Технологическая карта урока технологии «Швейная машина»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Альфия Нигматовна Пупкова

Учащиеся будут знать:

-  виды швейных машин;

- технологию намотки нижней нити на шпульку,  заправку верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность.

Учащиеся будут уметь:

-использовать возможности различных компьютерных  программ при выполнении заданий, работать с интернет - ресурсами;

- наматывать нижнюю нить на шпульку,  заправлять верхнюю и нижнюю нити, выводить  нижнюю нить на поверхность;

-уметь работать с информацией;

- подбирать информацию;

- анализировать  информацию  и представлять  ее в различных формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii_pupkovoy_a.n.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

Ф.И.О. учителя: Пупкова Альфия Нигматовна,  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа с.Камышла м.р.Камышлинский  Самарской области.

Предмет: Технология

Класс: 5 класс

Учебник: Технология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.В.Синицына,  П.С.Самородский, В.Д.Симоненко.

Тема урока: Швейная машина.                                                  

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока

Швейная машина.                                                  

Цель урока

Обучающая – освоение понятия «Швейная машина», «верхняя и нижняя нить», формирование умений заправки нижней и верхней нити, намотки нитки на нижнюю шпульку; овладение общетрудовыми и специальными умениями; углубление представлений учащихся  о трудовой деятельности на электрической швейной машине с дисплеем.

 Развивающая – формирование мотивации к изучению технологии; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности,  творческих  способностей.

Воспитывающая – воспитание трудолюбия, бережного отношения к учебно-методическому оснащению кабинета.

Планируемые результаты

Учащиеся будут знать:

-  виды швейных машин;

- технологию намотки нижней нити на шпульку,  заправку верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность.

Учащиеся будут уметь:

-использовать возможности различных компьютерных  программ при выполнении заданий, работать с интернет - ресурсами;

- наматывать нижнюю нить на шпульку,  заправлять верхнюю и нижнюю нити, выводить  нижнюю нить на поверхность;

-уметь работать с информацией;

- подбирать информацию;

- анализировать  информацию  и представлять  ее в различных формах.

Формируемые компетенции

Формируемые УУД:

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности; формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе.

Регулятивные: планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками , способ взаимодействия друг с другом.

Личностные: воспитание у учащихся культуры труда,  возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение  в значимости приобретенных знаний; умение провести самооценку.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Методы контроля: устный.

Приемы: элементы технологии РКМЧЧП, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная.

Основные понятия и термины

Швейная машина  универсальная  бытовая, промышленная; электрический привод; электронный дисплей; верхняя нить, нижняя нить, катушечный стержень, нитенаправитель моталки, шпиндель моталки, стопор моталки, маховое колесо, челнок, пластинчатые пружины, нитепритягиватель, лапка.

Основные источники информации

Учебник технологии § 21, компьютерная презентация. https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина

Оборудование

Проектор, компьютер, нетбуки, электрические бытовые швейные машины, швейные принадлежности,   инструкционные карты, рабочая тетрадь.

№ этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Самоопределение деятельности.  Мотивация учебной деятельности.

Проверка  явки  и  готовности  учащихся  к  уроку.

2

Актуализация опорных знаний .

Слайд 1

-Девочки, что вы видите на экране?

- Я выстроила  схему, где стрелками показано, в каком порядке связаны между собой эти предметы. Что вы можете сказать, глядя на схему?

- Многие текстильные изделия, которые нас окружают, которые  мы с вами носим, сшиты на швейных машинах. Если бы человек не придумал швейную машину, думаю, что мы не смогли бы иметь такое количество текстильных изделий.  Итак, сформулируем тему нашего урока.

Слайд 2

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

-На экране мы видим ткань, швейную машину и платье.

- Глядя на схему, можно сказать, что из ткани при помощи швейной машины можно сшить платье.

- Швейная машина. 

3

Постановка цели и задач. Открытие  новых знаний.

- Работать по теме будете в парах.  Я раздам вам вопросы, в конце вопроса есть подсказка, где найти ответ на вопрос.  По ходу изложения темы вы будете мне давать ответы на вопросы, которые получили. Вам в помощь будут учебники и сайт, который мы  сейчас откроем.

Слайд 3

Итак, откройте учебник на странице 129, откройте сайт, гиперссылка которого указана у вас в компьютерах.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина

 Минута на то, что бы ознакомиться с вопросами.

На прошлом уроке мы уже немного касались этой темы. Сегодня  мы подробней  узнаем, что такое швейная машина, научимся наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити на швейной машине, выводить нижнюю нить на поверхность швейной машины. Т.е. мы ознакомимся с операциями, которые готовят швейную машину к работе.

Что же такое швейная машина? Кто даст мне определение?

- Швейная машина - основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий. 

4

Работа в тетради.

- В тетрадях запишите определение швейной машины.

5

Открытие  новых знаний.

- А в каком веке  и кем была создана первая швейная машина?

Слайд 4

- Где  же применяют швейные машины, у кого этот вопрос, кто ответит?

- Швейные машины имеют очень широкое применение во всем мире, именно поэтому  их можно разделить на две группы на какие, у кого есть этот вопрос?

Правильно. Машины  для  домашнего  использования, в быту – это бытовые машины. Машины, которые  используют на  швейных  фабриках,  в массовом производстве,  в ателье - это промышленные (производственные) машины.

-     Сегодня мы с вами рассмотрим бытовые машины. Их можно разделить на три вида.  

Слайд 5

Машины  с ножным приводом, с ручным приводом,  с электрическим приводом и электронным дисплеем. Машины с ножным и ручным приводом в наше  время в магазинах практически найти невозможно. Их заменили новые современные машины с электрическим приводом и электронным дисплеем. Наш класс оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем.

Кто мне ответит, что такое привод?

- Создание швейной машины произошло во второй половине 18 века. Изобретателя зовут Карл Дрез.

Швейные машины применяются в швейной, 

трикотажной, обувной и других отраслях 

лёгкой промышленности, а также в быту.

-1группа: бытовые

-2 группа: промышленные

- Привод – устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение.

6

Работа в тетради. Открытие  новых знаний.

Слайд 6

-Правильно, давайте запишем в тетради определение привода.

- Я вам уже сказала, что наш кабинет оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем.  У кого вопрос,  что такое дисплей?

- Дисплей -  устройство машины для визуального (видимого) отображения информации (вид стежка, длина стежка).

7

Открытие  новых знаний. Включение в систему знаний и повторения.

- Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и  другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий. Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее).

Слайд 7-8-9-10

 В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин . В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею. Современные швейные машины бывают узкой  специализации (это когда на швейной машине выполняется  только одна операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание, вышивание), такие машины используются в промышленном производстве. Универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям), такие машины часто используют в быту.

 Слайд 11

Как можно назвать, швейные  машины, на которых мы с вами учимся шить?

- На прошлом уроке мы с вами не столь обширно, но уже  обращались к швейной машине и изучали строение швейной машины, которая имеется в нашем кабинете. Эти знания вам понадобятся для изучения  операций, которые готовят машину к работе.

- Для работы на швейной машине используют две шпульки. Одна большая  - с нитью верхней, которая идет сверху по машине, вторая – маленькая, с нитью нижней, которую мы наматываем  на шпульку. Нижняя шпулька находится в челночном устройстве машины и идет в комплекте с машиной. Для того, что бы подготовить машину к работе, нужно провести четыре  операции:

Первая -  намотать нижнюю нить на шпульку.

Слайд12

Намотка нижней нитки на шпульку:

1.основная шпулька устанавливается на катушечный стержень

2.нить протягивается через нитенаправитель моталки и наматывается на шпульку

3.шпульку надеть на шпиндель моталки и прижать к стопору моталки

4. привести в нерабочее положение маховое колесо

5.нажать на педаль и намотать нитку

6.когда нитка намотается, шпиндель моталки остановится автоматически

7.отжать шпульку влево, нить отрезать, маховое колесо вернуть в рабочее положение.

Слайд13

Заправка нижней нити:

1.шпульку в челнок, нитку провести под пластинчатые пружины

2.челнок в челночное устройство, так, что бы рычаг челнока попал в гнездо челночного устройства до щелчка

Слайд 14

Заправка верхней нити:

1.большую катушку с нитью устанавливаем на катушечный стержень

2.через нитенаправитель вниз, вверх через нитепритягиватель, вниз в пружину возле иглы, в ушко иглы от себя, под лапку.

И сейчас  я приглашаю вас  подойти к швейной машине.

- На практике я покажу вам,  как намотать и заправить нижнюю нить, заправить верхнюю нить и вывести   нижнюю нить на поверхность:

(комментируя, учитель выполняет все операции)

Выведение нижней нити на поверхность.

