с удовольствием будут выполнять обязанности дежурного).

- Сегодня на уроке мы будем изготавливать фартуки для дежурных в столовой

  1. Актуализация знаний
  1. Словарная работа

 - Я хочу обратить ваше внимание на наш словарик  - слово «фартук».

Придумайте, каждая, по одному предложению со словом фартук.

  1. Фронтальная беседа с демонстрацией слайдов презентации

- Для чего служит фартук? (Для защиты одежды от загрязнения. Слайд 1, 2)

- Для кого мы шили фартуки?

- Назовите детали фартука. (Нижняя часть, нагрудник, бретель, пояс, карман. Слайд 3)

- От чего зависит количество деталей фартука? (От фасона. Слайд 4)

- Что такое фасон? (Внешний вид изделия. Слайд 5)

- От чего зависит выбор фасона фартука?

- Перед вами фартуки. Чем отличаются фартуки? Что общего? (Разной формы, разного цвета, с разной отделкой. Слайд 6).

- Что может использоваться в качестве отделки? (Ткань другого цвета и фактуры, декоративную тесьму, вышивку, кружево, оборки, аппликацию).

- Какие ткани применяются при пошиве фартука? (х/б, бязь, ситец, сатин, нейлон, лен)

- Какой фартук можно сшить для работы в столовой? Почему? (фартук для кулинарных работ лучше шить из х/б тканей светлых тонов гладкокрашеных или с печатным рисунком, отделка должна быть простой, так как фартуки часто стирают и гладят. Слайд 7)

2. Игра «Да - нет»

Я показываю образцы тканей, вы выбираете: из какой ткани можно сшить фартук для столовой, отвечая – «Да», «Нет».

  1. Подготовка к практической работе
  1. Анализ образца

- Рассмотрите образец фартука, который мы будем изготавливать.

- Пошив какого фартука мы сегодня будем выполнять? (фартук без нагрудника на поясе)

- Сколько деталей имеет фартук на поясе? (две детали)

- Назовите эти детали (нижняя часть и пояс).

- Из какой ткани сшит фартук? (бязь)

        2. Работа с иллюстративным материалом «Виды швов»

У каждого из вас на столе лежат карточки с образцами машинных швов. Отберите те, которыми вы будете пользоваться во время работы. Назовите отобранные швы.

- Какие швы применяем при пошиве фартука на поясе? (стачной, накладной)

- К каким группам относятся эти швы?

- Что такое соединительная группа швов?

- Для чего служит краевая группа швов?

        3. Определение последовательности изготовления изделия.

- Давайте составим план по пошиву фартука с помощью табличек с выполнением работ. (Учащиеся самостоятельно составляют план технологических операций с помощью табличек с выполнением работ) 

- Расположите на технологической карте правильную последовательность изготовления фартука

- Посмотрите на доску -   в правильной ли последовательности расположены

этапы изготовления фартука?

- Читаем по цепочке план пошива фартука на поясе

1.  Обработать боковые и нижний срезы двойной косой обтачкой. Ширина шва 2 см.

2.  Обработать пояс

3.  Обработать верхний срез поясом стачным (1см) и накладным швом (1-2 мм)

4.Отутюжить изделие.

       4. Физкультминутка

  1. Упражнения "Шары здоровья"
  2. Практическая работа
  1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности

- Можем ли мы приступить к выполнению практической работы? 
Почему? (не повторили правила ОТ и ТБ)

- Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Требования безопасности перед началом работы.

  1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. 

Требования безопасности при работе с иглой. 

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. 
  2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. 
  3. Шить иголками только с наперстком. 
  4. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед. 
  5. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 

Требования безопасности при работе на бытовой швейной машине. 

  1. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины. 
  2. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой. 

Требования безопасности по окончании работы на бытовой швейной машине. 

  1. Отключить электрическую швейную машину от сети. 
  2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место. 
  3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом. 

Техника безопасности при пользовании электрического утюга 

  1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга. 
  2. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения. 
  3. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. 
  4. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку. 
  5. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура. 
  6. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой. 
  7. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 
  8. Отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не за шнур. 
  1. Выполнение практической работы

 (Выполняют практическую работу по технологической карте)

  1. Текущий инструктаж

(Проверка организации рабочего места учащихся, соблюдения правил ТБ,   правильности и качества выполнения работы.)

