Рабочая программа по технологии для 10 класса 34 часа в год
рабочая программа по технологии (10 класс)

Михайлова Екатерина Валерьевна

Рабочая программа по технологии для 10 класса составлена на основе ФГОС второго поколения, Примерной программы Технология:10-11 классы: базовый уровень: В.Д. Симоненко.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tehnologiya_10_klass.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 10 класса составлена на основе ФГОС второго поколения, Примерной программы Технология:10-11 классы: базовый уровень: В.Д. Симоненко.

На изучение программы выделено 34 часа в год из расчёта 1 учебный час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты освоения программы по технологии отражают сформированность:

•        общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формамобщественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;

•        потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков;

•        стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентногоотношения к своему физическому и психическому здоровью; бережного отношения к природе;

•        готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по технологии подразумевают:

•        овладение научными методами исследования при освоении технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

•        умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов;

•        умение привлекать изученный в других предметах материал в реализуемые технологии и использовать различные источники информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;

•        умение анализировать конкретные трудовые и жизненные ситуации, различные стратегии решения задач;  выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности; самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;

•        коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;

•        начальный опыт, навыки творчества и исследовательской деятельности, публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Предметными результатами обучения технологии на базовом уровне являются:

•        представления о техносфере, роли техники и технологий в прогрессивном развитии общества; социальных и экологических последствиях развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; назначении и устройстве распространённых технологических машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электрических приборов и аппаратов;

•        ориентирование в свойствах и способах получения наиболее распространённых природных, искусственных материалов и сырья, продукции сельского хозяйства, используемых в производстве товаров, услуг и продуктов питания; традиционных и новейших технологиях получения и преобразования различных материалов, энергии, информации объектов живой природы и социальной среды;

•        дизайнерское (проектное) представление результатов труда и подбор средств труда для осуществления технологического процесса;

•        практическая готовность к выполнению технологических операций по оказанию услуги или изготовлению деталей, сборке изделия (наличие соответствующих трудовых знаний, навыков и умений);

•        владение способами проектирования, методами творческой деятельности, технического конструирования и эстетического оформления изделий;

•        овладение основными понятиями, терминами черчения и графики; правилами выполнения графической документации; основными экономическими характеристиками трудовой деятельности, экологическими характеристиками технологий;

•        самооценка индивидуальных профессиональных способностей и склонностей; ориентирование на рынке труда, услуг профильного общего и профессионального образования.

Содержание курса

Раздел 1. Технология проектирования изделий 21 час

Законы художественного конструирования 1час

Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.

Практические работы. Выполнение теста-опросника для выявления качеств дизайнера.

Экспертиза и оценка изделия 1час

Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности.

Практические работы. Проведение экспертизы ученического рабочего места.

Алгоритм проектирования 1час

Теоретические сведения. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Практические работы. Планирование деятельности по учебному проектированию.

Методы решения творческих задач 2часа

Теоретические        сведения.   Понятия  «творчество»,«творческий  процесс».  Введение  в  психологию творческойдеятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач.

Практические        работы. Решение творческих задач.Тестирование на креативность.

Метод мозговой атаки 1час

Теоретические сведения. Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия.

Практические работы. Решение творческих задач методом мозговой атаки.

Метод обратной мозговой атаки 1час

Теоретические сведения. Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода.

Практические работы. Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки.

Метод контрольных вопросов 1час

Теоретические сведения. Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники.

Практические работы. Решение творческих задач методом контрольных вопросов.

Синектика 1час

Теоретические сведения. Синектика. Суть метода.Типы аналогий.

Практические работы. Решение творческих задач методом синектики.

Морфологический анализ 1час

Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода.

Практические работы. Решение творческих задач методом морфологического анализа.

Метод фокальных объектов 1час

Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.

Практические работы. Решение творческих задач ассоциативными методами.

Дизайн отвечает потребностям 2 часа

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности.Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.

Практические работы. Дизайн-анализ окружающих предметов с целью выявления возможных вариантов их усовершенствования.

Мысленное построение нового изделия 1час

Теоретические сведения. Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план.

Практические работы. Изучение потребительского рынка своего региона.

Научный подходв проектировании изделий 1час

Теоретические сведения. Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи.

Практические работы. Составление бизнес-плана производства проектируемого (или условного) изделия (услуги).

Материализация проекта 1час

Теоретические сведения. Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.

Практические работы. Выполнение предварительного расчёт количества материалов для выполнения проектируемого изделия.

Дизайн-проект.Выбор объекта проектирования 1час

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов для изготовления проектного изделия.

Изучение покупательского спроса 1час

Теоретические сведения. Покупательский спрос. Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.

Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

Проектная документация 1час

Теоретические сведения. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта.

Практические работы. Составление резюме и дизайн спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

Организация технологического процесса 1час

Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление техно- логической карты.

