Эффективная работа с одаренными детьми.
статья по технологии

Сенчина Виктория Анатольевна

Эффективная работа с одаренными детьми в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сенчина Виктория Анатольевна

Учитель технологии ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

Эффективная работа с одаренными детьми.

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

 В. А. Сухомлинский.

            Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать.                              Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

         В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В «Концепции модернизации Российского образования говорится, что школа  – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

      Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности детей ставится в качестве одной из приоритетных задач. Обязательным условием формирования у школьников успешности является обеспечение их участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.

          Образовательная область «Технология» является одним из предметов учебного плана, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных обучающихся и талантливой молодежи для проявления творческих и интеллектуальных способностей. Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников.

 Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются:

  1. Выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;
  2. повышение уровня и престижности технологического образования школьников, рзвитие

творческих способностей учащихся;

  1. повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия       творческого потенциала детей;
  2.  привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

      В современном российском обществе возрастает потребность в людях одаренных: неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

     Одаренность ( Лейтес, 2000) - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

          Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

      В образовательной области «Технология» выделяются дети с творческим и продуктивным мышлением (творческая одаренность). Такие дети отличаются независимостью, неконформностью поведения, умением переструктурировать информацию, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.     Но для подготовки к олимпиаде по технологии этого недостаточно. Учащиеся должны обладать высокой степенью одаренности в академической сфере. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. Именно это сочетание качеств одаренности ребенка при высокой мотивации позволяет ему достичь высоких результатов в олимпиадном движении. Под влиянием такой общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. Задача педагога не только выявить эти качества, но и совершенствовать, развивать их. Педагог должен видеть одаренного ребенка, уметь работать с ним.

    Реализуются эти задачи с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов. К одаренным детям необходим индивидуальный личностный подход. Во-первых, способного ребенка необходимо выявить на ранней ступени занятий технологией. Уже в 5 классе такой ребенок все делает быстро, аккуратно, а, главное, с интересом. Ему все хочется познать, попробовать сделать самостоятельно, объем выполненных работ у такого ученика гораздо выше остальных. За счет более глубокого овладения предметом ребенок видит задачу, поставленную учителем, по-новому, а значит и её решение, как правило, бывает интересным и неожиданным.              Одаренные дети уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому при подготовке к олимпиаде они нуждаются не столько в активном обучении, сколько в создании индивидуальной вариативной образовательной среды. В план подготовки учащегося необходимо включать самостоятельное решение тестовых и практических заданий по различным разделам технологии.

            Повышенная познавательная потребность ребенка проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы школьной программы. Постепенно окунаясь в мир «Технологии», он приобретает способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, формулировать общие закономерности. А ведь задания тестов зачастую тесно связаны с знаниями из области физики, биологии, истории, экономики и других предметов. Но для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю (а у старшеклассников нет и этого!), требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану. Для этого помимо работы на уроке, можно  организовать  консультативную помощь «учитель-ученик», на индивидуальных занятиях проводить работу со справочной литературой, разбор решения задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. Учителю важно выявить интерес к тому или иному занятию или сфере деятельности, увлеченность каким-либо видом творчества. Здесь можно наблюдать мотивационный аспект поведения одаренного ребенка. Занятие любимым делом должно сопровождаться переживанием чувства удовольствия.

     Важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств учащихся при подготовке к олимпиаде являются методы обучения. Основными являются методы творческого характера:

 - проблемный,

 - поисковый,

 - исследовательский.

          Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.  

             Важное место в подготовке к олимпиаде имеет проектный метод обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, постепенно формируя новые знания и приобретая жизненный опыт.

        Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда ребенок сам предлагает интересную тему для разработки. А бывает, что на решение вопроса с тематикой работы уходит много времени. Но как бы то ни было, при выборе учеником темы творческого проекта следует придерживаться следующих принципов:

- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

 - проект должен раскрыть творческие способности учащегося;

- большое значение имеет оригинальность идеи;

- важна социальная и практическая значимость творческого проекта; - доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;

 - соответствие материально-технической базы кабинета/мастерской.

         Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготавливаемого изделия, и конечно защите проекта. Шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично доказать, что его проект самый лучший. Особо хотелось бы отметить важную роль сотрудничества с родителями учащегося в период подготовки к олимпиаде. Их поддержка, понимание, а зачастую и материальная помощь способствуют высоким результатам.

          Я бы выделила два основных подхода по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии:

 - поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады (консультации, рекомендации литературы и интернет-сайтов для подготовки к олимпиаде).

               Большую роль в работе по подготовке к предметной олимпиаде может оказать школьный психолог. Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого должен быть создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).

         Немаловажную роль играют тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. На таких занятиях диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении. Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.

           Ну и в заключение, несколько слов об учителе одаренного ребенка. Специалистами разработаны несколько программ специально для работы с одаренными детьми. Хотелось бы отметить программу «Astor», где наиболее четко выделены те специфические качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми. Учитель должен:

 -быть доброжелательным и чутким;

 -разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

 -иметь высокий уровень интеллектуального развития;

-иметь широкий круг интересов и умений; -иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

 -быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

 -иметь живой и активный характер;

 -обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

 -проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми

Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...

"Эффективность Студийного метода в работе с одаренными детьми "

В данной статье описаны особенности применения Студийного метода работы при обучении детей театральному искусству и предъявление результатов эффективности данного практического опытаАвтор- Желтова Нат...

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

«Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью. Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»

В работе рассмотрены вопросы:1.Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью.2. Ознакомление с теоретическим и дидактическим материалами по теме «Развивающие задачи ...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми + дорожная карта...