Конспект урока "Эстетика и экология жилища"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Лучников Александр Михайлович

Методическая разработка урока, 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_luchnikova_a._m.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по

технологии

в 8 классе

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Подойниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.И.Рогачева» Панкрушихинского района Алтайского края на тему:

«Эстетика и экология жилища»

Разработал: Лучников Александр Михайлович

                                   ФИО

С. Подойниково, 2019 г.

Тема урока: Эстетика и экология жилища.

Дата проведения: 12.09.2019.

Тип урока: комбинированный.

Технология урока: деятельностное обучение; ИКТ.

Цель урока:

Образовательная:

- Изучение  факторов окружающей среды, влияющих  на экологию жилища  и предложение рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Развивающие:

- развитие самостоятельности обучающихся;

- создание условий для включения каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность;

- формирование умений самостоятельно находить пути решения проблемы;

- формирование экологической культуры.

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе;

- пропаганда здорового образа жизни;

Задачи урока: 

1. Предметные – формирование у обучающихся создавать применять в своем доме элементов интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (цветового и светового оформления комнаты);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование эстетического умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище.

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные: иметь представление об основных интерьерных стилях, понятии «Эстетика» и «Экология» жилья.

Организовать исследовательскую деятельность на уроке.

Метапредметные: познавательные – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные – овладевать диалогической формой речи, уметь вступать в речевое общение, делать выводы, доказывать, анализировать и аргументировать;

Регулятивные - овладевать способностью понимать учебную задачу урока и выполнять её.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла умения, развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Основные термины, понятия: экология, жилище, здоровье, загрязнение, окружающая среда, электромагнитные излучения, влияние на человека.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, презентация по теме урока,  раздаточный материал «Виды загрязнений».

План урока: 

1. Организационный аспект – 2 мин.

2. Мотивационно - целеполагающий аспект – 5 мин.

3. Деятельностный аспект – 10 мин.

4. Содержательный аспект – 17 мин.

5. Оценочно-рефлексивный аспект – 5 мин.

6. Психологический аспект (рефлексия) – 1 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный аспект

 Приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, создание доброжелательной обстановки, психологический настрой на позитивную совместную деятельность.

Приветствие, психологический настрой и переход от режима отдыха к режиму урока.

2.Мотивационно-целеполагающий аспект

Обсуждение с обучающимися смысла афоризма «Мой дом – моя крепость».

Афоризм «Мой дом – моя крепость» принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища. С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Выражение «чувствовать себя как дома» указывает на удобство, свободу и защиту и безопасность  человека в своем доме.  В  современных условиях  с   точки зрения экологии, как науки о доме -  в этой фразе на первое место по важности  выходит  понятие экологической  безопасности.

Что же такое экологическая безопасность?

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов.

Учитель создает предпосылки для мотивации обучающихся, приводя примеры из повседневной жизни человека.

Итак, о каком же возможном негативном воздействии нас предупреждают?

 Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то,  что  чувствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире.  Экологически грязные дома - это не фантазии учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Нередко бывает так: человек возвращается домой, и его начинают донимать головные боли, насморк,  першение  в горле.  Стоит выйти на свежий воздух, и все недомогания как рукой снимает. А дома снова отвратительное самочувствие, а то ещё ломота в суставах или бессонница. Когда всё это происходит регулярно и ни один врач не может помочь, причину нужно искать в экологии своего жилища. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии - новая тема: экологическая безопасность жилища.

Учитель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока.

Итак, тема нашего занятия: «Экология жилища». Тема очень актуальна как для общества (допустим, 2017 год был объявлен Президентом Годом экологии), так и для каждого человека, так как более 70% времени мы проводим в условиях закрытых помещений, которые не всегда  отвечают требованиям экологической безопасности. Так какие же факторы оказывают влияние на климат внутри помещения?

Цель нашего занятия: изучение  факторов окружающей среды, влияющих  на экологию жилища  и выработка  рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Для достижения  этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач:

  1. Выделить виды загрязнений жилья
  2. Найти  причины (источники) загрязнений
  3. Выработать рекомендации для улучшения экологического состояния жилья

Учитель озвучивает информацию о домашнем задании: (по возможности) совместно с родителями выявить виды загрязнений своего  жилья и определить их причины.

Слушают учителя, принимают участие в обсуждении, высказывают свое мнение.

 Записывают тему урока  и домашнее задание в рабочую тетрадь.

Совместно с учителем участвуют в формулировании цели  урока.

Слушают и обсуждают задачи, которые необходимо решить в ходе урока

Записывают домашнее задание в тетрадь

  1. Деятельностный аспект

 Для определения имеющегося  объема знаний по изучаемой теме, учитель проводит фронтальный экспресс-опрос:

1.Экология дома  и безопасность? Как связаны эти понятия?

2. Насколько безопасны наши дома (квартиры) с точки зрения экологии?

3. Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на экологию жилья? (Солнце, воздух, вода?...)

3.Может ли  сам человек повлиять на экологическое состояние своего дома (квартиры)

Учитель обращает внимание на важность  и актуальность поставленных перед обучающимися задач и  мотивирует обучающихся на их  решение.  Учитель   проводит инструктаж   для выполнения обучающимися  самостоятельной работы. Обучающимся  предлагается   материал научно-популярной статьи  для самостоятельного ознакомления в мини-группах.  Решение поставленных задач должно быть отражено в рабочей тетради в виде  таблицы. Учитель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, устраняет трудности при выполнении заданий, отвечает на вопросы обучающихся, возникающих в процессе работы над текстом статьи.

Обучающиеся слушают учителя, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя,

задают  вопросы

Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы

Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме.

4.Содержательный аспект

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЖИЛЬЯ»

По данным  экологов, домашний воздух в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее уличного. При этом мы сами зачастую превращаем свою квартиру в газовую камеру.

КАКИЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПРИСУЩИ КВАРТИРАМ?  ЭТО:

  • Биологическое загрязнение;
  • Химическое загрязнение;
  • Физическое загрязнение;

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ.

Данная разновидность загрязнения предусматривает собой загрязнение воздуха в квартире пылью, всевозможными бактериями, спорами плесневых грибов, вирусами и т.д.

Так, плесневые грибы начинают произрастать в помещениях с повышенной влажностью. Плесневые грибы (плесень) - это основная причина возникновения аллергии, однако их вредное воздействие на здоровье человека значительно шире: в случае чрезмерной концентрации веществ в воздухе нарушается экология квартиры, в результате происходит подавление иммунной системы.

Квартирная пыль - не менее важный аспект экологической безопасности жилого помещения. Пыль, которая находится в матрасах, мягкой мебели, коврах, оказывает негативное влияние на организм окружающих. Человек, попадая в запыленное помещение, непроизвольно контактирует с ней.

Откуда берется и чем вредна пыль? Комнатная пыль представляет собой набор аллергенов. Микроскопический клещ - главный аллерген, который относится к сапрофитам (организмам, живущим благодаря другим организмам) и вызывает аллергию, сопровождающуюся болезнью органов дыхания и отеком горла.

Для борьбы с плесневыми грибами применяют противогрибковые средства, которые препятствуют росту и развитию микрофлоры. В борьбе с комнатной пылью необходимо регулярное проведение влажных уборок,  своевременное использование пылесоса, разведение комнатных растений.

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Данная разновидность загрязнения предусматривает загрязнение воздушной среды жилища. Основные источники: загрязнения, которые попадают в квартиру с улицы, а также  отделочные и строительные материалы; мебель, работа газовой плиты,  бытовая химия, табачный дым. При таком виде загрязнения в воздух внутри  квартиры выделяются химические вещества: формальдегид - содержится  в смоле древесно-волокнистых плит (ДВП), древесно-стружечных плит (ДСП), мастик, фанеры и т.д.

фенол -  содержится в красках, лаках, линолеуме;  радон – радиоактивный газ, его источниками являются щебень и бетон; стирол -  выделяется из облицовочного пластика и теплоизоляционных материалов; аэрозоли тяжелых металлов попадают в воздух из ковровых покрытий и некоторых видов обоев; углекислый газ, двуокись серы,  бензпирен – выделяются при приготовлении пищи на  газовой плите; никотин, синильная кислота… и еще  около 4000 вредных веществ  содержатся  в табачном дыме!; ПАВ (поверхностно-активные вещества) – входят в состав порошков, шампуней и других средствах бытовой химии. Эти и другие вредные вещества раздражают слизистые  оболочки, поражают почки и печень, вызывают астму, провоцируют легочные заболевания  и  заболевания сердечно-сосудистой системы, а также онкологические заболевания.  Снизить риск и угрозы для здоровья поможет сведение до минимума применения различных бытовых химикатов, а также профессиональный подход к выбору материалов для ремонта.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ –  воздействие на организм человека   уровня шума, вибрации, радиационного фона и электромагнитных волн.

Каждый человек ежедневно подвергается массированной атаке электромагнитных излучений, возникающих при работе различной бытовой техники – смартфонов, планшетов, СВЧ-печей, пылесосов, холодильников, стиральных машин, которые образуя  электромагнитное поле  губительно воздействуют на весь организм. Недаром, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) назвала электромагнитное загрязнение еще одной глобальной экологической проблемой. Кроме этого, экология квартиры может быть нарушена из-за предметов, которые были куплены в качестве подарков или сувениров или привезены из других стран. Подобные предметы могут являться источниками радиации.

