Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся»
материал по технологии

Никольников Андрей Викторович

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу  потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.

Одно из возможных направлений изменения - методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование интерактивных методов обучения в учебном процессе.

Синектика – это метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения. Они не должны критиковать никакие идеи, исходящие от других участников. Вместо этого члены группы поддерживают чужие идеи, развивая и модифицируя их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx123.29 КБ
Файл master-klass.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся» Учитель технологии МОУ «СОШ №13» Никольников Андрей Викторович

Слайд 2

Интерактивное обучение это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия

Слайд 3

Использование интерактивных приёмов обучения способствует:

Слайд 5

Методы интерактивного обучения « Мозговой штурм» (атака) Синектика Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков и др.

Слайд 6

Синектика это метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций

Слайд 8

Четыре метафоричных по характеру механизма превращения: Таблица аналогий Прямая аналогия Личная аналогия Символическая аналогия Фантастическая аналогия Что ещё используют также? Как бы я хотел, чтобы меня использовали, будь я этим предметом? Что значит этот предмет в системе символов и метафор? А как бы использовали этот предмет фантастические или сказочные герои?



Предварительный просмотр:

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу  потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.

Одно из возможных направлений изменения - методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование интерактивных методов обучения в учебном процессе.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия.

Использование интерактивных приёмов обучения способствует:

- вовлечению практически всех учащихся класса в процесс познания;

- обмену знаниями, идеями, способами деятельности;

- установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. При интерактивном обучении диалог строится на линиях:

- “ученик - ученик ” (работа в парах);

- “ученик -  группа” (работа в группах);

- “ученик - аудитория” или группа учеников - аудитория” (презентация работы);

- “ученик - компьютер” и т.д.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

•        «Мозговой штурм»,

•        Синектика

•        Контрольный лист или тест

•        Ролевая игра

•        Игровые упражнения

•        Разработка проекта

•        Решение ситуационных задач

•        Приглашение визитера

•        Дискуссия группы экспертов

•        Интервью

•        Инсценировка

•        Проигрывание ситуаций

•        Выступление в роли обучающего

•        Обсуждение сюжетных рисунков и др.

Я уверен, что большинство приёмов из данного вам знакомы, и многие применяют их в своей практике. На своём мастер-классе я хотел бы более подробно остановиться на таком приёме, как  «СИНЕКТИКА».

Итак, синектика – это метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения. Они не должны критиковать никакие идеи, исходящие от других участников. Вместо этого члены группы поддерживают чужие идеи, развивая и модифицируя их.

Роль учителя на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы и в то же самое время увести ребят от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа.

Синектика обычно используется в двух основных направлениях:

1) для выработки, создания новых представлений (от известного к неизвестному)

2) для овладения новыми представлениями (от неизвестного к известному).

В каждом из указанных направлений возможно использовать четыре  метафоричных по характеру  механизма превращения: прямую, личную, символическую и фантастическую аналогию. Аналогия при этом выступает эффективным средством создания условно-речевой ситуации,  мотивирующей говорение на заданную тему.

Прямая аналогия основана на сравнении параллельных фактов из различных областей, это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Она требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Например, при ознакомлении с устройством рубанка, я задаю учащимся вопрос «почему рубанок был назван именно так?». Ребята чаще всего проводят аналогию с ловом «рубить».

Личная аналогия освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа, представляет собой «вхождение в образ» и может быть обусловлена такими коммуникативными заданиями, как например: при работе над проектом «Разделочная доска» я предлагаю учащимся следующее задание: «Представьте себе, что вы – разделочная доска, расскажите, какими себя видите?» Что подталкивает их к видению конечного продукта работы.

Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы описать проблему. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном". Приведу пример такого видения анализируемых объектов: учащиеся не всегда правильно называют инструмент «киянка», заменяя его аналогией «деревянный молоток». Однако, более употребление аналогии со словом «кий» даёт более точную подсказку на определяемое слово «киянка», т.к. оба эти предмета изготовлены из дерева и имеют созвучное написание.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими образами, сказочными персонажами, героями мифов и легенд, и т.п. При работе с различными инструментами или при работе над проектом, я предлагаю учащимся вообразить, как этот инструмент или продукт проекта могли бы использовать фантастические или сказочные персонажи. Например, какой инструмент потребовался бы деду из произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» для того, чтобы сделать новое корыто для бабки?

Итак, мы рассмотрели метод синектики и его особенности применения. Теперь, давайте на примере изучения раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» применим этот метод в режиме нашего мастер-класса.

Перед вами на экране таблица аналогий с наводящими вопросами. Ваша задача сформулировать аналогию в каждой группе, используя один из инструментов, применяемый при обработке древесины. На выполнение этой работы у вас есть около 4-х минут.

А теперь давайте сравним ваши мысли с идеями учеников. Например, рейер и мейсель.

Прямая аналогия

Личная аналогия

Символическая аналогия

Фантастическая аналогия

нож

скальпель

резец

я вижу себя …

1. крепким

2. острым

3. симметричным

  1. Немецкие солдаты

  1. дельтаплан

  1. Папа Карло при работе с этими инструментами смог бы изготовить куклу более аккуратно.
  2. Иванушка-дурачок из сказки «Летучий корабль» возможно смог бы сделать корабль без помощи.

Суммируя сказанное, можно заключить, что метод синектики, как один из интерактивных методов обучения, способствует развитию творческих способностей и критического мышления учащихся, созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Активация учебно - познавательной деятельности учащихся.

В данной статье предлагаются методы и приёмы повышения интереса детей к учебе....

ДОКЛАД на педагогическом совете «Современные методы организации учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям....