Паспорт кабинета технологии
материал по технологии

Паспорт разработан в соответвии с ФГООС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx159.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуспенская школа

Паспорт

кабинета технологии

2019-2020 учебный год

Заведующий кабинетом

Учитель:     И. А. Березин

с. Новоуспенское 2019 г.

  1. Общие  сведения  о  кабинете …………………………...3
  2. План-схема  кабинета  технологии……………………...4
  3. Положение об учебном кабинете ……………………..…5
  4.  Учебно-методическое  обеспечение  кабинета………..10
  5. Материально-техническое  обеспечение……………....13
  6. График  работы  кабинета……………………………….16
  7. Анализ работы кабинета ………………………...………17
  8. Перспективный  план работы кабинета (2019-2020 г)..20
  9. Инструкции по технике безопасности  на уроках технологии…………………………………………………..21

1.Общие  сведения  о  кабинете

  1. Год создания кабинета Технологии – 1992 г.
  2. Название  кабинета – кабинет Технологии
  3. Заведующий кабинетом: Березин Иван Александрович
  4. Характеристики кабинета

   - Расположение – 1 этаж

   - Площадь  кабинета - 225, 9 м2 .

   - Высота помещения – 3,65 м

   - Кабинеты:

      Столярно-слесарная мастерская

      Подсобная комната

    - Отделка помещения: стены - краска, побелка, потолок –    побелка, пол - деревянный

  1. Количество  посадочных  мест : 9.
  2. Осветительные приборы: 12 люминисцентных  ламп .
  3. Кабинет  оборудован  для  преподавания  предмета технологии (мальчики).
  4. Имеется шкафы, стеллажи для хранения пиломатериалов. Эстетическое оформление хорошее. В кабинете организована выставка работ учащихся. Имеется в достаточном количестве литературы, учебных пособий, дидактических заданий, плакатов.
  5. Кабинет оборудован средствами пожаротушения и средствами первой медицинской помощи.

План кабинета

1.   Доска                                       8. Заточной станок

  1. Мед. аптечка                            9. Токарный станок по дереву
  2. Столярный верстак               10. Токарный станок по металлу

4. Огнетушитель                         11. Фрезерно-сверлильный станок

  1. Стол учительский                  12. Электро-фуговальный станок
  2. Верстак учителя                     13. Шкаф
  3. Слесарный верстак                14. Стеллаж металлический

Схема расположения кабинета технологии с указанием сторон света

Схема электропроводки в кабинете технологии: световой и силовой

Планы помещений в кабинете технологии с указанием эвакуации обучащихся из них

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Учебный кабинет-это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования учащихся,

2. Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

3. Занятия в кабинете должны служить:

•• активизации мыслительной деятельности учащихся;

•• формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;

•• формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.

•• развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

•• воспитанию высокоорганизованной личности

4. Учебная нагрузка кабинета составляет 24 часа в неделю.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ

I. 1.Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.) регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.

II. 2.Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

III. 3.Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).

IV. 4.Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

V. 5.Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

VI. 6.Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

• государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);

• рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

• правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

• материалы, используемые в учебном процессе.

VII. 7.Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

заведующего учебной мастерской

 - Обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования приборов, инструментов, спортивного инвентаря и т.д.;

 - Принимает необходимые меры по выполнению действующих правил и инструкций по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, по созданию здоровых и безопасных условий проведения занятий, общественно-полезного, производительного труда;

 - Проводит инструктаж с учащимися по технике безопасности на уроках трудового и профессионального обучения с обязательной регистрацией в классном журнале, а при проведении внеклассных занятий (кружки, секции, общественно-полезный, производительный труд) в специальном журнале;

 - Не допускает учащихся к проведению работы или занятиям без предусмотренной спецодежды и других средств индивидуальной защиты;

 - Приостанавливает проведение занятий или работ, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья и докладывает об этом руководителю учреждения, в соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда;

 - Немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае;

 - Вносит предложения по улучшению условий труда и учебы, включению их в соглашение по охране труда;

 - Ведет учет необходимого оборудования мастерской в соответствии с ее функциональным назначением, следит за его техническим состоянием, вносит предложения по его пополнению;

 - Ведет учет наличия и расходования дидактических и расходных материалов, учебной и справочной литературы;

 - Обеспечивает работу с ТСО в соответствии с учебными и рабочими программами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Кабинета технологии

Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы:

Кабинет технологии - основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

Кабинет технологии – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры.

Кабинет технологии – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету.

Кабинет технологии – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология».

Кабинет технологии – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей.

Кабинет технологии - место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

Кабинет технологии - место проведения внеурочной работы и занятий учащихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.

Кабинет технологии - вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Кабинет технологии – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.

Техническое описание кабинета технологии:

Кабинет технологии представлен следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям:

1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.

2. Подсобное помещение – место хранения раздаточного оборудования и материалов, накопления дидактического материала и технологической учебно-методической литературы.

         Площадь комбинированной мастерской - 205, 0 м2.

         Площадь подсобного помещения - 20, 9 м2.

Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерские имеют:

- соответствующее программам и нормам* оборудование: общеучебное и технологическое;

- соответствующее искусственное и естественное освещение;

- подвод воды в каждое помещение, канализацию;

- электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности;

- средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации;

- экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение;

- соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ;

- сменные экспозиции и выставки работ учащихся;

- средства электробезопасности и предупредительные знаки;

- места хранения оборудования и материалов;

- аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Правила пользования кабинетом.

  1. Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий. Учащиеся заходят на урок со звонком.

  1. Дежурный ученик отвечает за подготовку кабинета к началу урока, а также за порядок в кабинете после занятий.

  1. Во время перемены кабинет должен проветриваться.

  1. Ежедневно проводится влажная уборка кабинета и два раза в месяц должна проводиться генеральная уборка.

  1. В весенний и осенний период учащиеся должны находиться в сменной обуви.

  1. Обучающиеся должны работать в спецодежде.

  1. Обучающиеся должны находится в кабинете только в      

в присутствии учителя.

      Учебно-методический  комплекс

                        Технология

  1. Технология. Индустриальные технологии  5 класс . / А.Т. Тищенко.  В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана – Граф»  2015 г.
  2. Технология. Индустриальные технологии  6 класс . / А.Т. Тищенко.  В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана – Граф»  2014 г.
  3. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Вентана-Граф»  2016 г.
  4. Технология  8 класс . В.Д.Симоненко .  Москва «Просвещение» 2015 г.  
  5. Технология  9 класс.  В.Д.Симоненко.  Москва  «Просвещение» 2013
  6. Поурочные разработки по технологии к учебнику  В.Д.Симоненко.

Дидактический материал

  1. Б.В. Попов. Учись мастерить. 4-8 класс
  2. П.Н. Андрианова. Развитие технического творчества младших школьников.
  3. О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала.
  4. А.Н. Виноградов. Резьба по дереву.
  5. М.С.Гликин. Декоративные работы по дереву на станках.
  6. В.Д. Симоненко.Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса.
  7. В.Д. Симоненко.Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса.
  8. В.Д. Симоненко Технология поурочные планы по разделу «Технология обработки металла».

СПИСОК  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

                                                    «Технология обработки древесины»


ПЕРЕЧЕНЬ

документов учебных мастерских технического труда

№ п/п

Наименование документов

Периодичность

1

Положение об учебных мастерских

Ежегодно

2

Анализ работы за предыдущий год

Ежегодно

3

План работы на текущий год

Ежегодно

4

Акт приемки к новому учебному году

Ежегодно к

1 сентября

5

Перспективный план развития

Ежегодно

6

Инвентарные ведомости основного и текущего оборудования

По последней инвентаризации и поступлению

7

Аттестационный лист кабинета технологии

Ежегодно

8

Акты приемки нового оборудования

По поступлению

9

Инструкции по технике безопасности на каждый станок и вид оборудования, общие

1 раз в 3 года

10

Протоколы о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов

1 раз в 3 года

11

Приказ о назначении заведующего мастерскими

По назначению

12

Приказ об открытии учебных мастерских

По назначению

13

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности

По ведению

14

Должностные обязанности заведующего мастерской

Постоянные

15

Должностные обязанности учителя труда

Постоянные

16

Перечень медикаментов в медицинской аптечке

По срокам годности

17

Концепции развития кабинета

Текущие

18

Основные направления развития мастерской, цели и задачи

Текущие

19

Список потребностей в текущих расходных материалах

На год по обучающимся

20

Перечни дидактических материалов и литературы

По пополнению

Материально-техническое  обеспечение

Комплектация кабинета труда (столярное дело)

№п/п

Наименование

Количество

Примечания

1

Верстак столярный учебный

4

2

Электровыжигатель по дереву

4

3

Лобзик ручной

10

4

Ножовка по дереву

10

5

Рубанок

10

6

Стамеска

10

7

Напильник драчевый

10

8

Киянка

10

9

Набор сверл по дереву

4

10

Набор центровых сверл

4

11

Струбцина

4

12

Набор стамесок для резьбы по дереву

1

13

Долото

5

Комплектация кабинета труда (слесарное дело)

№п/п

Наименование

Количество

Примечания

1

Верстак слесарный учебный

4

2

Тиски слесарные

4

3

Ножницы по металлу

6

4

Ножовка по металлу

 6

7

Набор отверток

2

8

Набор гаечных ключей

1

9

Набор свёрл

1

10

Молотки

10

11

Зубила

6

12

Плоскогубцы

6

Комплектация кабинета труда

 (станочное и эл.оборудование)

№п/п

Наименование

Количество

Примечания

1

Токарный станок по дереву JET JWL-1443

 1

2

Фрезерно-сверлильный станок JMD-IL

 1

3

Заточной станок

 2

4

Токарно-винторезный станок по металлуB D-8VS

 1

5

Станок шлифовальный JSG -233F-M

1

6

Электродрель

1

7

Шуруповерт Bosch GPR180Li

 1

8

Электролобзик JSS-16A

1

9

Ручная фрезерная машина Bosch POF 1200

1

10

Электро-фуговальный станок

2

Комплектация кабинета труда (Электротехнические работы)

№п/п

Наименование

Количество

Примечания

1.

Паяльник

1

2.

Набор для пайки

2

3.

Соединительные провода

1

4.