При оценке экологии квартиры большое значение имеют также  уровень шума и вибрации. Вследствие повышения значений этих параметров может быть оказано воздействие на нервную систему и органы слуха, повышена утомляемость, появление расстройства координации движения. Снизить риск  влияния электромагнитного поля может: уменьшение   мощности оборудования; создание в квартире зон, свободных от бытовой техники; ремонт неисправных бытовых приборов и электрооборудования; уменьшение времени пребывания человека у источника загрязнения.

Учитывая  все  сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность жилья во многом определяет состояние нашего здоровья и качество жизни.

Обучающиеся знакомятся с содержанием статьи, решают задачи урока:

дают характеристику видов загрязнения, выявляют причины загрязнений, осуществляют поиск рекомендаций экологов по снижению интенсивности загрязнения жилья. Результаты работы заносят в таблицу.

5. Оценочно-рефлексивный аспект

 Подведение итогов занятия:  Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания, представленного на слайдах:

1.Биологическое загрязнение жилья может быть вызвано:

а) спорами плесневых грибов,

б) химическими веществами и их соединениями

в) работой бытовой техники

2.На каких этажах вероятнее всего может быть повышена концентрация радона:

а)        на 5-м;

б)        на 1-м;

в)        на 10-м;

г) этажность не имеет значения

3. Почему к древесностружечным плитам (ДСП), используемым в быту, экологи относятся с осторожностью:

а) ДСП сильно понижает уровень влажности в квартире;

б) увеличивает концентрацию формальдегида в квартире;

4. Аллергические реакции, бронхиальную астму, риниты, конъюнктивиты  у людей вызывают обычные обитатели квартир:

а) моль;

б) муравьи;

в) пылевые клещи;

г) мучные жучки

5. Причиной физического загрязнения жилья  может быть:

а) Шум от находящейся рядом стройки 

б) хлорирование воды в быту

в) попадание в воздух загрязняющих веществ от работающих предприятий

6. По Указу Президента России  2017 год был объявлен Годом:

а) Кино

б) Экологии

в) Арктики
г) Амурского тигра

Учитель предлагает использовать метод взаимопроверки тестового задания и озвучивает правильные ответы тестового задания и  критерии его оценки. (5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2-«2»). Учитель визуально оценивает результаты тестового задания.

Учитель осуществляет сбор отчетов (в рабочих тетрадях) по выполненной работе для последующей  проверки.

Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных обучающихся.    

Учитель завершает урок вытекающими из темы урока выводами:    

Каждая квартира является формой среды обитания человека, также как среда обитания – лес, пустыня, океан. Жизнь, здоровье и работоспособность человека в значительной степени зависят от экологической безопасности и условий микроклимата дома, где он проводит как минимум 30% своего времени. Поэтому очень важно уделять своему жилищу как можно больше времени, ведь от состояния места обитания человека зависит самое главное – здоровье.

Мы вряд ли можем контролировать качество воздуха за стенами нашей квартиры и далеко не всегда можем выбирать, где жить, но мы в состоянии создать дома комфортный микроклимат. В современной квартире есть ряд возможностей существенно снизить негативное воздействие города и неблагоприятного окружения – с помощью технических приспособлений, подбора высококачественных материалов и соблюдения всех перечисленных сегодня на уроке правил ухода за своим жилищем.

В заключение урока прошу дать оценку нашему занятию:  рефлексия:

Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания

Используют метод взаимопроверки. Подсчитывают результаты тестового задания на основании критериев оценки. При необходимости задают вопросы.

Слушают учителя,, задают вопросы, по желанию высказывают свое мнение

Дают оценку результатам урока (рефлексия)

Задание ученикам по рефлексии их деятельности:

тестовое задание, представленное на этапе 5.

Формы контроля и оценки результатов урока:

-словесные (беседа);

-краткий письменный ответ;

-работа у доски;

-групповая работа.

Информация о домашнем задании: общеклассное: представлено на этапе 2;

индивидуальное: выполнить эскиз фотообоев для своей комнаты в одном стиле на выбор (формат А4).

Список использованных материалов:

1. Технология. Программа: 5-8 классы. Тищенко А.Т., Синица Н.В. М.: Вентана - Граф. 2012.

2. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., перераб. - М. «Вентана- Граф», 2018.

3.https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_estetika_i_ekologiya_zhi_212316.html

4. http://www.openclass.ru/node/196545

5. https://www.metod-kopilka.ru/page-tech-1-1.html

6. https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-tiekhnologhii-ti.html


Самоанализ урока

(Примерная схема самоанализа урока)

1. Внешние связи урока:

Согласно КТП тема урока «Эстетика и экология жилища», раздел «Технологии домашнего хозяйства». Урок является заключением по данной теме. Проанализировав эти первые 2 часа в самом начале учебного года, на следующем уроке учащиеся должны будут заняться работой над темой «Бюджет семьи».

