Урок технологии "Текстильные материалы"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
7 класс, девочки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tekstilnye_materialy.doc | 100.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_obereg.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии «Текстильные материалы»
Тема урока | «Текстильные материалы. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» |
Цель урока | Обучающая – освоение понятия «Текстильные материалы», их свойств и характеристик, формирование умений изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов; овладение общетрудовыми и специальными умениями. углубление представлений учащихся о народных традициях и обычаях (обереги – мешочки, лапти и др) Развивающая – формирование мотивации к изучению технологии; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности, творческих способностей; Воспитывающая – воспитание трудолюбия, уважения к народным традициям, семейным ценностям. |
Планируемые результаты | Учащиеся будут знать: -отдельные виды текстильных материалов (натуральные материалы) - элементы многовековой истории культуры, связанной с народными поверьями и приметами; -виды оберегов и их символическое значение; - последовательность выполнения действий при изготовлении мешочка-оберега; Учащиеся будут уметь: -использовать возможности различных компьютерных программ при выполнении заданий, работать с интернет - ресурсами; - изготавливать мешочек-оберег, используя различные материалы; -декорировать мешочек-оберег различными деталями; -уметь работать с информацией, - подбирать информацию - анализировать информацию и представлять ее в различных формах; |
Формируемые компетенции | Формируемые УУД: Познавательные (анализ, сравнение, моделирование и др.) Коммуникативные (способность конструктивно взаимодействовать, распределять поручения и др.) Регулятивные (ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль и коррекцию результатов и др.) |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный. Приемы: элементы технологии РКМЧЧП, проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Текстильные материалы, поделочные материалы, оберег, мешковина, парусина |
Основные источники информации | Технология:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.В.Синицына, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко. http://www.topauthor.ru/chto_takoe_obereg_438e.html http://tkanitex.ru/index.php/meshkovina http://www.narodko.ru/article/cloth/ulen/brezent_parucina_brezentovaa.htm |
Оборудование | Компьютеры, интерактивная доска, слайдовая презентации, электронно-образовательные ресурсы, клей, монетки, крупа, мешочки из грубой льняной ткани, семена тыквы, семена подсолнуха, бобовые, гречка, крендели, сушки, косички из пряжи, лавровый лист, наглядный материал. |
Время занятия | 40 минут |
I. Самоопределение деятельности. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, девочки. Вижу, что все готовы к уроку, и мы начинаем наш урок. Внимание на экран. Скажите, уютно в этой комнате и почему?
Ответ ученица: Нет, потому что эта комната пуста.
Слайд 2
Учитель: А сейчас как выглядит комната и почему?
Ученица: Комната выглядит красиво и уютно, потому что убрана мягкой мебелью, подушками, покрывалами.
Учитель: Многие изделия, которые создают уют и красоту нашего дома сделаны из тканей, которые мы называем текстильными материалами. Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Ученица: «Текстильные материалы»
Учитель: Молодец, ну а сейчас внимание на экран.
Слайд 3
Учитель: Итак, девочки, кто является героем мультфильма и что вы о нем скажете?
Ученица: Героем мультфильма является Домовенок Кузя. Он хозяин и защитник дома.
Учитель: Правильно, домовенок в этом мультфильме защищает дом, оберегает его от разорения. Можем ли мы сказать, что домовенок Кузя является оберегом дома?
Ученица: Да
Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний
Слайд 4
Учитель: Как вы думаете, а почему тема урока «Текстильные материалы» и вдруг обереги?
Ученица: Наверное, потому что, обереги зачастую изготавливаются из текстильных материалов, а декорируются поделочными материалами.
Слайд 5
Учитель: Итак, сформулируем тему нашего урока. Тема урока - «Текстильные материалы. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
А какова цель нашего урока?
Ученица: Цель нашего урока – познакомиться с видами текстильных материалов и их свойствами;
создать изделие из текстильных материалов.
Учитель: А достичь цели нам помогут информационно-коммуникационные технологии:
ресурсы Интернет, различные компьютерные программы, компьютеры, интерактивная доска.
Вы наверное догадались, какое изделие мы с вами будем делать?
Ученица: Мы будем делать оберег.
III. Открытие новых знаний.
Слайд 6
Учитель: Девочки, в слове Оберег ударение ставится на первую гласную.
Правильно говорить - Оберег. А что такое оберег я предлагаю вам найти на сайте,
гиперссылка которого указана у вас в нетбуках. Откройте ее
http://www.topauthor.ru/chto_takoe_obereg_438e.html и найдите что такое оберег.
