Элективный курс "Экология жилища"
рабочая программа по экологии (9 класс) по теме

Лопарева Светлана Васильевна

Элективный курс "Экология жилища" предназначен для учащихся 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zhilishcha_9_klass.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Добрыниховская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ

Добрыниховской СОШ

______ Е.А. Кораблева

01.09.2012 г

Рабочая программа «Экология жилища»

(элективный курс)

Составитель: Лопарева

Светлана Васильевна

Учитель экологии

2012 г.

Рабочая программа

элективного курса для учащихся 9 класса

«Экология жилища»

Пояснительная записка

        Рабочая программа элективного курса «Экология жилища» составлена на основе авторской программы учителя биологии Ольховской Любови Анатольевны «Экология жилища», Издательский дом «1 сентября» в 2007 году, без изменений.

        Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Программа элективного курса « Экология жилища и быта» рассчитана на 17 часов и разработана для образовательной области « Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, экологии, химии.

Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, экологии, химии – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Ведущие формы занятий – интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Экология жилища»

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера, о значении физики в различных областях народного хозяйства, в быту, а также решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической физикой, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Прослеживается связь физики с биологией, географией, химией, экологией.

Т.е., с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой стороны способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это – экология жилища и быта.

Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким  факторам относятся применение  некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался. 

Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный курс.

 Цель курса:

- побудить учащихся к заботе о сохранение своего здоровья, здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии своего жилища и быта;

- расширить знания учащихся об окружающем мире;

- удовлетворить интерес к явлениям и процессам;

- самоопределится в выборе направления дальнейшего образования.

Задачи:

1.      Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище и быту.

2.      Сформулировать у учащихся сознание необходимости.

А) заботится о своём здоровье;

Б) изучить вещества и явления окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы

их правильно применять.

3.   Побудить   учащихся  экологическому просвещению населения.

4. Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с бытовыми приборами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности, решать экологические задачи.

5. Расширить кругозор учащихся.

6. Использовать и развивать межпредметную связь физики с химией, биологией    , географией.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.

Формы контроля.

- Анкетирование учащихся на начало и конец курса.

- Решение индивидуальной задачи: « Проблема в моем доме»

- Контроль выбора профиля обучения учащихся.

- Защита проектов « Экология нашего дома и быта»

- Запись в портфолио.

   Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика, в форме отзывов педагога или общественности о результатах выступлений участников курса, перед населением, учащимися, по результатам исследовательских мини – проектов, в форме отзыва самих участников элективного курса о собственном продвижение в процессе занятий. Оценки в бальной системе выставлять не рекомендуется.

Прогнозируемые  результаты обучения:

- Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.

- Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.

- Преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»

- Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.

- Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.

 - Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище.

- Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем доме.

- Развивать умения учащихся к исследовательской деятельности, выполнению мини – проектов.

- Заботится о своем здоровье.

- Развивать у учащихся умения  навыки обращения с бытовыми приборами.

- Решать экологические задачи.

                      

                      

Содержательная часть программы.

  1. Введение ( 2 часа)

Экология – наука о доме.

Значение для человека знаний по физике.

  1. Физический практикум.

Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.

  1. Экология жилища и быта человека. (14 часов)

Радиоактивность стройматериалов.

Радиоактивные элементы. Радиация. Стройматериалы вулканического

происхождения. Опасное действие повышенной радиации на живые организмы. Контроль уровня радиации в помещениях.

  1. Родные стены.

Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи, качество строительных товаров.

  1. Электромагнитные волны.

Что такое электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн и их распространение. ЛЭП - линии электропередач.

  1. Электромагнитное излучение.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Влияние их на организм. Излучение в квартире. Меры защиты от электромагнитного излучения. Степень вредного влияния сотовой связи. Телевизионная трубка. Микроволновая печь.

  1. Питьевая вода.

Рациональное использование пресной воды. Её запасы. Загрязнение пресной воды и её влияние не организм человека. Фильтры для очистки воды.

  1. Влажность воздуха. Роль и значение влажности.

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Устройство и принцип работы психрометра. Измерение влажности воздуха. Значение влажности в жизни человека.

  1. Акустический фон.

Звук. Инфразвук. Ультразвук. Влияние инфразвука и ультразвука на организм человека. Шумовые загрязнения. Уменьшение акустического фона.

  1. Свет в доме.

Источники света. Глаз. Экологическое и безопасное освещение. Уровень освещенности.

  1. Работа по дому с точки зрения эколога.

Уборка помещений, пылевые загрязнения, мытье окон, работа бытовой техники, сбор и вынос мусора. Экологические опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

  1. Проведение имитационной игры.

Защита проектов: « Экологическое жилище будущего», « Безопасный быт», « Мой дом – моя крепость».

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 №

Название тем курсов

Кол-во

часов

Дата провед.

Скоррект.дата

Примеч

1

Экология – наука о доме

1

2

Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы

1

3

Радиоактивность стройматериалов.

1

4

Родные стены

1

5

Электромагнитные волны

1

6

Электромагнитное излучение

1

7

Излучение в квартире

1

8

Сотовый телефон

1

9

Питьевая вода

1

10

Влажность воздуха. Роль и значение влажности.

1

11

Свет в доме

1

12

Акустический фон

1

13

Решение задач с экологическим содержанием

1

14

Работа по дому

1

15

Работа по дому

1

16

Защита проектов по теме «Экология жилища»

1

17

Защита проектов по теме «Экология жилища»

1

                          

Перечень учебно-методического обеспечения

Для ученика

Для учителя

Дубров А.П. Экология жилища и здоровья человека. « Слово» - 2003.

Павлов А.П. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность – М.; Гемос, 2002.

Аракелян М.К., Вайнштейн Л.И.

Энциклопедия для детей. Экология, 2001.

Мертон Б. Физика с биологическим содержанием – М. Высшая истома, 1996 г.

Алексеев С.В., Груздева Н.В.. Экологический практикум школьника. Учеб. Пособие, Самара: Корпорация « Федоров» . 2005.

Электробезопасность в жилых зданиях. – М.: Энергоатомиздат 1983.

Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2000.

Енохович Н.И. Справочник по физике и технике.М.: « Просвещение «, 1985.

Перышкин А.В. Факультатвный курс физики, М.,1980.

Алексеев С.В. « Практическая экология для всех» - СПО – 2005.

Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика, - М., Просвещение 2005.

Перышкин А.В., Гутник, Физика, 2006.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

ШМО естественно-математического цикла

от 27 августа 2012 № 1.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР: ________ Киселева В.Н.

31 августа 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология жилища

Пиманов Алёша. Работа на научную конференцию...

Занятие элективного курса "Социальная экология. Жилище как экосистема."

Неужели квартира тоже экосистема?  Что такое "экологически чистая квартира"? Всё это мы рассмотрим на нашем занятии....

Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"

Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...

элективный курс для 6 класса "Экология жилища"

Элективный курс способствует расширению представлений учащихся об экологии собственного дома. Учащиеся приобретают знания и умения в сфере выбора экологическисообразного быта, что является актуальным ...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»

Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...

Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».

Вашему вниманию  предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...

Публикация проекта. Жилища народов мира. Жилища кочевников

Проект на тему: "Жилища народов мира. Жилища кочевников...