Межпредметные связи:

физика – определение видов энергии;

биология – влияние выделяемых вредных веществ на организм человека; особенности

строения клеток растений улавливать вредные вещества;

химия – использование химических соединений в составе моющих и

дезинфицирующих средств.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса:

Цель урока была достигнута, так как группы справились с поставленными

задачами: заполнили таблицу по видам загрязнений на основе представленной статьи.. Выполнили самостоятельную работу, закрепив это на практике.

3. Характеристика замысла и этапов урока:

                                          I. Общая организация урока

1. В план - конспекте четко указана последовательность и распределение этапов урока по времени, которая не была нарушена в ходе урока. Всего урок продлился 40 мин.

2. Познавательная деятельность на уроке была разнообразной. Для этого на разных этапах урока были использованы различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповые: парная, индивидуально-групповая, дифференцированно - групповая.

3. Я считаю, что структура урока соответствует поставленной цели урока и его замыслу. Урок цели достиг.

                                 II. Содержание урока

1. В ходе урока у мальчиков закреплялось развитие культуры

общения и поведения при работе в группах. Были хорошие ответы на наводящие

вопросы введение в новую тему. В группах они продолжали учиться сотрудничать друг с

другом. Выполняя самостоятельную работу, проявляли усидчивость,

самостоятельность, старание сделать правильно и аккуратно.

2. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по

технологии большая часть времени отводится на практическую работу.

Потери времени на уроке не было. Все работали активно и переживали за

свою группу.

3. Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы, также

использовался репродуктивный метод. Материал излагался последовательно. Во

время объяснения показывалась презентация. Учащиеся усвоили значимость микроклимата в доме, меры по защите от неблагоприятного воздействия факторов.

4. Еще в начале урока, на этапе «мотивационно - целеполагающий аспект», в процессе обсуждения идет повторение материала, изученного на прошлом уроке, таким образом прослеживается связь с прошлым уроком. Здесь же учащиеся вместе с учителем ставят цель, которая плавно переносит их в изучение нового материала.

5. На уроке присутствует группа из 10 человек (мальчики); на плохое самочувствие жалоб не поступало; по данной теме учебные способности наблюдаются у всех практически на одном уровне. Все работают дружно и активно.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

1. Количество и качество методов и приемов обучения данного урока приемлемы, они адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей учащихся 8 класса.

2. Технологии и методы обучения хорошо чередуются и меняются.

3. Оборудование урока достаточное для полноценного усвоения и закрепления материала.

4. На уроке применены интересные методы опроса. Например, рефлексия в форме диалога, работа в группах, выполнение разнообразных заданий. Специальной физкультминутки для данного урока предусмотрено не было, потому что в этом не было особой необходимости. В силу применения различных форм деятельности и методов обучения учащиеся в ходе урока часто свободно передвигались из одного места в другое. Но при желании можно включить в урок физкультминутку для глаз, ввиду работы со слайдами и Интернет-ресурсами.

IV. Функциональный анализ урока.

1. Структура урока соответствует поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.

2. В ходе урока существенных недостатков не было. Наиболее удачные моменты урока – индивидуально-групповая работа над постановкой учебной задачи, целей урока, а также над составлением плана работы.

3. Индивидуально - групповая работа – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. Учитель при этом опосредованно руководит работой каждого ученика. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет выполненное задание в процессе коллективного обсуждения.

V. Оценка конечного результата урока.

1. Оценивая результаты рефлексии учащихся, прихожу к выводу, что большинство

их будет следовать рекомендациям по подержанию чистоты и порядка в своей

квартире, будут оказывать посильную помощь родителям в этом, считают полезными

полученные знания и применят их в жизни.

2. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом не оказалось. К концу урока все задачи были решены и цель достигнута.

3. Активность учащихся была полной,  на хорошем уровне. Такая активность, по моему мнению, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и

приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной

категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я

считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд

оптимальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология жилища

Пиманов Алёша. Работа на научную конференцию...

Приложение Экология жилища

Приложение к материалу Экология жилища...

Урок - лекция по химии на тему "Экология жилища"

В  XXвеке ученые зарегистрировали новую болезнь. Чаще этой болезнью болеют городские жители. Представьте, себе что человек получил новую современн...

Сценарий урока в виде научно – практической конференции «Экология жилища»

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять…Джордано Бруно Работа по подготовке и провед...

Элективный курс "Экология жилища"

Элективный курс "Экология жилища" предназначен для учащихся 9 класса...

Проек "Экология жилища"

Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме дома и устранить, или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье человека....

Конспект урока по технологии: Эстетика и экология жилища.

Конспект урока по технологии для 6 классов. (мальчики)...