Ученицы открывают сайт и зачитывают: Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Учитель: С давних лет люди были подвержены страхам и суевериям. Они боялись порчи, сглаза, пожара, чумы, засухи, наводнения. Крестьяне не учились в школах и знаний о природных явлениях у них не было. Вот и придумали они себе различные обереги, которые оберегали бы дома от напастей. На самом деле Оберег - это предмет, или по - другому просто , сувенир. Некоторые из сувениров вы видите на нашей выставке.
Скажите, создавая обереги, что больше всего хотел защитить человек?
Ученица: Дом.
Учитель: Правильно, дом. Ну а почему дом, почему не себя?
Ученица: Потому, что если человек потеряет дом, то он может потерять семью.
Учитель: Правильно, если у человека не будет дома, то не будет и семьи, а семья для человека – это самое главное и дорогое в жизни.
Учитель: Итак, мы пришли с вами к одному важному выводу: из века в век семья и дом для человека не разделимы и важны. А сейчас давайте сделаем небольшое отступление и вспомним тему «Натуральные волокна».
IV. Включение в систему знаний и повторения.
Слайд 7
Учитель: На экране таблица. Давайте вставим в нее в правильном порядке термины о натуральных волокнах. К доске пойдет…..
Ученица работает у доски
Учитель: Мы уже отметили с вами, что многие сувениры-обереги изготовлены из текстильных материалов, как правило - это грубые льняные ткани. Что же такое на самом деле грубая льняная ткань? На самом деле в основном – это мешковина и парусина. Предлагаю вам найти информацию об этих тканях на сайтах, гиперссылки которых указаны у вас в нетбуках.
Слайд 8
http://tkanitex.ru/index.php/meshkovina
http://www.narodko.ru/article/cloth/ulen/brezent_parucina_brezentovaa.htm
Слайд 9
Учитель: А сейчас, девочки, посмотрите на экран. Как называется этот оберег, и из какого материала он сделан?
Ученицы. Этот оберег называется «Мешочек счастья» и сделан он из мешковины.
Учитель: Кто мне скажет, какой сувенир мы сегодня на занятии будем делать?
Ученица: Мы будем делать сувенир мешочек счастья.
Учитель: Правильно.
V. Самостоятельная работа в группах. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Слайд 10
Для того чтобы изготовить мешочек - оберег нам понадобятся:
1.мешочек, который сшит из грубой льняной ткани, парусины;
2. клей «Момент»;
3. крупа;
4. предметы для декорирования мешочка (тыквенные семечки, горох, фасоль, выпечка из соленого теста, монетки, цветы подсолнуха, зеленые листочки, атласная лента, лавровый лист, чеснок);
Работать будете в группах, в которые распределитесь по желанию. Каждая группа должна будет сделать один мешочек. Хочу заметить, что мешочки носят разные названия.
Слайд 11
Например: мешочек удачи, мешочек богатства, мешочек здоровья и т.д. Обратите внимание, каждый сувенир чем-то украшен. Этим предметам люди отводили особое место. Информация об этом лежит у вас на столах (Приложение 1), вы можете сейчас с ней ознакомиться. Посоветуйтесь в группе и определите, какой мешочек - оберег вы будете делать, и какими предметами в соответствии с названием вам нужно будет его украсить.
VI. Выполнение изделия.
Слайд 12
Учитель: Во время работы помните о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. На столах у вас лежит дорожная карта ( Приложение 2), в ней дана последовательность ваших действий. Начинаем практическую часть нашего занятия. На экране вы видите первый этап по созданию мешочка - оберега.
Слайд13
1 этап. Мешочек наполните крупой и свяжите верхний край косичкой.
Все справились. Молодцы. Переходим к следующему этапу.
Слайд 14
2 этап. Верхний собранный край мешочка расправьте, как цветочек.
Все справились? Молодцы. Переходим к следующему этапу.
Слайд 15
3 этап. На клейкой бумаге напишите символику мешочка и приклейте на мешочек.
Слайд 16
4 этап.
Учитель: Вы уже дали название своим мешочкам. И пусть они пока одинаковые, разными их сделает ваша фантазия, творчество, эстетический вкус, которые вы проявите при декорировании мешочка. На экране показано различное оформление мешочков. У вас на компьютере изображен мешочек и собраны предметы для декора. Предлагаю вам в программе Power Point смоделировать свое изделие. Тщательно продумайте композицию декора, создайте дизайн-проект и подготовьте все необходимые элементы к украшению мешочка. Не забывайте, предметы, которыми вы будете украшать свои мешочки должны соответствовать названию. Планируйте вместе, помогайте друг другу, прислушивайтесь к мнению друг друга.