Отвертки

8

5

Кусачки

4

6

Круглогубцы

4

7

Бокорезы

3

8

Пассатижи

4

9

Тестер

2

Технические средства обучения

№ п/п

Название средства

Количество 

1

 Ноутбук

 1

2

Принтер

 1

3

Проектор

 1

4

Переносной экран

 1

Настенные плакаты

Плакаты по теме «Деревообработка»

Д-1. Правила техники безопасности при пилении древесины.

Д-2. Правила техники безопасности при строгании древесины.

Д-3. Правила техники безопасности при долблении древесины.

Д-4. Токарный станок по обработке древесины

Д-5. Рабочему месту – образцовый порядок.

Д-6. Получение прямоугольного одинарного шипового соединения.

Д-7. Соединение деталей в изделиях.

Плакаты по теме «Металлообработка»

М-1. Организация рабочего места при ручной обработке металла.

М-2. Организация рабочего места при  резании металла ножовкой.

М-3. Организация рабочего места при при рубке металла.

М-4. Организация рабочего места при резании листового металла ножницами.

М-5. Организация рабочего места при работе на сверлильном станке.

М-6. Опиливание.

М-7. Нарезание резьбы.

М-8. Элементы резьбы.

М-9. Термическая обработка углеродистых сталей.

М-10. Отделка металлических поверхностей.

М-11. Фрезерование.

М-12. Настольный горизонтально-фрезерный станок.

М-13. Токарный резец.

М-14. Токарно-винторезный станок.

М-15. Правила работы на токарном станке.

М-16. Ручной слесарный инструмент. Организация рабочего места.

М-17. Ручной слесарный инструмент. Опиливание.

М-18. Ручной слесарный инструментСверление.

Плакаты по теме «Электротехнические работы»

Э-1. Правила техники безопасности при электромонтажных работах-1

Э-2. Правила техники безопасности при электромонтажных работах-2

Э-3. Электрическая цепь.

Э-4. Оконцевание и присоединение проводов.

Э-5. Монтаж электрической проводки.

 

График  работы  кабинета технологии

на 2019- 2020 учебный год.

Понедельник

Четверг

1. Технология 6 кл.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вторник

Пятница

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Технология 7 кл.

    Технология 8 кл.

2.

3. Технология 6 кл.

4.

5. Технология 5 кл.

    Технология 7 кл.

6.

Среда

Суббота

1. Технология 5 кл.

2. Технология 9 кл.

3.

4.

5.

6.

8.30- 13.45 Подготовка материала и инструмента к работе на уроки технологии.

Анализ работы кабинета

за 2018-2019 учебный год

       Кабинет используется для обучения обучающихся 5-9 классов. Мастерская в течение года использовалась согласно профилю, была задействована в учебной и внеурочной деятельности. На базе мастерской были проведены внеклассные мероприятия по предмету: школьная олимпиада по технологии, в которой принимали участие обучающиеся 5-9 классов. Во время предметной недели по технологии, проводилось общешкольное заключительное мероприятие для обучающихся 5-9классов игра «Дело мастера боится», выставка работ.

       Для успешного выполнения федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования базового уровня по технологии, задач школы имеются все необходимые учебные и методические пособия и справочная литература.

     В течение года в кабинете обучались учащиеся 5-9 классов, соответственно для этих классов было составлено КТП по предмету, рабочая программа.

     Материально-техническое обеспечение учебного кабинета фактически полностью соответствует  требованиям  к оснащению образовательного процесса.

     Кабинет пополнился методическими пособиями для педагога и обучающихся.         В  целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для  реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность»

Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 100%.

Задачи на новый 2019-2020 учебный год:

-составить рабочие программы по технологии для 5-9 классов

-обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»;

-приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы;

-сохранение материально-технической базы кабинета;

-приобретение расходных материалов (древесины и металла).

 Проведение внеурочных мероприятий:

 - школьный тур олимпиады по технологии

 - предметная неделя технологии

 - участие в конкурсах по предмету

ПЛАН

работы кабинета технологии на 2019-2020 учебный год        

Цели работы:                        

1.Поддержание готовности мастерских служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2.Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время.

3.Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4.Служить местом проведения внеурочной работы и занятий учащихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.

5.Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Задачи учебного года и их исполнение:

п/п

Поставленные задачи

Содержание работы

Сроки

исполнения

1

Привести оборудование мастерской к нормам и требованиям учебных программ

Произвести полный учет и оценку состояния наличного учебного оборудования. Составить списки несоответствия

В теч. года

2

Обеспечить учебный процесс необходимыми расходными дидактическими и методическими материалами

Произвести расчет потребностей в данных материалах в соответствии с учебными программами и учебным планом

В теч. года

3

Организовать расширение и обновление материально-технической базы

Сделать заявку в администрацию школы на необходимое оборудование и расходные материалы

К концу уч. года

4

Оптимизировать процесс технического труда путем функционального разделения операций по обработке древесины и металла

Спланировать действия по оборудованию отдельных мастерских по обработке металла и обработке древесины

К началу нов. уч. года

5

Произвести косметический ремонт мастерских школы

Косметический ремонт

В теч. лета

6

Привести документацию мастерских в соответствие с нормами

Выявление нормативной базы учебных мастерских

До нач. уч. года

7

Произвести необходимые работы по обеспечению электробезопасности

По плану

В теч. года

8

Произвести необходимые работы по обеспечению пожарной безопасности

По плану

В теч. года

9

Произвести необходимые работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм

По плану

В теч. года

10

Произвести аттестацию учебного кабинета по готовности к работе

Внутришкольная аттестация

К нач. уч. года

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

развития  кабинета технологии

1.Произвести косметический ремонт помещения в учебной мастерской.