Практические работы. Выполнение технологической карты проектного изделия.

Анализ результатов проектной деятельности 1час

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практические работы. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.

Раздел2. Технологии в современном мире. 13 часов

Роль технологии в жизни человека 1час

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.

Практические работы. Подготовка сообщения об интересующем изобретении в области технологии.

Энергетика и энергоресурсы 1час

Теоретические сведения. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации территории школы или ближайшей местности.

Альтернативные источники энергии 1час

Теоретические сведения. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.

Практические работы. Сравнение достоинств и недостатков альтернативных источников электрической энергии.

Технологии индустриального производства 1час

Теоретические сведения. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства.

Практические работы. Выполнение коллективного проекта «Технологические риски и их предупреждения».

Технологии земледелия и растениеводства 1час

Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства.

Практические работы. Составление почвенной карты (части  парка,  пришкольной  территории).  Подготовка сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных растений.

Технологии животноводства 2часа

Теоретические сведения. Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства.

Практические работы. Подготовка сообщения о правилах составления рациона и кормления сельскохозяйственных животных.

Технологии агропромышленного производства 2часа

Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции.

Практические работы. Составление кластеров. Проведение экспериментов.

Технологии лёгкой промышленности 2часа

Теоретические сведения. Лёгкая промышленность. Подотрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность.

Практические работы. Подготовка сообщения о технологии получения сырья для кожевенно-обувного производства.

Технологии пищевой промышленности 2часа

Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.

Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся научатся:

  • представлять значение эстетического фактора в проектировании;
  • определять качество пропорции, симметричность, динамичность, статичность;
  • осуществлять пошаговое планирование проектной деятельности;
  • планировать свою деятельность по учебному проектированию;
  • представлять, что такое изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса;
  • освоят методы решения нестандартных задач. Поймет, какие методы решения задач относятся к логическим;
  • овладеют сутью метода мозговой атаки. Научится формулировать цель метода;
  • приобретут опыт генерации идей;
  • научатся использовать в практике изобретательской деятельности универсальные опросники;
  • осмысливать суть и применение метода морфологического анализа. Составлять таблицу значимых параметров;
  • приобретут опыт использования МФО на примере задачи «выбор объекта и цели его усовершенствования»;
  • научатся формировать представление о рынке товаров и услуг;
  • научатся производить анализ существующих изделий;
  • получат представление о постановке целей и изыскании средств проектирования;
  • использовать источники информации;
  • осмысливать суть маркетинга;
  • осмысливать потребность в изготовлении опытных образцов и проведении испытаний;
  • определять стоимость проектов;
  • определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа;
  • выбирать материал для проектируемого изделия;
  • рассматривать требования к анкете по изучению покупательского спроса;
  • проводить анкетирование, делать выводы;
  • овладеют, как составляется проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация;
  • овладеют использованием компьютера для выполнения проектной документации;
  • расширят представление о проектной документации: техническом рисунке, чертеже, сборочном чертеже;
  • выполнять технические рисунки и рабочие чертежи проектируемого изделия;
  • анализировать технологические карты;
  • овладеют представлениями о технологическом процессе изготовления нового изделия;
  • осмысливать суть технологической операции и технологического перехода;
  • составлять технологическую карту;
  • осмысливать основные виды культуры;
  • понимать значение понятия «технологическая культура», влияние технологий на общественное развитие;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осмысливать проблемы и перспективы атомной энергетики;
  • сравнивать достоинства и недостатки различных способов получения энергии;
  • овладеют представлениями о технологии растениеводства;
  • рассматривать возможные пути реализации сельскохозяйственной продукции;
  • составлять технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий;
  • выделять группы отраслей пищевой промышленности;
  • формировать представление о рыбной промышленности;
  • осмысливать суть технологического цикла в пищевой промышленности.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Коли-чество часов

Технология проектирования изделий

20

2.

Технологии в современном мире

13

3.

Итоговая промежуточная аттестация

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 8 класс 35 часов мальчики

Рабочая программа по технологиия 8 класс мальчики  с подробным календарно-тематическим планом...

Рабочая программа по технологии 5 класс. 2018-19 уч. год, 34 часа

Рабочая программа для девочек расчитана на 34 часа....

Рабочая программа по " Технологии" 6 класс, 2018-19 уч. год, 34 часа

Рабочая программа для девочек, 6 класс, 34 часа в год...

Рабочая программа по "Технологии" 7 класс. 2018-19, 34 часа

Рабочая программа для девочек на 2018-19 учебный год, 34 часа...

Рабочая программа по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой

Рабочая программа  по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой...

Рабочие программы по технологии 8 класс 2 часа 2019-2020 учебный год

Рабочие программы по технологии для совместного обучения 8 класс 2 часа 2019-2020 учебный год...