Особенности преподавания технологии в неделимых классах в условиях малого социума
статья по технологии

Нина Владимировна Небольсина

Особенности преподавания технологии в неделимых классах в условиях малого социума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvystuplenie.docx23.21 КБ
Файл seminar_tehnologiya.pptx753.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания технологии в неделимых классах в условиях малого социума

Учитель технологии

МКОУ «Гор-Высельская ООШ»

Небольсина Н.В.

Перед каждым образовательным учреждением встает актуальная проблема проектирование и реализация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные результаты  освоения обучающимися предмета «Технология»

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • практическое освоение обучающимися основ проектно­исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

в трудовой сфере:

  • планирование процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;  .
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно­трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере :

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • опрятное содержание рабочей одежды;
  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
  • аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решении различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере :

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Неотъемлемой частью стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

        В Российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений – это малокомплектные сельские школы, т.е. школы, в которых нет параллельных классов, с небольшим количеством учащихся, расположенные в сельском населенном пункте, и в которых предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты.

Школа в маленьком селе – это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения. «Количество учебных предметов и количество часов, которые отводятся на их изучение те же самые, что и в обычной». Но из-за отсутствия параллельных классов у многих учителей не хватает нагрузки. Поэтому один учитель может вести несколько предметов не по своей специальности. Многопредметное преподавание в сельской школе стало нормой.

Кроме этого, в случае работы в классе-комплекте, учителю приходиться работать с одним классом половину учебного времени, а в остальное время организовывать самостоятельную работу другого класса. При выполнении самостоятельной работы дети не могут получить немедленную помощь со стороны учителя.

Но в малокомплектных школах есть то, что незаметно уходит из больших школ: это атмосфера общего дома. Взаимоотношения между учителями и учениками здесь на много теплее и ближе, нежели в крупных школах. В таких школах обычно нет проблем с учебной дисциплиной. «Поэтому крупное хулиганство и другие правонарушения, которые характерны для больших школ, здесь очень большая редкость».

Мы живём в быстро меняющемся мире, где, кажется, невозможно найти надёжные точки опоры и в этих условиях, возникает вопрос, как повысить интерес и заинтересованность со стороны мальчиков к предмету «Технология (индустриальные технологии)» в этом современном стремительно меняющемся мире. Одно из направлений, которое на наш взгляд позволит, повысить интерес к изучению предмета, это использование инноваций в образовательной деятельности. Использование новых знаний, приёмов, подходов, методов активного и интерактивного обучения, перед которыми стоит цель повысить заинтересованность к предмету особенно среди учеников 6-х, 7-х классов.

Применение компьютерных технологий в обучении  одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В данный момент имеется довольно широкий интерактивный «набор технологий» для успешного усвоения учебного процесса — это электронные учебники, виртуальные лекции и экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним. Внедрение информационных и коммуникационных  технологий в практику работы школьного учителя является одной из важных стратегий в условиях реализации ФГОС. Любое учебное занятие можно оживить внедрением технических средств обучения (ТСО). Сегодня трудно представить урок «Технологии (индустриальные технологии)» для мальчиков без использования цифровых технологий, а именно мультимедийных установок.

Мультимедийные презентации являются одним из современных и актуальных средств обучения, которые применяются на любом этапе учебного занятия по дисциплине «Технология (индустриальные технологии)» для мальчиков:

 для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса;

 для сопровождения объяснений учителя новых тем урока (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты);

 как информационно-обучающее пособие;

 для контроля знаний (тестирование);

 для подведения итогов учебного занятия (выводы, ответы на поставленный вопрос, рефлексия);

 для проведения тренинга (составление кроссворда по теме урока и др.).

 для сопровождения выступлений ученика во время защиты творческих проектов.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

 усвоить базовые знания по предмету;

 систематизировать усвоенные знания;

 сформировать навыки самоконтроля;

 сформировать мотивацию к учению в целом;

 оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель  новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии.

Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений

 черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков.

 Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности преподавания технологии в неделимых классах в условиях малого социума Учитель технологии МКОУ « Гор-Высельская ООШ» Небольсина Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Статья. Особенности преподавания информационно-технических дисциплин в современных условиях

В условиях глубинного изменения нового поколения приходится учитывать особенности мышления  студентовИзучению особенностей и  трудностей адаптационного периода студентов и внедрению новых фо...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Особенности преподавания технологии

Особенности преподавания предмета технологии в условиях апробации ФГОС...

«Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо»

Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо...

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО с использованием системно-деятельностного подхода...