2.Полное обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями.

3.Обеспечить мастерскую современной оргтехникой и средствами ТСО.

4.Предусмотреть предоставление образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы.

5.Организовать работу технических кружков и элективных курсов на базе кабинета технологии .

Список инструкций по технике безопасности  на уроках технологии

Инструкция № 1  Общие правила техники безопасности на уроках технологии

Инструкция № 2   По технике безопасности при ручной обработке древесины.

Инструкция № 3   Техники безопасности  при ручной обработке металлов.

Инструкция 4   По технике безопасности при работе на сверлильном станке. Инструкция № 5  По технике безопасности при работе на токарном станке по дереву.

Инструкция № 6   По технике безопасности при работе на токарном станке по металлу.

Инструкция № 7 По технике безопасности для обучающихся при работе на фрезерном станке.

Инструкция № 8 По технике безопасности для обучающихся при работе на заточном станке ( электроточиле)

Инструкция № 9 По охране труда при работе деревофуговальном станке

Инструкция № 10 При электротехнических работах на уроках технологии

                                                                          Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция № 1

Общие правила техники безопасности на уроках технологии

 

  • Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке технологии;
  • Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
  • Приступая к уроку технологии,  ученик должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
  • Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
  • Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
  • На уроках технологии запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
  • Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
  • В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
  • После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

                                                                       Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция № 2

По технике безопасности при ручной обработке древесины

 

До начала работы

1.      Правильно надеть спецодежду.

2.      Проверить наличие инвентаря  исправность верстака (зажимы, зажимные клинья).

3.      Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1.      Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2.      Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3.      Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4.      Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

5.      Технологические операции (пиление, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6.      Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7.      Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

8.      Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9.      Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

10.  Во избежание травмирования необходимо:
а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;
б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;
в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;
г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

 

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимы (задний, передний) завинтить до установленного зазора
(не более 2—5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

                                                                         Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция № 3

Техники безопасности

при ручной обработке металлов.

1. До начала работы

• одеть рабочую одежду.

• при рубке металла надень защитные очки;

• проверь наличие совка, щетки-сметки, табуретки и решетки под ноги;

• проверь исправность рабочего инструмента, положи на место рабочего стола, о неисправных инструментах сообщи учителю;

• проверь исправность тисков (губки должны быть исправны и закреплены).

2. Во время работы

• надежно закрепи заготовку в губках тисков;

• работать только с исправным инструментом;

• для предотвращения травм следи за следующими положениями:

- боек молотка должен быть без надколов;

- ручки рабочих инструментов должны быть без трещин и снабжены кольцами;

- ударные поверхности зубила и кернера не должны быть с отколами;

- длина тела зубила должна быть не меньше 60-70мм, а общая длина не менее 150мм;

- при опиливании пальцы левой руки должны опираться на хвостовую часть напильника;

• под головки болтов и гаек используй соответствующего размера ключи, не удлиняй ключ другим ключом или трубой;

• каждый слесарный инструмент используй только по назначению;

• отрезаемый ножницами листовой материал держи рукой, пользуйся рукавицей.

3. В конце работы

• проверь исправность инструмента, о неисправностях сообщи учителю;

• приведи в порядок рабочий инструмент;

• рабочее место убери щеткой-сметкой, отходы материала выброси в мусорное ведро;

• убери рабочий инструмент на свои места;

• чтобы не испортить губки тисков, оставь между губками зазор в 1-2мм;

• вымой руки, приведи в порядок рабочую одежду;

• покидай мастерскую только с разрешения учителя.

                                                                         Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция 4

по технике безопасности при работе на сверлильном станке

К работе на станках допускаются учащиеся знающие устройство станка и сдавшие зачет по технике безопасности.

Перед началом работы:

  1. Привести в порядок спецодежду;
  2. Осмотреть и подготовить к работе режущий инструмент;
  3. Проверить наличие заземления;
  4. Проверить исправность станка, наличие и исправность ограждения;
  5. Проверить станок на холостом ходу, убедиться в исправности органов управления, исправность пусковой коробки.
  6. Надежно закрепить сверло в патроне.
  7. Прочно закрепить деталь в ручных или машинных тисках.

Во время работы:

  1. После того, как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло и детали подавать плавно, без усилий и рывков;
  2. Во избежание травмы в процессе работы на станке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • наклонять голову близко к сверлу;
  • производить работу в рукавицах;
  • класть посторонние предметы на станину станка;
  • отходить от станка, не выключив его;
  • смазывать или охлаждать сверло с помощью снега или мокрых тряпок;
  • тормозить руками патрон или сверло.
  1. При прекращении подачи электротока НЕМЕДЛЕННО выключить мотор.
  2. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

По окончании работы:

  1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой;
  2. Отделить сверло от патрона и сдать станок дежурному или учителю.

