статья "Культурология в воспитании учащихся на уроках технологии".
статья по технологии (6 класс)

Ирьянова Оксана Вячеславовна

О проблеме художественно-эстетического воспитания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Адрес: г. Тула, Одоевское шоссе, 106                                                 тел./факс: 39-27-59

 

Культурология в воспитании учащихся                           на уроках технологии.

                                         

                                                                Приготовила

                                                                Учитель технологии

                                                                Ирьянова Оксана Вячеславовна

     Технология является интегративной предметной областью и синтезирует знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, дает возможность проявиться созидательным, творческим силам и стремлениям детей, вовлекает в учебный процесс те их качества, которые не могут быть задействованы в других дисциплинах (в частности и в предметах эстетического цикла).

     Предмет Технология максимально приближен к человеку, тесно связан с его жизнедеятельностью (мебель, посуда, одежда, утварь и т.д.). Знания, умения, навыки, полученные при изучении предметов эстетического цикла, находят применение в предметной области «Технология», что помогает детям более осознанно использовать полученные знания, применять их в жизни. Вышивка, вязание, валяние помогают понять степень видоизменения реального образа и механизм превращения его в условный (декоративный).

     Проблеме художественно-эстетического воспитания уделяется огромное внимание в процессе трудовой подготовки детей в нашем Центре образования.

     Особенность нашего центра - это предметы эстетического цикла, возможность воплощения их в практику через развивающее обучение на урока технологии. В структуре предмета «Технология» доминируют либо художественное, либо технологическое начало. Между ними должна быть найдена «золотая» середина. В нашем Центре образования она найдена.

     Не секрет, что объекты труда зачастую рассматриваются только, как средства для закрепления определенных знаний и умений, а их возможность эстетического развития школьников либо отодвигается на задний план, либо вообще не учитывается. Это отрицательно влияет на формирование интереса к предмету, снижает его воспитательный потенциал.

      Объекты труда обладают большими возможностями педагогического воздействия на учащихся. Их использованию способствует последовательная реализация метода творческого проектирования.

      При отборе объектов труда для проектирования и выполнения я, кроме общепринятых требований доступности, посильности, наглядности и других, учитываю утилитарность –возможно большую широту использования, эргономичность – удобство для человека, гармонию, формы, содержания, функции, декора, взаимодействие технологических и художественных свойств материала, традиционность, оригинальность и занимательность.

      При создании изделий (поясной и плечевой одежды, прихваток, косметичек, декоративных чехлов на подушки, валяной сувенирной продукции и др.) учитывается: принцип композиции и формообразования; роль цвета; принципы цветового оформления изделий.

Процесс создания состоит из двух направлений: технологического и художественного (дизайн). При изготовлении изделий учащиеся проходят путь от анализа к синтезу (поиск мотивов, композиции, колорита).

      Эстетическое образование в предметной области «Технология» открывает огромную возможность творчества. Творческими могут быть признаны лишь те учебные изделия, которые отличаются оригинальностью и обязательно прошли стадию художественно-эстетического осмысления.

      Все мы знаем, что не Боги творят чудеса. Их вершит и человек. Надо лишь создать ему определенные условия, чтобы раскрылись, заложенные в личности творческие возможности, чтобы талант и духовная энергия человека нашли применение в жизни.

      У Антуана де Сент-Экзюпери есть такой эпизод, когда Маленький Принц спрашивает у Цветка: «Где же люди?» И цветок ответил: «Их носит ветром, у них нет корней». Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями, дающими человеку нравственно-ценностные ориентиры. Обращение к народному искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться на оду ступень духовного самосовершенствования. Поэтому в программу включаю изучение основ русской культуры – наших традиций, обрядов, ремесел, фольклора. Образовательная область «Технология» позволяет вводит новые разделы по декоративно-прикладному искусству – традиционная ручная вышивка, валяние мокрое и сухое, вязание крючком и спицами.