VII. Создание дизайн - проекта. Моделированием мешочка – оберега в программе Power Point.
Учитель: Смотрю на вас и вижу в вас художников-модельеров. Удивительно, насколько интереснее и увлекательнее стали учебные занятия с использованием компьютерных технологий.
Итак, у кого дизайн - проекты готовы, тот может продолжить практическую часть урока. При помощи клея приклейте на мешочек предметы декора, пользуясь дизайн-проектом. По окончанию работы приведите рабочие места в порядок.
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
Слайд 17
Учитель: Вот и получился у нас прекрасный сувенир, оберег. У кого-то он должен принести удачу, у кого - счастье, у кого-то богатство. А я приглашаю всех на наш Вернисаж, где будут представлены ваши работы. Девочки выйдите к доске и расскажите, как вы назвали свой мешочек, какими символами его украсили и почему вы выбрали эти символы?
Ответы учащихся
Учитель: Приглашаю вас выставить на вернисаже свое изделие.
Все группы девочек выступят со своим мешочком.
IX. Рефлексия деятельности.
Учитель: Подводя итог нашего урока, я прошу вас заполнить оценочные листы (Приложение3) , которые лежат у вас на столах.
1.Достигли ли вы своей цели во время урока?
2. Что вы узнали в ходе урока?
3.Что было для вас наиболее интересно и почему?
4.Стал ли наш урок более интересным с использованием информационно-компьютерных технологий и почему?
Заполнили? От каждой группы выступит один человек. Давайте заслушаем ….
Ответ ученицы.
Учитель: Предлагаю вам создать палитру оценок нашего урока. На столах у вас лежат восклицательные знаки, оцените свою работу и работу девочек в других группах.
Красный – отлично
Зеленый – хорошо
Желтый – удовлетворительно
Учитель: Это хорошо, что вы объективно оцениваете свою работу и работы других девочек. А сейчас, в завершении, мы с вами создадим палитру нашего настроения. Пусть каждый из вас прикрепит тот восклицательный знак, который соответствует вашему настроению.
Хочу отметить, что красный цвет вызывает стремление к действию, ваш работа сегодня прошла активно и плодотворно.
Зеленый цвет говорит о внутренней гармонии, ваша работа прошла спокойно и уверенно.
Желтый цвет способствует любознательности и познанию, ваша работа на уроке дала вам познания нового и интересного. Я довольна вашей работой и позвольте мне тоже поставить вам оценки. ( учитель поднимает красный восклицательный знак)
Учитель: Девочки, конечно, мы можем возлагать какие-то надежды на мешочки – обереги, которые мы с вами изготовили, но не забывайте о том, что только мы с вами имеем силу, которая несет согласие и единство в наши семьи, дает благополучие и богатство. Берегите своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Будьте добры и внимательны к ним, мешочек - оберег будет вам в этом помощником! На этом урок наш окончен.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАМЫШЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАМЫШЛИНСКЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сценарий учебного занятия по технологии «Текстильные материалы. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Разработал
учитель технологии
ГБОУ СОШ с.Камышла
Пупкова А.Н.
2014г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
http://www.topauthor.ru/chto_takoe_obereg_438e.html
натуральные волокна растительного происхождения лен шерсть шелк животного происхождения хлопок
Мешочек счастья
1 этап Мешочек наполнить крупой и связать верхний край косичкой . 2 этап Верхний собранный край мешочка расправить, как цветочек 3 этап На клейкой бумаге написать символику мешочка и приклеить на мешочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по материалу песни Битлз “When I’m Sixty Four”
Я часто использую песни на уроках английского языка.После знакомства с песней “Битлз” “When I’m Sixty Four” ребята решили сделать проект ко Дню рождения Джона Леннона, целью которого было исследовать ...
Урок по материалу песни Битлз “When I’m Sixty Four”
Я часто использую песни на уроках английского языка.После знакомства с песней “Битлз” “When I’m Sixty Four” ребята решили сделать проект ко Дню рождения Джона Леннона, целью которого было исследовать ...
Урок по материалу песни Битлз “When I’m Sixty Four”
Я часто использую песни на уроках английского языка.После знакомства с песней “Битлз” “When I’m Sixty Four” ребята решили сделать проект ко Дню рождения Джона Леннона, целью которого было исследовать ...
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Разработка урока и материалы к уроку
Данные материалы содержат конспект урока, карточки....
Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...
Методический материал к уроку "Плавление материалов и отливка изделий.Пайка металлов. Закалка материалов."
Данная методическая разработка поможет в подготовке и проведению урока Технологии в 8 классе по теме "Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Закалка материалов"....