                                                                           Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

ИНСТРУКЦИЯ № 5

по технике безопасности

при работе на токарном станке по дереву

I. ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

1.1. Травмирование глаз отлетающей стружкой при работе без защитных очков или без защитного экрана.

1.2. Травмирование рук при прикосновении к вращающейся заготовке, при неправильном пользовании резцами.

1.3. Травмирование при плохом закреплении деталей, при использовании косослойной, суковатой древесины.

II. ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет, защитные очки).

2.2. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

2.3. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

2.4. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

2.5. Прочно закрепить деталь, проверить отсутствие в заготовке сучков и трещин.

2.6. Установить подручник с зазором 2-3мм от обрабатываемой детали и

надежно закрепить его на центровой линии заготовки.

2.7. Проверить работу станка на холостом ходу.

III. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. После того как рабочий вал станка набрал полную скорость, рабочий инструмент к заготовке подавать плавно, без усилий и рывков. Токарную стамеску нужно держать уверенно, надёжно охватив ручку и резец рука ми.

3.2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали. Не допускать увеличения зазора

более 2-3 мм.

3.3. Во избежание травмы в процессе работы на станке запрещается:

  • наклонять голову близко к вращающейся детали;
  • замерять вращающуюся деталь;
  • передавать либо принимать какие-либо предметы через работающий станок;
  • производить работу в рукавицах;
  • останавливать станок руками;
  • отходить от станка, не выключив его.

3.4. При отключении тока немедленно выключить пусковую кнопку.

3.5. При возникновении неисправности в работе станка, поломке инструмента прекратить работу, отвести рабочий инструмент от детали, выключить станок и сообщить об этом учителю.

IV. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

4.1. Отвести режущий инструмент от заготовки и выключить станок

4.2. После остановки вращения станка удалить стружку со станка с помощью щетки. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.

4.3. Убрать рабочее место.

4.4. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.

                                                                           Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

ИНСТРУКЦИЯ № 6

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К работе на токарном станке по металлу допускаются:

  • под руководством педагога (учителя, педагога дополнительного образования и т.п.), учащиеся 5 - 11 классов, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы на токарном станке по металлу;
  • к самостоятельной работе (с согласия одного из родителей) учащиеся не моложе 14 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы на токарном станке по металлу;
  • прошедшие инструктаж по технике безопасности;
  • ознакомленные с инструкцией по эксплуатации токарного станка по металлу.

Работающий на токарном станке по металлу обязан соблюдать Правила поведения для учащихся. График работы на токарном станке по металлу определяется календарным планированием, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе на токарном станке по металлу являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; вращающиеся и движущиеся части станка; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей станка; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты);
  • химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);
  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе на токарном станке по металлу должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки. На полу около станка должна быть решетка с диэлектрическим ковриком.

Учащийся обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь.

В процессе работы учащийся обязан соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

Обо всех неисправностях станка и системы заземления учащийся обязан немедленно проинформировать педагога.

Рабочее место и рабочая зона должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.

Для смены режущего инструмента, очистки станка, уборки рабочего места необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, лопата, щетка, скребок и т.п.).

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить педагогу.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Изучить содержание настоящей Инструкции.

Надеть спецодежду, тщательно заправить волосы под головной убор и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки; коврик диэлектрический).

Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей станка.

Проверить отсутствие внешних повреждений станка, наличие и исправность тумблеров, переключателей и т.п.

Убедиться в целостности крышки электророзетки и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.

Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединений защитного заземления с корпусом станка.

Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на специальном приспособлении, убрать все лишнее.

Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь, вынуть ключ из патрона и положить его на установленное место.

В случае обнаружения неисправности станка, инструментов учащийся обязан немедленно поставить в известность педагога.

Запрещается самостоятельно включать станок в электрическую сеть.

Проверить работу станка на холостом ходу.

Не приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации станка и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Следить за исправной работой станка, целостностью изоляции и заземления.

Учащийся обязан:

  • работать на станке только в защитных очках;
  • поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;
  • располагать рабочий инструмент на рабочем месте таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • контролировать прочность закрепления обрабатываемой детали и резца;
  • резец к обрабатываемой детали подводить плавно, не допускать увеличения сечения стружки;
  • не останавливать и не тормозить руками вращающуюся заготовку при выключенном станке до ее полной остановки.

Во время работы запрещается:

  • переключать электрические разъемы при включенном питании;
  • касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;
  • работать на станке в случае его неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;
  • самостоятельно проверять наличие напряжения в сети;
  • закрывать станок бумагами и посторонними предметами;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;
  • производить самостоятельно вскрытие и ремонт станка;
  • оставлять без присмотра включенный станок;
  • сдувать стружку и опилки со станка или убирать ее руками;
  • производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;
  • производить уборку над и под работающим станком или в непосредственной близости от его движущихся частей;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • собирать в один ящик тряпки, промасленную ветошь, стружки и опилки (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);
  • наклонять голову близко к патрону, вращающейся детали или режущему инструменту;
  • принимать и передавать какие-либо предметы через вращающиеся части станка;
  • измерять обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку до полной остановки станка;
  • облокачиваться и опираться на станок, класть на него инструмент или заготовки;
  • охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или протирочных концов;
  • останавливать станок путем торможения патрона рукой;
  • выполнять любые действия без разрешения педагога.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций немедленно остановить станок нажатием кнопки «стоп» и сообщить об этом педагогу.