1.верхнюю нить тянем на  себя и опускаем иглу при помощи махового колеса в челночное устройство, делаем несколько вращений на себя

2.вытягиваем верхнюю нить на поверхность и вместе с ней петлю нижней нити.

3.за петлю вытягиваем нижнюю нить на поверхность.

- Пройдите к швейным машинам, сядьте и повернитесь ко мне. Слайд15

Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, повторим технику безопасности при работе на швейной машине.

- Универсальные швейные машины.

(ученицы встают вокруг стола со швейной машиной)

(Ученицы по очереди называют правила безопасной работы)

8

Практическая часть занятия.

Вводный инструктаж.

- Итак, ваша задача -  приготовить машину к работе.  Кто скажет, что для этого нужно сделать.

- Правильно.  Во время работы помните о технике безопасности при работе на швейных машинах. На столах возле машин лежат инструкционные  карты, в них дана  последовательность ваших действий, которая включает в себя четыре операции. Воспользуйтесь этими картами (Приложение №1)  выполняя практическую часть нашего занятия.

Приступить к 1  операции: намотка нитки на нижнюю шпульку.

- Закончили работу.  

Приступили ко второй операции:

Вложили шпульку в челнок и установили в челночное устройство.

- Перешли к третьей операции: заправка верхней нити;

-Выполняем четвертую операцию: выведение нижней нити на поверхность;

-Практическая часть нашего урока завершена и сейчас я предлагаю вам оценить свою работу при помощи оценочного листа, который лежит рядом с машиной  и сформулировать сделанные во время практической работы выводы.

- для того, что бы приготовить машину к работе нужно:

1.намотать нижнюю нитку на шпульку;

2. заправить нижнюю нить;

 3.заправить верхнюю нить;

4.вывести нижнюю нить на поверхность.

Практическая работа.

9

Контроль формирования знаний и умений.

-______________, какую оценку ты поставила себе за работу?  Работа проведена аккуратно и правильно, я с тобой согласна и ставлю тебе…  (оценивание практической работы выставление оценок)

10

Закрепление материала.

- Возьмите инструкционные карты с собой. Сядьте за парты и давайте закрепим то, что мы сегодня прошли на уроке.

1.На какие две основные группы делятся швейные машины

(промышленные и бытовые)

2.Какой привод имеют бытовые швейные машины?

(ножной, ручной, электрический)

3.Какой привод на швейной  машине лучше и почему?

(электрический привод  лучше, потому что электрическая машина шьет быстрее и производительность труда повышается)

4.Какие операции нужно провести, что бы приготовить швейную машину к работе?

(намотку нижней нити, заправку верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность)

Ответы учениц

11

Домашнее задание.

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

Выучить определения, закрепить навыки  намотки нити, заправки верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность. В подготовке домашнего задания вам станут помощниками инструкционные карты, которые я прошу вас вложить в тетради.

12

Рефлексия деятельности.

- Подводя итог нашего урока, хочу спросить

1.Достигли ли вы своей цели во время урока?

2. Что вы узнали в ходе урока?

3.Что было для вас наиболее интересно и почему?

- А сейчас, в завершении, мы  с вами создадим палитру  нашего настроения. На столах у вас лежат восклицательные знаки трех цветов.  Пусть каждый из вас прикрепит тот восклицательный знак, который соответствует вашему настроению.

Хочу отметить, что красный цвет вызывает стремление к действию, ваш работа сегодня прошла активно и плодотворно.

Зеленый цвет говорит о внутренней гармонии,  ваша работа прошла спокойно и уверенно.

Желтый цвет  способствует любознательности и познанию, ваша работа на уроке дала вам познания нового и интересного. Я довольна вашей работой и позвольте мне дополнить палитру настроения красным восклицательным знаком, потому что, по- моему мнению, урок у нас прошел активно и плодотворно.

 ( учитель поднимает красный восклицательный знак)

На этом наш урок окончен.

Ответы учениц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока технологии по теме "Швейная машина"

Подробная разработка урока по ФГОС в форме технологической карты...

Технологическая карта урока технологии в 6 классе Тема «Уход за швейной машиной. Образцы швов»

Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов»...

Технологическая карта урока: «Бытовая швейная машина» - 5 класс

Технологическая карта урока "Бытовая швейная машина" для 5 класса.1 урок. Разработка урока будет полезна для учителей технологии....

Технологическая карта урока технологии 6класс "Виды машинных операций. Машинные швы"

Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 6 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2015 г....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"...

Технологическая карта урока технологии (5 класс) по теме "Швейная машина"

Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина"...