  1. Итог урока
  1. Анализ выполнения практической работы.

- Какое изделие изготавливаем? (Фартуки для дежурных в столовой)

- Назовите план пошива фартука.

- Давайте посмотрим ваши работы, сегодня у вас особенно хорошо и аккуратно выполнена работа. Все дети работали хорошо, старались. Технологические операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие и отличные оценки

    2. Уборка рабочих мест

   

  Самоанализ урока трудового обучения (швейное дело) в 9 классе

Урок практического повторения.

"Пошив фартука без нагрудника для дежурства в столовой"

  1. Анализ цели урока.

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремилась точно сформулировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока.

Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .

Задачи:

Коррекционно-образовательная: 

Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».  

Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.

Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.

Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная

Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.

Цели и задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта.  Тема: «Пошив фартука без нагрудника для дежурных по столовой». По заказу школы. Учебный материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую последовательностью. Тип урока - практическое повторение. Урок проходил в 9 классе. Учебный материал отобран в соответствии с возможностями обучающихся согласно программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения материала в виде рассказа учителя, с опорой на наглядность и учебник. Цели и задачи реальные, достижимые.

  1. Анализ структуры и организации урока.

Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.

- Организационный момент 

- Целеполагание, планирование

- Актуализация знаний

- Подготовка к практической работе

- Практическая работа

Тип урока: практическое повторение

Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел необходимые материалы: тетради, учебники, опорные схемы, карточки – задания Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла по степени необходимости

Мобилизующему началу урока способствовали развивающие упражнения, релаксация. Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов, анализа урока, рефлексии, что обеспечило целостность и завершённость

На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся работали активно, была работа в группах, выбор заданий дифференцировался. Я считаю, план урока выполнен, задачи реализованы,

  1. Анализ содержания

Содержание урока соответствует требованиям специальной программе по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционных) школ VIII вида.  В основу изложения учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения. В уроке я учитывала особенности усвоения теоретических знаний учащимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний). Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Урок несёт практическую направленность, поскольку формирует представление учащихся о возможных способах обработки фартуков.

4.Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Моя задача как учителя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную деятельность учащихся.

Учеников 9 класса привлекают интересные по форме задания, они быстро вовлекаются в урок. Проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать задачу урока с учётом темы урока. Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый) Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность, раздаточный материал.

В условиях коррекционной школы я уделяла внимание методам стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а также поощрение, контроль, дискуссии. У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ иллюстрации, показ образца, показ способа действия). Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа). Проблемное изложение материала было связано с использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений.

Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы проводится с целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальная беседа. Поскольку ученики с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые речевые трудности, очень важно для меня приучить давать полный ответ на вопрос. При проверке и оценке знаний применяю индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски.

Качественное освоение материала проверяется на этапе фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися предполагают два уровня сложности.

Учитывая сложность восприятия учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, для меня является важным спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.

5.Анализ работы учащихся на уроке.

Среди недостатков развития учеников с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации занимательности, ситуаций успеха. Как следствие учащиеся проявляли активность, заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес и активность поддерживался проблемным изложением. Ученики с недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке. Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной работы с книгой, тестами, графическими схемами Учащиеся работали самостоятельно, овладевали навыками самоконтроля с помощью практических заданий. Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное восприятие материала, не способность учащихся с ограниченными возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является психологический комфорт. В конце уроке учащиеся показали своё настроение, отношение к уроку Ученики были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока.

6. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения урока.

Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также закрепления наглядности.

На перемене использую режим проветривания. В ходе урока была скрытая физминутка  (перемещение в группы, согласен с ответом - встань).

Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс

Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались

Общие выводы по уроку: В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.

К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической работы. Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты открытых уроков по швейному делу в 7 классе

Тема урока: «Ремонт  одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.Тема урока:Складка: виды, назначение, конструкция...

Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья».

Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья».   ...

Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе».

·        Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе»....

Конспект открытого урока по швейному делу 7 класс «Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке»

          Все воспитанницы 7 класса, обучающиеся швейному делу страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня...

Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...

Конспект урока по швейному делу на тему "Фартук"

конспект урока по швейному делу для 6 класса  СКОУ 8 вида....