При перегреве двигателя необходимо остановить его и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При появлении стука, вибрации, изменении характерного шума, перегреве режущего инструмента, подшипников, появлении запаха гари или дыма, неисправности резца, его поломке, а также при неисправности заземления корпуса станка, прекратить работу, отвести резец от заготовки и немедленно остановить станок. Сообщить об этом педагогу и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом педагогу.

При необходимости помочь педагогу оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы учащийся обязан:

  • отвести резец от обрабатываемой детали и выключить станок;
  • убрать стружку со станка при помощи крючка и щетки, не сдувать стружку и не сметать ее рукой;
  • привести в порядок рабочее место, околостаночное оборудование;
  • протереть и смазать станок, промасленную ветошь убрать в металлический ящик с крышкой;
  • сложить в специальный шкаф инструмент и приспособления, используемые при работе на станке;
  • убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты;
  • снять специальную одежду;
  • тщательно вымыть руки с мылом.

При обнаружении неисправности оборудования проинформировать об этом педагога.

С разрешения педагога покинуть помещение мастерской.

 

                                                                          Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

ИНСТРУКЦИЯ № 7

по технике безопасности для обучающихся при работе на фрезерном станке

1. Общие требования охраны труда

1.1.К самостоятельной работе на фрезерном станке допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

К работе на фрезерном станке под руководством учителя (преподавателя, мастера) допускаются учащиеся с 7 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3.При работе на фрезерном станке возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:

-    отсутствие ограждения приводных ремней и защитного экрана;

-    ранения рук вращающимися частями станка, обрабатываемой деталью или фрезой;

-    поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов;

-    наматывание волос на вращающуюся оправку фрезы;

-    неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса.

1.4.При работе на фрезерном станке должны использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки. На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим резиновым ковриком.

1.5.В учебной мастерской должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.6.Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Учебная мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

1.7.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, мастеру), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности оборудования, инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).

1.8.     Обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1.Надеть спецодежду, волосы тщательно заправить под берет.

2.2.Проверить наличие и надежность крепления защитного ограждения приводных ремней и соединения защитного заземления с корпусом станка.

2.3.Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на особом приспособлении, убрать все лишнее.

 2.4. Прочно закрепить обрабатываемую деталь и фрезу, ключ убрать на отведенное место.

2.5. Проверить работу станка на холостом ходу.

2.6. Проветрить помещение учебной мастерской.

        3. Требования охраны труда во время работы

3,1. Плавно подводить фрезу к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.  

3.2. Не наклонять голову близко к фрезе или движущейся детали.

3.3.Не передавать и не принимать какие-либо предметы через вращающиеся или движущиеся части станка.

3.4.Не облокачиваться и не опираться на станок, не класть на него инструмент и заготовки.

3.5.Не измерять обрабатываемую деталь и не смазывать, не чистить и не убирать стружку до полной остановки станка.

3.6.Не охлаждать фрезу или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или протирочных концов.

 3.7. Не останавливать станок путем торможения вращающейся фрезы рукой.

3.8. Не оставлять работающий станок без присмотра.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

 4.1. При возникновении неисправности в работе станка, поломке фрезы, а также при неисправности заземления корпуса станка прекратить работу, отвести фрезу от обрабатываемой детали, выключить станок и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).

 4.2. При загорании электрооборудования станка немедленно выключить станок и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру), который должен оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1.Отвести фрезу от обрабатываемой детали и выключить станок.

5.2.Убрать стружку со станка при помощи щетки, не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.

5.3.Протереть и смазать станок, промасленную ветошь убрать в металлический ящик с крышкой.

5.4.Привести в порядок инструмент и убрать его на место.

5.5.Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.6.Проветрить помещение учебной мастерской.

                                                                          Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция № 8

по технике безопасности для обучающихся при работе на заточном станке

( электроточиле)

Опасности в работе

1. Травмирование глаз (ранение, ожоги, засорение).

2. Захват одежды, волос движущимися незакрытыми деталями станка.

3. Ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора между подручником и абразивным кругом.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду и головной убор (застегните обшлага рукавов на пуговицы; спрячьте волосы под берет или косынку, завязанную без свисающих концов).

2. Проверьте надежность закрепления ограждения опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

3. Убедитесь, нет ли трещин и отколов на абразивном круге.

4. Проверьте исправность защитного заземления (зануления) станка.

5. Установите подручник для точки инструментов на 2— 3 мм от абразивного круга и надежно закрепите его.

6. Отступив несколько в сторону от опасной зоны против круга, проверьте станок на холостом ходу.

7. Перед самым началом работы наденьте защитные очки или опустите предохранительный экран.

Во время работы

1. При заточке инструмента надежно удерживайте его руками, плавно, без рывков и усилий подводите к абразивному кругу несколько выше его горизонтальной оси.

2. Не наклоняйтесь к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом точки. Момент соприкосновения круга с инструментом определяйте по искре. Качество заточки

определяйте после того, как инструмент отделен от круга и выведен в безопасную зону.

