Логика построения и особенности разработки исследовательского проекта в рамках предметной области «Технология».
методическая разработка по технологии (7, 8 класс)

В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  обозначен  компетентностный  подход  в  обучении.  Практика показывает, средством формирования ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной является использование проектной методики в образовательном процессе. Проектная деятельность на уроке технологии направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В современной школе проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологий, является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.Одним из новых направлений в содержании предметной области «Технологии» является изучение логики построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологического проекта, бизнес-проекта (бизнес-плана), инженерного проекта, дизайн-проекта, социального проекта, а также исследовательского проекта. При изучении предметной области «Технология» в 8 классе я предлагаю учащимся разработать исследовательский проект, связанный с историей Великой Отечественной войны. Параллельно мы изучаем развитие самолётостроения в нашей стране, как одного из видов транспортных технологий.  Я считаю, что данную тему целесообразно изучать, используя метод исследования. В ожидании праздника День Победы, в марте, мы запускаем исследовательский проект «Крылья Победы». К уроку технологии ученики готовят информацию о развитии самолётостроения в нашей стране в период Великой Отечественной войны.


       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логика построения и особенности разработки исследовательского проекта

в рамках предметной области «Технология».

Т.А.Гришина

Учитель технологии 1 категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани

               

         Стремительно  развивающиеся  технологии  требуют  от  общества  воспитания  человека,  способного  практически  решать  встающие  перед  ним  жизненные  и  профессиональные  вопросы.  Задача  современного  образования  —  подготовка  выпускника  такого  уровня,  чтобы,  попадая  в  нестандартную  ситуацию,  он  смог  выбрать  наиболее  оптимальный  способ  действия. 

         В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  обозначен  компетентностный  подход  в  обучении.  Такой  подход  создает  условия  для  качественного  личностно-ориентированного  обучения.  По  мнению  современных  педагогов,  само  приобретение  жизненно  важных  компетенций  дает  человеку  возможность  ориентироваться  в  современном  обществе,  формирует  способность  личности  быстро  реагировать  на  запросы  времени.

         Компетентность  — это «потенциальная  готовность  решать  задачи  со  знанием  дела.  Включает  в  себя  содержательный  (знание)  и  процессуальный  (умение)  компоненты  и  предполагает  знание  существа  проблемы  и  умение  её  решать.  Постоянное  обновление  знаний,  владение  новой  информацией  для  успешного  применения  этих  знаний  в  конкретных  условиях,  то  есть  обладание  оперативным  и  мобильным  знанием». 

        Рассмотрим, исследовательскую  компетентность. Очевидно, что она  включает  в  себя  информационные  компетенции:  поиск  знаний,  отбор,  систематизацию,  обобщение  и  анализ.  Организационные  компетенции  —  выдвижение  гипотезы,  постановка  цели,  задач,  поиск  методов  решения,  обоснование  той  или  иной  методики.  Сюда  же  относятся  коммуникативные  компетенции,  умение  работать  в  коллективе,  умение  презентовать  свою  работу,  отстаивать  свою  точку  зрения.  Несложно  увидеть  те  универсальные  учебные  действия,  которые  должны  быть  сформированы  в  процессе  обучения  в  основной  школе.

         Практика показывает, средством формирования ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной является использование проектной методики в образовательном процессе. Проектная деятельность на уроке технологии направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В современной школе проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологий, является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

        В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

        Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

        Задача проектной деятельности— создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

       Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

        Одним из новых направлений в содержании предметной области «Технологии» является изучение логики построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологического проекта, бизнес-проекта (бизнес-плана), инженерного проекта, дизайн-проекта, социального проекта, а также исследовательского проекта.        

        Исследовательский проект направлен на формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле» или как он был устроен. Исследовательский проект имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Правильное питание», «Моя родословная», «Профессия мечты», «Самолёты Великой отечественной войны».  Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), методы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, стенгазета, макет, презентация). Учащийся выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,    планирует информационный поиск, систематизирует информацию, критически относится к полученной информации, делает выводы. Частью исследовательского проекта может быть информационный проект — это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.

         Положительный  момент  участия  детей  в  исследовательской  деятельности —  это выявление  одарённых  детей,  формирование  универсальных  учебных  действий,  повышение  учебной  результативности  и  результативности  участия  в  олимпиадах  и  конференциях.  Участие  в  очных  мероприятиях  позволяет  детям  общаться  с  единомышленниками,  взаимообучаться,  учиться  самокритично  оценивать  свои  результаты,  заряжаться  исследовательским  азартом  и  желанием  достичь  лучших  результатов.

         При изучении предметной области «Технология» в 8 классе я предлагаю учащимся разработать исследовательский проект, связанный с историей Великой Отечественной войны. Параллельно мы изучаем развитие самолётостроения в нашей стране, как одного из видов транспортных технологий.  Я считаю, что данную тему целесообразно изучать, используя метод исследования. В ожидании праздника День Победы, в марте, мы запускаем исследовательский проект «Крылья Победы». К уроку технологии ученики готовят информацию о развитии самолётостроения в нашей стране в период Великой Отечественной войны.

Цель проекта:

        Выявить и проверить на практике педагогический потенциал проектных и исследовательских технологий в предметной области «Технология».

Задачи проекта:

1.Создать условия для формирования исследовательской компетенции учащихся на основе овладения знаниями и навыками в области подготовки информационного продукта (стенгазеты) и модели самолёта ЯК.

2.Провести исследование, разработать эскиз и оформить информационный продукт (стенгазету о самолётах Великой отечественной войны).

3.Организовать проведение выставки стенгазет и макетов самолётов Великой отечественной войны на базе школы.  

4.Выполнить диагностику результатов проекта и определить его эффективность  в процессе технологического обучения и патриотического воспитания учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Проектное решение(основные идеи проекта, отражающие его новизну).

