«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»
статья по технологии

Елена Анатольевна Малахова

«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»

   Эстетическое воспитание – это развитие способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

     Эстетическое воспитание не только расширяет художественный кругозор, но и влияет на духовный рост личности. Если аморальный поступок, отталкивают своей анти эстетичностью и ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка, то это говорит о его эстетическом развитии.

     Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома – всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.

    Важно научить учащихся ценить прекрасное. Вот почему народное декоративно-прикладное искусство является одним из главных средством эстетического воспитания учащихся.

     Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

     В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

  Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в трудовом воспитании школьников. Оно способствуют воспитанию трудолюбия. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

    Воспитание гармонически развитого человека средствами искусства не мыслится без приобщения к окружающему миру природы. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности.

     Занятия различными видами искусства – это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовно-практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. В педагогике каждая из сторон воспитания подрастающего поколения рассматривается не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими направлениями этого многогранного процесса.

    Никакие рассуждения о художественной красоте, никакие лекции не могут оказать такого эстетического воздействия, как непосредственное восприятие красоты. Искусство -это живой материал – не роскошь, не излишество, не комфорт, не сладкое блюдо после обеда – это необходимый элемент воспитания.

   Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда художественных произведений, он должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным. Декоративно-прикладное искусство в образной форме выражает красоту жизни, природы и общества, обогащает духовный мир, идейные, эстетические и нравственные идеалы личности.

     Умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия и сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.

    Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла:

  • резьба и роспись по дереву;
  • художественная керамика;
  • резьба по кости;
  • художественная обработка камня;
  • художественная обработка металла;
  • декоративная роспись на металле и лаковая живопись;
  • вышивка;
  • кружевоплетение;
  • узорное ткачество;
  • ковроделие;
  • узорное вязание;
  • ручная набойка;
  • художественные изделия из кожи и меха.

    Чем больше узнаешь мастеров народных промыслов, знакомишься с их творчеством и жизнью, тем яснее становится, что большинство из них уже в детские годы приобщилось к народному творчеству. А то, что закладывается в детстве, остается с нами на всю жизнь.

      Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.

    Показать учащимся эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени, добиться восприятия детьми, значит вовремя заложить фундамент для развития художественного вкуса школьников.

     Процесс эстетического познания детьми произведений прикладного искусства на уроках технологии включает как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

     Выполнение учащимися декоративных работ– результат целенаправленной работы учителя над формированием у школьников целого комплекса практических навыков и эстетических познаний.

Соответственно, цель программы по формированию и развитию эстетического воспитания учащихся на уроках технологии посредствам декоративно-прикладного искусства -это расширить знания учащихся о родном крае, изучая основные виды народных промыслов.

 Одним из результатов изучения художественных прикладных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

     Знакомство учителей с произведениями народного искусства вызывает, естественно, желание привлечь красочным материалом на уроки, чтобы разнообразить изобразительную деятельность учащихся, более эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.

     Обобщение опыта, связанного с привлечением народного искусства на уроке, находит отражение в исследованиях последних лет. Теоретически осмысляются разные стороны учебного процесса, направленного на ознакомление школьников с народным творчеством: развитие детского воображения, формирование художественного вкуса, эстетическое отношение к действительности.

     Учителю в выборе многочисленных путей привлечения народного искусства на уроке могут помочь некоторые наметившиеся в преподавании методические решения в этой области:

  • беседы о возникновении тех или иных промыслов;
  • технология изготовления;
  • практические работы;
  • показ образцов и эмоциональное восприятие;
  • использование метода проектов.

    Процесс эстетического познания детьми произведений народного искусства может по-разному оказывать влияние на их художественную практику. В одних случаях декоративные композиции учащихся могут возникать непосредственно под воздействием народного узора. В других – возможна более опосредованная связь эстетического восприятия художественных произведений с декоративной работой детей.

      В ходе педагогической деятельности на уроках технологии можно столкнуться с проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как)
  • использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни, разных видов декоративно – прикладного искусства);
  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, самостоятельно начать работу, ждет помощи учителя);

Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Поэтому в первую очередь необходимо:

- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;

- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;

- воспитывать коммуникативные качества личности.

Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел.  

Список литературы:

  1.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995.
  2.  Немов Р.С. Практическая психология. 1997.
  3.  Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.
  4.  Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников /М.Е. Кузнецов — Брянск: Издательство Брянского государственного

педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.

  1.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с. 16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
  2.  Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология:
  3. Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152с.
  4.  Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
  5.  Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
  6.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997. 230 с.
  7.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...

Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"

В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии

Формируя у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребности в деятельности по законам прекрасного и развивая его эстетический вкус, учитель технологии может научить школьников видеть и о...