3. Не производите заточку на неисправном круге.

4. Не стойте в направлении плоскости вращения абразивного круга.

5. Не производите заточку на боковой поверхности круга.

6. Не определяйте на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов.

7. Не кладите на корпус станка затачиваемый инструмент, шаблоны и другие предметы.

8. При необходимости отойти от станка выключите его и дождитесь полной остановки.

После окончания работы

    1. Выключите станок и после остановки круга уберите пыль со станка с помощью сметки.

2. Приведите себя и индивидуальные средства защиты в порядок.

                                                                          Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

ИНСТРУКЦИЯ № 9

по охране труда при работе деревофуговальном станке

1. Общие требования безопасности

  1. К самостоятельной работе на деревофуговальном станке допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

К работе на деревофуговальном станке учащиеся не допускаются.

  1. При работе на деревофуговальном станке соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
  2. При работе на деревофуговальном станке возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
  • травмирование рук при работе без колодок и толкателей;
  • работа без защитного ограждения приводных ремней;
  • работа с неправильно установленными ножами;
  • неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса.
  1. При работе на деревофуговальном станке должны использоваться спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, рукавицы, защитные очки. На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим ковриком.
  2. В мастерской должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
  3. Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.
  4. О несчастном случае пострадавший или очевиден несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
  5. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  6. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
  1. Требования безопасности перед началом работы
  1. Надеть спецодежду, волосы тщательно заправить под берет.
  2. Проверить отсутствие на рабочем месте посторонних предметов.
  3. При работе на комбинированном станке циркулярная пила должна быть надежно закрыта защитным кожухом.
  4. Проверить правильность установки ножей, надежность их крепления, а также наличие соединения заземления с корпусом станка.
  5. Проверить исправность станка на холостом ходу.

3. Требования безопасности во время работы

  1. Включить вытяжную вентиляцию и местные отсосы древесной пыли, надеть рукавицы и защитные очки,
  2. При ручной подаче заготовки пользоваться наводящими колодками или толкателями.
  3. Не прижимать заготовку рукой, а использовать для этого прижимное приспособление.
  4. При обработке заготовки с длиной, превышающей длину рабочего стола станка, пользоваться подставками в виде козел с роликами.
  5. Не удалять стружку во время работы станка.
  6. Материалы и детали складывать аккуратно в определенном месте так чтобы они не мешали работе.
  7. При работе на комбинированном станке запрещается одновременно работать на фуговальной и циркульной частях станка.
  8. Не останавливать и не тормозить рукой выключенный, но еще продолжающий вращаться ножевой вал.
  9. Не оставлять работающий станок без присмотра.
  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  1. При возникновении неисправности в работе станка, повышенной вибрации ножевого вала, а также при неисправности заземления корпуса станка прекратить работу, отвести пиломатериал от пилы и выключить станок. Работу продолжать только после устранения неисправности.
  2. При загорании электрооборудования станка немедленно выключить станок и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.
  3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости, отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
  1. Требования безопасности по окончании работы
  1. Выключить станок и после остановки вращения ножевого вала удалить с него стружку с помощью щетки. Не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.
  2. Провести влажную уборку помещения мастерской, выключить вытяжную вентиляцию и местные отсосы древесной пыли.
  3. Снять спецодежду, принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

                                                                          Утверждаю:

Директор:                И. А. Березин    

Инструкция № 10

при электротехнических работах на уроках технологии

1. Общие требования охраны труда

Электрический ток напряжением 40 вольт и выше представляет опасность для жизни человека. Тело человека является проводником электрического тока и может быть поражено в следующих случаях:

  • при прикосновении к открытым токопроводящим частям оголенных проводов, контактов ламповых патронов, штепсельных вилок и розеток, предохранителей, электрических машин и т.п.
  • при неисправности электрооборудования, находящегося под напряжением;
  • при нахождении вблизи места соединения с землей оборванного провода электросети.

Учитель обязан знать правила и уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током. Для профилактики электротравм заземления электрооборудования.

2. Требования охраны труда перед началом работы

Правильно надеть спецодежду.

Проверить наличие и исправность инструментов.

Разложить инструменты на рабочем месте в установленном порядке, убрать все лишнее.

Подготовить материалы и разложить на рабочем месте так, чтобы все было на виду и не мешало в работе.

3. Требования охраны труда во время работы

Монтировать или собирать электрические схемы, проводить в них переключения только при отключенном источнике тока

Схему собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не натягивались и не состояли петлями.

При работе следить, чтобы рука, одежда, волосы не касалось оголенных проводов.

Собранную схему разрешается включать после проверки ее учителем.

Во всех случаях обнаружения повреждения электроарматуры, оборудования, проводов нужно немедленно сообщать учителя.

Запрещается:

  • проводить работы по сборке и монтажу при подключенном источнике тока;
  • проверять наличие напряжения пальцами;
  • работать отверткой "на весу" (направленной в ладони рук);
  • братья ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев, пассатижей "в обхват";
  • снимать изоляцию с проводов, работая ножом "в себя" и не на подкладной доске;
  • включать источники электропитания без разрешения учителя;
  • включать и выключать электроприборы мокрыми руками;
  • включать и выключать электроприборы двумя руками;
  • касаться водопроводных и газовых труб или другой арматуры при включении электроприборов.