        Новизной данного проекта является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, дающих возможность получить опыт сбора, анализа информации, создавать информационный продукт для широкой аудитории. Также проект  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно основы чертёжной графики, с которым дети познакомились в пятом классе.

        Особенностью проекта является реализация принципа межпредветных связей с предметом «История» при разработке проекта «Крылья Победы»  в процессе технологического обучения учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Данный проект обеспечивает знакомство учащихся с лучшими образцами конструкторского творчества при изготовлении самолётов в период Великой отечественной войны, узнать о подвигах советских лётчиков.

        Учащийся выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,    планирует информационный поиск, систематизирует информацию, критически относится к полученной информации, делает выводы.

       

Этапы работы над проектом.

1.Постановка проблемы.

2.Планирование этапов проекта.

3.Поиск информации.

4.Создание информационных продуктов.

5.Презентация продуктов

6.Применение информационных продуктов.

       Информационные продукты в дальнейшем могут использоваться на уроках и классных часах и других формах учебной деятельности

Примерный план поиска информации при выполнении проекта:

1.Модели самолётов, конструкторы.

2.Где производились самолёты?

3.Технические характеристики, вооружение, преимущества, особенности

4.Подвиги лётчиков, летавших на самолётах

5.Интересные факты

При изготовлении модели самолёта учащиеся работают по инструкционной карте «Инструкционная карта. Модель самолёта ЯК»

Жизненный цикл  и этапы реализации проекта.

Сроки реализации проекта: март 2020г.- май 2020г.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (март 2020г.) – поиск  и анализ информации.

2.Основной (апрель – май 2020 г) - подобрать материалы, оформить стенгазету (группой учащихся по 4-5 человек), изготовить модель самолёта ЯК(индивидуально), контролировать качество своей работы, оценить качество готового продукта.

3.Заключительный (8  мая 2020 г.)- проведение выставки стенгазет  «Крылья Победы»  и макетов самолёта ЯК, приуроченной к Дню Победы.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

1.Участие в мероприятии будет способствовать повышению уровня мотивации к занятиям техническим творчеством, совершенствованию практических навыков в сфере технологической деятельности, а также расширению общего кругозора учащихся, повышению уровня патриотического воспитания.

2.В результате проведения выставки «Крылья Победы» учащиеся будут демонстрировать теоретическую подготовленность и наличие знаний в сфере технологической, конструктивной обработки материала.

3.У участников возникнет потребность в создании новых продуктов технического творчества, возникнет активное, заинтересованное отношение к участию в выставке.

4.В процессе активного участия в проекте проявятся творческие и технологические способности, передача исторического образа.

5.Участники глубже познакомятся с технологией изготовления технических моделей

6.Будет достигнут конечный результат:

- создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

- результат проекта будет использован другими коллективами;

- информация о проекте широко распространена;

- получено удовольствие от своей деятельности;

- в ходе подготовки и организации проектной деятельности будет происходить усовершенствование профессионального мастерства учителя технологии.

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.

        Для оценки эффективности внедрения проекта «Крылья Победы» как формы технологического обучения учащихся были выделены основные критерии технологического обучения: проблемный, потребностно-мотивационный,  деятельностный. Для диагностики каждого из компонентов были определены показатели:  потребность в изготовлении продукта, комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом, способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы, активное, заинтересованное отношение к участию в проекте.

        Проект «Крылья Победы» разработан на основе ценностных ориентиров содержания курса «Технология» и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Заключение.

       Исследовательская  деятельность  учащихся  «способствует  формированию  универсальных  учебных  действий,  выявлению  одарённых  и  высокомотивированных  детей,  повышению  успеваемости», развитию познавательных интересов  и  результативности  по  предмету технология,  кроме  того,  может  быть  формой  внеурочной  занятости  ребёнка.

       В процессе работы над проектом учащиеся получат опыт освоения исследовательской компетенцией на основе овладения знаниями и навыками в области подготовки информационного продукта (стенгазеты) и модели самолёта ЯК, разработают эскиз , изготовят информационный продукт и макеты самолётов ЯК,  получат опыт защиты проекта,  опыт организации проведения выставки информационного продукта на базе школы и других учебных заведений.  Работа будет использована в школьном музее и на мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы.

        Педагогический потенциал исследовательского проекта «Крылья Победы» определяется воплощенным в нем одного из способов повышения уровня мотивации к занятиям техническим творчеством, совершенствования практических навыков в сфере технологического образования, а также, расширения общего кругозора учащихся, повышением уровня патриотических и духовно-нравственных ценностей у учащихся.

Литература.

  1. Сасова И.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б. Технология. Метод проектов в техническом образовании школьников. 8 класс. – М.: Вентана – Граф,
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2 – е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс. 2009. – 544 с.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  4.  Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.
  5. Субботина, Н.М. Исследовательские проекты в практике школы/ Н.М. Субботина// Библиотека журналов «ДШ» . - № 7. - 2008. С. 110-121.
  6. Тищенко А.Т. Технология. 8 класс: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 114 с.
  7. Тюкавина , М.В. Формирование социальной компетентности у обучающихся технологического профиля / М.В.Тюкавина // Профильная школа. – 2007. - №5. – С.36-39.

9. http://открытыйурок.рф/статьи/596218/ 

10. http://открытыйурок.рф/статьи/522753/ 

11. http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/project_edu_ch1/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

«Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»

laquo;Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»...

Выступление на конференции. Тема: Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

В июне этого года на базе школы №53 прошло МО учителей технологии, на котором обсуждались вопросы преподавания предмета «технология».В соответствии с майским указом президента РФ. В.В. Пут...

Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».

Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...

Выступление на тему: "Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год.

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год....