        Задачи эстетического и технологического обучения схожи: формирование общей культуры личности, навыки общения, правила этикета;- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков технологии.

       Общее можно проследить и в содержании программ. Содержание программы по технологии направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах деятельности. Содержание разделов «Технология обработка пищевых продуктов» и «Декоративно-прикладное искусство.» направлено на знакомство с русскими обрядами, традициями, в том числе, с календарными и семейными праздниками (игры, гулянья, песни, этикет и т.д.).  Учителя технологии провели праздники: «Каша- матушка наша!». «Чай – благодатный напиток!», игра-викторина «Кулинария 21 века». Ежегодно проводится предметная неделя по Технологии. В этом году учащиеся  познакомились с убранством русской избы, с бытом крестьян 19 века, гостеприимством русского человека, обрядами, традициями, связанными с зерновыми культурами.

        Изучение раздела «Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов» позволяет сформировать общее представление о русском народном костюме. Технология изготовления швейных изделий позволяет приобрести простейшие умения по шитью таких изделий, как передник, юбка, блуза. В этом же разделе мы можем обратиться к древним мирам, к народной традиции, где прядение нити – это символ жизни, судьбы, а пряжа – это символ «древа жизни». Программа «Культура дома» предполагает изучение основных видов рукоделия: вышивка, вязание, валяние, видов и традиций декоративно-прикладного искусства, элементов цветоведения и композиции.

       Огромное место занимает работа внеурочной деятельности по предмету технология. На уроках внеурочной деятельности учащиеся овладевают почти всеми способами вышивания, существующими в России, способами валяния шерсти, вязания, вышивки лентами, техниками старинного и современного лоскутного шитья.

   Наряду с практическими умениями учащиеся приобретают знания о традиционных видах вышивки, способах валяния, вязания традиционных видах, изучают сюжеты  и мотивы, символику традиционного русского северного узора, русского костюма..

      Изучая предметы быта, учащиеся узнают об обрядах, традициях, о роли пояса и полотенца в жизни русского человека. Была организована выставка «Народный быт».  Эта выставка позволила и младшим школьникам соприкоснуться с основами русской культуры, обрядами, традициями, изделиями декоративно-прикладного творчества.

       У предмета «Технология» огромные возможности в закреплении знаний, полученных по декоративно-прикладному искусству. Дети на уроках изобразительного искусства изучают основы образного языка. Выполняя задания на плоскости, едва ли можно развить чувство декоративности. А объекты труда – работа в материале, создание панно, вышивка полотенца, помогает понять степень видоизменения реального образа и «механизм» превращения его в декоративный.

       Учащиеся овладевают навыками целостного восприятия, уметь видеть то «особенное», что присуще этому виду искусства, уметь «читать» памятники народного искусства. Надеюсь, что это поможет современной молодежи более внимательно относиться к старшему поколению, узнавать много интересного от собственных бабушек, хранить и передавать семейные предания и традиции своим детям. Я считаю, что Технология является тем предметом, который показывает применение в жизни знаниям, умениям, навыкам, полученным на предметах эстетического цикла, так как приближает эти пластические  искусства к человеку, тесно связывает его с жизнедеятельностью человека; синтезирует знания естественно-научного и гуманитарного циклов образования, дает возможность проявиться творчеству, вовлекает в учебный процесс те их качества, которые не могут быть задействованы в других дисциплинах и в результате могут оказаться невостребованными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуально-духовное воспитание учащихся на уроках технологии

В презентации показана творческая работа учащихся в швейном, кулинарном цехах и на уроках ИЗО....

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках техноло...

Нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Мы живем в начале 21 века, в информационную эпоху. И сегодня с настойчивой очевидностью становится понятно, каким должен быть выпускник школы. Это и является целью работы школы – воспитание творческой...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы....

Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии.

Презентация к мастер-классу "Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии"...

«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»

laquo;Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»...