Обнаружив неисправность в электрическом, находящегося под напряжением, немедленно отключить источник электропитании и сообщить учителю. При поражении электрическим током необходимо отключить электропитание, оказать первую помощь пострадавшим, вызвать медработника и сообщить директора.

4. Требования охраны труда по окончании работы

Отключить схему от источника тока.

Разобрать схему. Проверить состояние электроарматуры, приборов, материалов, инструментов и положить их в специальное место.

Убрать рабочее место от отходов и пыли. При уборке пользоваться щеткой.

Привести себя и спецодежду в порядок.

Из кабинета выходить из класса.

Инструктаж по технике безопасности на уроках технологии

Инструкция №1

п/п

Ф.И. обучающегося

Класс

Дата проведения

Подпись обучающегося

Смирнов Евгений

5

3.09.19г.

Смертин Александр

5

3.09.19г.

Торопов Алексей

7

3.09.19г.

Несмелов Максим

7

3.09.19г.

Смирнов Илья

8

3.09.19г.

Лебедев Денис

8

3.09.19г.

Миронов Сергей

8

3.09.19г.

Востряков сергей

9

3.09.19г.

Вихарев Алексей

9

3.09.19г.

Инструктаж провел учитель технологии:        И. А. Березин

Аттестационный лист

№ п/п

Требования

Норма оценки

Мах.
оценка

I Категория
min

II Категория
min

III
Категория
min

1

Нормативная документация

1. Приказ о назначении заведующего кабинетом

2. Паспорт мастерских,

3. План кабинета:

-расстановки оборудования

- схема эл проводки от эл щита

4. Наличие документов по охране труда: ( по 0,5б )

- правила безопасного поведения в кабинете

- акт-разрешение на проведение занятий в кабинете

- удостоверение по охране труда у зав. кабинетом

- акт-разрешение на ввод в эксплуатацию нового оборудования или после ремонта

- инвентарная книга

5. Опись имущества кабинета

6. Расписание занятости кабинета

7. План совершенствования УМБ мастерской.

1 б/ед

2

Санитарное состояние и соответствие требованиям СанПиН

- t режим

- воздухообмен (вентиляция)

- освещение

- S помещения

- водоснабжение :

-горячей

- холодной водой

- медицинская аптечка

- спец. одежда учителя и средства инд защиты

- инвентарь для уборки

- эл. полотенце

3

Противопожарное состояние

противопожарный инвентарь, огнетушители

- противопожарная сигнализация

план эвакуации из кабинета

- пути эвакуации(запасный выход)

-решетки на окнах (распашные)

- хранение легко воспаляющихся материалов

электробезопасность

размещение выключателей и розеток (маркировка:высота от пола 1,5 м; подписано 220 В)

- Эл щит (питание независимое от проводки)

- заземление электрооборудования (акт проверки)

- резиновые коврики

4

Состояние рабочего места учителя, эстетика, универсальность и техническое оснащение

 -ноутбук

- проектор

- принтер

-  переносной экран

5

Состояние рабочих мест учащихся и оснащение их инструментом индивидуального пользования 

количество рабочих мест;

расположение рабочих мест;

3.соответствие мебели росту учащихся (тип В и Г), ее маркировка

Организация индивидуальных рабочих мест, учащихся:

рабочее место оборудовано верстками

Организация рабочих мест учащихся коллективного пользования:

Электростанки

6

Состояние дорогостоящего оборудования и инструмент общего пользования:

- основное (станки и инструменты общего пользования)

- дополнительное (нестандартное)

7

Техника безопасности 

-журнал регистрации инструктажей

- инструкции по ОТ

-плакаты по технике безопасности

8

Программно-методическое обеспечение дидактические материалы (по разделам)

- Стандартное (приобретенное
в магазине УНП)

-диафильмы,

-видеофильмы,

-DVD-диски

-плакаты

- Самодельное

-Образцы изделий

-Демонстрационные стенды

-Таблицы

-Макеты

-Приборы

9

Использование мастерских во внеурочное время

- кружковая работа

- иное

10

Штрафные баллы, предусматривающие снижение минимальной оценки

- санитарное состояние мастерской

11

Поощрительный балл

- нестандартный подход

Всего баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета Технологии

паспорт учебного кабинета технологии для неделимых классов...

Паспорт кабинета технологии

Описание кабинета технологии, наличие оборудования, план развития кабинета, инструкция по санитарно-гигиеническим нормам, воздушно-тепловой режим в учебных мастерских и т.д....

Паспорт кабинета технологии

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.Оптимизация ...

Паспорт кабинета технологии

оформление паспорта кабинета...

паспорт кабинета технологии

Паспорт содержит:График занятости кабинетаНормативно-правое обеспечение образовательного процессаМетодическая литература для учителяУчебная литература для учащихсяДидактический и раздаточный материалТ...

Паспорт кабинета технологии

Оснащение кабинета технологии: методическая литература, оборудование и т.д....

Паспорт кабинета "Технология"

Паспорт мастерских с описанием всех необходимых материалов...